Японцы засыпали Главный штаб Эрмитажа солью и запустили паровозик
В здании Восточного крыла Главного штаба в рамках проекта “Эрмитаж 20/21” открылась выставка, которая, без сомнения, привлечет внимание любителей современного искусства. На этот раз устроители, показавшие ранее петербуржцам актуальное творчество американских, британских и французских молодых художников, обратили свой взор на восток и привезли скульптуры, фотографии и видеоинсталляции из Японии. Событие примечательно уже тем, что все выставленное - сплошной музейный эксклюзив: творчество таких художников, как Хираки Сава, Кэнго Кито, Синисиро Кано, Ониси Ясуаки и многих других, составляющих выставку, неизвестно европейскому зрителю - и тем более российскому.
Суть экспозиции исчерпывающе выражена в ее названии - “Моно-но аварэ. Очарование вещей”. Содержание же - сплошной дзен эпохи постмодернизма. Все экспонаты, представленные в таком непривычном “разрезе”, что голова ходит кругом, просто кричат о преходящести бытия, хрупкости материального и необходимости проникнуться сутью вещей, пока они существуют.
Конечно, можно по-разному воспринимать инсталляции из найденных чуть ли не на помойках предметах, живописно усыпаных слоем гипса, но есть и подлинно интересные вещицы. Например видеопроекция “Часы”, устроенная таким образом, что нарисованные орудия труда, составляя причудливые комбинации, всегда показывают верное время. Или “калейдоскоп в движении” Рёты Кувакубо: в абсолютно темном зале движется маленький паровозик, проезжающий мимо самых обыденных вещиц, тени которых, отображаясь на стене, составляют призрачный город.
Смело играет перспективой, пространством и цветом Кэнго Кито: его конструкция, составленная из хула-хупов, наглядно демонстрирует все измерения и всю “начинку” 3d-пространства. Что больше всего потрясает воображение, так это усыпанный мелкой солью пол Белого зала Восточного крыла, превращенный в монохромный ковер с узором, отсылающим к традиционным японским садам, и выполненный из тонкого пластика вывернутый наизнанку объем, зафиксированный на весу застывшими нитями клея. Вот уж где нет ни какой привязки к реальности - сплошь символ на символе.
Выставка подготовлена Государственным Эрмитажем при поддержке Посольства Японии в России и продлится до февраля. Рекомендована всем, кто бежит от традиционного искусства и любит совсем другое - очень современное и очень японское.
Евгений Хакназаров
Эпоха Апокалипсиса и 17 ценностей России. Как проходит в Петербурге культурный форум
Новости
- 12 сентября 2024 - «Диву даëшься: кукла запела». Надежда Бабкина и робот Арди спели дуэтом на Культурном форуме
- 11 сентября 2024 - В Петербурге распределили 250 миллионов на кинопроизводство, лидер — лента Алексея Учителя
- 10 сентября 2024 - Российское авторское общество впервые раскрыло объем выплат правообладателям из недружественных стран
- 10 сентября 2024 - «Кинопоиску» присудили штрафов на 10 с лишним миллионов за фильм Гаспара Ноэ
- 09 сентября 2024 - «Звери» все-таки выступят на Дворцовой — с Майдановым, Хабибом и Карауловой
Статьи
-
08 сентября 2024, 23:58На 81-м Венецианском кинофестивале «Золотой лев» достался фильму Педро Альмодовара «Комната по соседству». Тему режиссер выбрал не из легких: героиня пытается принять собственную скорую смерть. И некоторые другие призеры этого года тоже будто тронуты могильным холодком. Разбираемся, какие фильмы и за что нынче наградили на острове Лидо.
-
06 сентября 2024, 15:49Реставраторы Музея Академии художеств уже полтора года приводят в порядок масштабное полотно неаполитанского мастера эпохи барокко Луки Джордано «Избиение младенцев». Широко известна картина художника на аналогичный сюжет из Музея Прадо в Мадриде, а вещь из Музея Академии почти никто не видел больше ста лет. В 2025 году её покажут на выставке работ Луки Джордано и его учеников, которая пройдёт в ГМИИ им. Пушкина в Москве. «Фонтанка» побывала в реставрационной мастерской, увидела картину до «премьеры» и узнала захватывающую историю полотна.
-
04 сентября 2024, 17:08
-
03 сентября 2024, 12:47
-
02 сентября 2024, 19:04
-
01 сентября 2024, 19:24