
Японцы засыпали Главный штаб Эрмитажа солью и запустили паровозик

В здании Восточного крыла Главного штаба в рамках проекта “Эрмитаж 20/21” открылась выставка, которая, без сомнения, привлечет внимание любителей современного искусства. На этот раз устроители, показавшие ранее петербуржцам актуальное творчество американских, британских и французских молодых художников, обратили свой взор на восток и привезли скульптуры, фотографии и видеоинсталляции из Японии. Событие примечательно уже тем, что все выставленное - сплошной музейный эксклюзив: творчество таких художников, как Хираки Сава, Кэнго Кито, Синисиро Кано, Ониси Ясуаки и многих других, составляющих выставку, неизвестно европейскому зрителю - и тем более российскому.
Суть экспозиции исчерпывающе выражена в ее названии - “Моно-но аварэ. Очарование вещей”. Содержание же - сплошной дзен эпохи постмодернизма. Все экспонаты, представленные в таком непривычном “разрезе”, что голова ходит кругом, просто кричат о преходящести бытия, хрупкости материального и необходимости проникнуться сутью вещей, пока они существуют.
Конечно, можно по-разному воспринимать инсталляции из найденных чуть ли не на помойках предметах, живописно усыпаных слоем гипса, но есть и подлинно интересные вещицы. Например видеопроекция “Часы”, устроенная таким образом, что нарисованные орудия труда, составляя причудливые комбинации, всегда показывают верное время. Или “калейдоскоп в движении” Рёты Кувакубо: в абсолютно темном зале движется маленький паровозик, проезжающий мимо самых обыденных вещиц, тени которых, отображаясь на стене, составляют призрачный город.
Смело играет перспективой, пространством и цветом Кэнго Кито: его конструкция, составленная из хула-хупов, наглядно демонстрирует все измерения и всю “начинку” 3d-пространства. Что больше всего потрясает воображение, так это усыпанный мелкой солью пол Белого зала Восточного крыла, превращенный в монохромный ковер с узором, отсылающим к традиционным японским садам, и выполненный из тонкого пластика вывернутый наизнанку объем, зафиксированный на весу застывшими нитями клея. Вот уж где нет ни какой привязки к реальности - сплошь символ на символе.
Выставка подготовлена Государственным Эрмитажем при поддержке Посольства Японии в России и продлится до февраля. Рекомендована всем, кто бежит от традиционного искусства и любит совсем другое - очень современное и очень японское.
Евгений Хакназаров

«Здесь, к счастью, не Третьяковская галерея». Выставка Куинджи в Русском музее идёт против тренда, и получается красиво
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
- 12 сентября 2025 - Путин обсудил с Любимовой квотирование иностранного кино
Статьи
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35
-
07 сентября 2025, 13:50