Японцы засыпали Главный штаб Эрмитажа солью и запустили паровозик

15 ноября 2013, 18:47
Версия для печати Версия для печати

В здании Восточного крыла Главного штаба в рамках проекта “Эрмитаж 20/21” открылась выставка, которая, без сомнения, привлечет внимание любителей современного искусства. На этот раз устроители, показавшие ранее петербуржцам актуальное творчество американских, британских и французских молодых художников, обратили свой взор на восток и привезли скульптуры, фотографии и видеоинсталляции из Японии. Событие примечательно уже тем, что все выставленное - сплошной музейный эксклюзив: творчество таких художников, как Хираки Сава, Кэнго Кито, Синисиро Кано, Ониси Ясуаки и многих других, составляющих выставку, неизвестно европейскому зрителю - и тем более российскому.

Суть экспозиции исчерпывающе выражена в ее названии - “Моно-но аварэ. Очарование вещей”. Содержание же - сплошной дзен эпохи постмодернизма. Все экспонаты, представленные в таком непривычном “разрезе”, что голова ходит кругом, просто кричат о преходящести бытия, хрупкости материального и необходимости проникнуться сутью вещей, пока они существуют.

Конечно, можно по-разному воспринимать инсталляции из найденных чуть ли не на помойках предметах, живописно усыпаных слоем гипса, но есть и подлинно интересные вещицы. Например видеопроекция “Часы”, устроенная таким образом, что нарисованные орудия труда, составляя причудливые комбинации, всегда показывают верное время. Или “калейдоскоп в движении” Рёты Кувакубо: в абсолютно темном зале движется маленький паровозик, проезжающий мимо самых обыденных вещиц, тени которых, отображаясь на стене, составляют призрачный город.

Смело играет перспективой, пространством и цветом Кэнго Кито: его конструкция, составленная из хула-хупов, наглядно демонстрирует все измерения и всю “начинку” 3d-пространства. Что больше всего потрясает воображение, так это усыпанный мелкой солью пол Белого зала Восточного крыла, превращенный в монохромный ковер с узором, отсылающим к традиционным японским садам, и выполненный из тонкого пластика вывернутый наизнанку объем, зафиксированный на весу застывшими нитями клея. Вот уж где нет ни какой привязки к реальности - сплошь символ на символе.

Выставка подготовлена Государственным Эрмитажем при поддержке Посольства Японии в России и продлится до февраля. Рекомендована всем, кто бежит от традиционного искусства и любит совсем другое - очень современное и очень японское.

Евгений Хакназаров

 

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>