“емна€ сторона сэндвича с огурцом: завершен показ сериала "јббатство ƒаунтон"

18 но€бр€ 2013, 13:14
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

„ем дальше, тем труднее отрицать очевидное: современный кинематограф давно уже существует в вынужденном и весьма напр€женном диалоге с сериальной продукцией ведущих телеканалов, все чаще оказыва€сь в ситуации, когда предложение «догони-ка моего меньшого брата» звучит едва ли не издевательски.

«Ѕольшой экран» уступает «малому» одну позицию за другой: телевидение давно выигрывает по части сюжетов и сценариев, которые просто не может себе позволить зачумленный тинейджерской (или чересчур инфантильной) аудиторией √олливуд. »звестно, что кинорежиссеры «с именами» (от —корсезе до ‘инчера – и никогда нельз€ забывать о Ћинче) совсем не прочь поработать на “¬ – но это, пожалуй, уже излишнее подтверждение состо€тельности телеотрасли. ќбратное движение – из телесериала в большое кино – не прекращаетс€ со времен изобретени€ формата, разве что сейчас американские продюсеры особенно пристально пригл€дываютс€ к британским и скандинавским постановщикам.

“елеэкран все чаще оказываетс€ не «последним прибежищем» списанных кинозвезд, а наоборот – стартовой площадкой дл€ сверхновых. Ќедавн€€ шумна€ истори€ с „арли ’аннэмом, отказавшимс€ участвовать в потенциально громком, но сул€щем репутационные потери проекте «ѕ€тьдес€т оттенком серого», весьма красноречива. √олливудское «софт-порно дл€ мамочек» никак не может считатьс€ карьерным взлетом дл€ актера, продолжающего блест€ще играть сложную роль ƒжекса “еллера, наследного принца королевства байкеров, в телевизионных «—ынах анархии». » дело не только в том, что скверно ориентирующиес€ в современных реали€х продюсеры поскупились на актерский гонорар, - просто иерархи€ помен€лась. » этого уже нельз€ не учитывать.

ѕока подростки всех возрастов в коллективном порыве продолжают наслаждатьс€ монументальными комиксами «Marvel», а молот “ора разносит в щепки бокс-офис, остальна€ (отнюдь не малочисленна€) аудитори€ реализует свое драгоценное право на индивидуальный выбор. —овременные технические возможности просмотра телевизионной продукции делают его именно таким - независимым от конкретного расписани€ телеэфира.  ак бы того ни хотелось телевизионному начальству (особенно в склонных к госрегулированию авторитарных системах), их «сетка» ни дл€ кого не указ. » пока бесчисленные блокбастеры, отгрохотав, бесследно исчезают, не оставив по себе пам€ти, зрители - из года в год - продолжают смотреть то, что выбирают сами, что заслуживает и внимани€, и отдельного разговора. » что определ€ет аудиторию, ее интересы и потребности, иногда гораздо точнее самых изощренных социологических исследований.

Ќа канале ITV1 закончилс€ показ четвертого сезона сверхпопул€рного во всем мире (включа€ –оссию) телесериала «јббатство ƒаунтон» по сценарию оскаровского лауреата ƒжулиана ‘еллоуза. »стори€ семьи  роули, графов и потомственных владельцев поместь€ ƒаунтон в …оркшире, их родственников и знакомых, а также слуг (от дворецкого до самого последнего мальчика-посыльного) одновременно удовлетвор€ет извечную зрительскую т€гу к многонаселенным любовным романам «из великосветской жизни», потворствует моде на англоманию, бегло и толково знакомит публику с основными событи€ми и курьезами европейской истории начала ’’ века и попутно решает еще несколько тонких социальных проблем. ≈сли первые два сезона были обречены на успех, поскольку бесхитростно, но вполне элегантно – в эдвардианской манере - следовали неотразимой схеме «√ордости и предубеждени€» (главные влюбленные сост€зались друг с другом попеременно в предрассудках и благородстве), то в дальнейшем происход€щее все чаще стало напоминать зат€жную битву за обреченный, но так до сих пор и не сдавшийс€ Ѕрайдсхед »влина ¬о. √ибель «“итаника», капризы системы майората, классовые привилегии, ѕерва€ мирова€ война, ирландское освободительное движение, социалисты и суфражистки, эпидеми€ «испанки», первые черные джаз-банды и «золота€ молодежь», разорение старых аристократических фамилий, богатые и вульгарные «американские кузены», отношение к гомосексуалистам, матер€м-одиночкам и абортам (да, даже јнгли€ не сразу стала цивилизованной страной), - всему этому нашлось место в «јббатстве ƒаунтон». » все это самым парадоксальным – то есть типично британским – образом ничуть не повредило хрустальному равновесию мира, где основным событием всегда остаетс€ п€тичасовой чай и воспетые ”айльдом сэндвичи с огурцом. √орничные снуют с накрахмаленными салфетками, джентльмены выход€т к ужину во фраках (смокинг – это уже почти революци€), импозантный граф (изумительный ’ью Ѕоневиль) радушно встречает гостей, вдовствующа€ графин€ (непревзойденна€ ћэгги —мит) попеременно €звит и утешает, камеристки интригуют, фамильное серебро си€ет, камины гор€т, китайский фарфор, если и бьетс€, то только на счастье.

–азумеетс€, все это иллюзи€. Ѕританское общество в ’’ веке прошло через трагические испытани€ и потр€сени€ и изменилось, как и любое другое. Ќо сам образ «старой доброй јнглии» - как честертоновский «перелетный кабак» - оказалс€ сильнее и жизнеспособнее прочих. ≈го можно сформулировать, его можно запечатлеть, его можно, наконец, показать по телевизору. Ётот образ обещает уют, очаг и покой вне зависимости от того, собираетесь ли вы в реальности нанимать дворецкого и беспокоитесь о налоге на фамильное наследство – или просто вдруг решили поинтересоватьс€ рецептом плам-пудинга. Ќаверху или внизу социальной лестницы находитс€ потенциальный зритель – вопрос не в этом (попул€рный в середине семидес€тых годов и возобновленный недавно британский сериал «¬верх-вниз по лестнице» предвосхитил успех «јббатства ƒаунтон»). ≈сть культурна€ традици€, у каждой социальной группы внутри которой – свои права и об€занности, свой кодекс поведени€, свои привилегии и т€готы, свои роли – что в итоге и обеспечивает потенциальную бесконечность добротного английского бытового сериала. ѕравила известны заранее, малейшее нарушение их (по личным или историческим причинам) и создает конкретный сюжет.

ћожно сколь угодно искренне наде€тьс€, что всевозможные местные вариации на тему «ƒней “урбиных» в итоге обеспечат нашего зрител€ образом не только «–оссии, которую мы потер€ли», но чем-то более обнадеживающим и перспективным, однако есть нюанс: согласно автору, у младших “урбиных мамин парадный сервиз довольно быстро пошел на каждый день. ѕотому что все равно пропадать. »сторические трагедии историческими трагеди€ми (не сериальных задач это дело), а вот те разбитые чашки уже не склеить. » чем громче будут раздаватьс€ тирады о «стабильности», и чем больше общество будет нуждатьс€ в стабильности вполне реальной, а не фантомной, «идеологически проверенной», - тем вернее местные зрители будут смотреть, как ни странно, не какого-нибудь родного серм€жного «¬асили€, сына —талина», а скромнейшее и к делу как бы не относ€щеес€ «јббатство ƒаунтон». ƒаже если к тому времени – совсем как у ќскара ”айльда - огурцов дл€ сэндвичей будет не достать на рынке даже за наличные.

Ћили€ Ўитенбург, "‘онтанка.ру"

 

ЂЌо у нас же нет выборовї. ѕочему фильм Ђ—еребр€ные конькиї, о котором запрещали говорить, оказалс€ не совсем плох

Ќовогодн€€ сказка Ђ—еребр€ные конькиї оказалась историей о том, как российский кинематограф пытаетс€ попасть в фем-повестку, но неча€нно пролетает мимо возрастных ограничений.

—татьи

>