Японцы засыпали Главный штаб Эрмитажа солью и запустили паровозик

15 ноября 2013, 18:47
Версия для печати Версия для печати

В здании Восточного крыла Главного штаба в рамках проекта “Эрмитаж 20/21” открылась выставка, которая, без сомнения, привлечет внимание любителей современного искусства. На этот раз устроители, показавшие ранее петербуржцам актуальное творчество американских, британских и французских молодых художников, обратили свой взор на восток и привезли скульптуры, фотографии и видеоинсталляции из Японии. Событие примечательно уже тем, что все выставленное - сплошной музейный эксклюзив: творчество таких художников, как Хираки Сава, Кэнго Кито, Синисиро Кано, Ониси Ясуаки и многих других, составляющих выставку, неизвестно европейскому зрителю - и тем более российскому.

Суть экспозиции исчерпывающе выражена в ее названии - “Моно-но аварэ. Очарование вещей”. Содержание же - сплошной дзен эпохи постмодернизма. Все экспонаты, представленные в таком непривычном “разрезе”, что голова ходит кругом, просто кричат о преходящести бытия, хрупкости материального и необходимости проникнуться сутью вещей, пока они существуют.

Конечно, можно по-разному воспринимать инсталляции из найденных чуть ли не на помойках предметах, живописно усыпаных слоем гипса, но есть и подлинно интересные вещицы. Например видеопроекция “Часы”, устроенная таким образом, что нарисованные орудия труда, составляя причудливые комбинации, всегда показывают верное время. Или “калейдоскоп в движении” Рёты Кувакубо: в абсолютно темном зале движется маленький паровозик, проезжающий мимо самых обыденных вещиц, тени которых, отображаясь на стене, составляют призрачный город.

Смело играет перспективой, пространством и цветом Кэнго Кито: его конструкция, составленная из хула-хупов, наглядно демонстрирует все измерения и всю “начинку” 3d-пространства. Что больше всего потрясает воображение, так это усыпанный мелкой солью пол Белого зала Восточного крыла, превращенный в монохромный ковер с узором, отсылающим к традиционным японским садам, и выполненный из тонкого пластика вывернутый наизнанку объем, зафиксированный на весу застывшими нитями клея. Вот уж где нет ни какой привязки к реальности - сплошь символ на символе.

Выставка подготовлена Государственным Эрмитажем при поддержке Посольства Японии в России и продлится до февраля. Рекомендована всем, кто бежит от традиционного искусства и любит совсем другое - очень современное и очень японское.

Евгений Хакназаров

 

«Микки 17»: клоны, корпорация и ледяная планета — как режиссер «Паразитов» попал в ловушку бесконечного перерождения

16 марта стало известно: фантастическую комедию «Микки 17» решено выпустить в цифре 25 марта — меньше чем через три недели после мировой премьеры. Конечно, причиной тому, скорее всего, неудовлетворительные цифры сборов. Фильм, стоивший 118 миллионов долларов, за пару выходных собрал лишь 58 миллионов. Обозреватель «Фонтанки» посмотрел кино и разобрался: это непонятый зрителями шедевр от режиссера, снявшего «Паразитов» и «Сквозь снег», — или действительно неудача?

Статьи

>