Бьорн Ульвеус (ABBA): «Петр I пытался захватить Стокгольм, а я - Петербург!»

В Санкт-Петербургском Мюзик-холле 16 ноября завершается серия из 40 спектаклей всемирно известного мюзикла «Mamma Mia!» В рамках этого проекта Петербург впервые посетил Бьорн Ульвеус, легендарный композитор, участник квартета ABBA, автор нескольких чрезвычайно успешных мюзиклов. Корреспондент «Фонтанки» встретился со знаменитым шведом.
- Мистер Ульвеус, а вы ведь этой постановкой прорубили нашим любителям мюзиклов окно в Европу — по крайней мере, в части проката. Раньше у нас ни один мюзикл не шел в европейском и бродвейском формате – 8 спектаклей в неделю…
- Да, мне говорили, что это первая постановка такого рода в Санкт-Петербурге. И если продолжать проводить аналогии, то в свое время Петр I пытался захватить Стокгольм, а теперь я этим мюзиклом пытаюсь захватить Санкт-Петербург (улыбается).
- А слышали вы что-то о богатой истории театрального здания, в котором сейчас каждый вечер идет «Mamma Mia!»?
- Нет, не знаю, а вы мне можете хоть что-то рассказать? Наверное, это какой-то старый театр…
- Он был построен в 1912 году как «Заведение для народных развлечений императора Николая II». Сначала там был оперный театр, где пел Шаляпин, а после победы большевиков его переделали в Мюзикл-Холл. Он горел, перестраивался, и вот в 2013 дождался своего звездного часа.
- О, правда? Очень горд!
- Рискну предположить, что никогда раньше ваши мюзиклы не шли в театрах с подобной историей?
- Пожалуй, вы правы. Но в свое время мой мюзикл шел в Театре Принца Эдварда в Лондоне, и мне кажется, у него также древняя история. В Нью-Йорке в «Винтер Гарден» шли мюзиклы, хотя, конечно, это уже не такие старинные театры. Да, вы правы, это самый старый театр, в котором мы выступали!
- Вас связывает что-то с Петербургом?
- Ничего из того, о чем бы я знал.
- А я вам могу рассказать про одну такую ниточку... Дело в том, что герой вашего мюзикла «Шахматы» Борис Спасский - наш, ленинградский шахматист…
- В таком случае связь и правда есть (улыбается).
- Жаль, что этот мюзикл до сих пор не поставлен в России.
- Я поговорю с продюсером мюзикла «Mamma Mia!» Дмитрием Богачевым о том, чтобы привезти в Санкт-Петербург мюзикл «Шахматы». Вы правы, особенно здорово сделать это на родине главного героя. А вы как думаете, будет ли он популярен среди питерской аудитории? Ведь им придется снова взглянуть на историю, заглянуть за железный занавес, в каких-то моментах даже оказаться за ним.
- Мистер Бьорн, я давно задаюсь вопросом: почему с годами у композитора теряется мелодический дар? Почему самые яркие мелодии пишутся в молодые годы? Что потом мешает писать такие же мелодии в зрелом возрасте?
- На самом деле, процесс восприятия человеком окружающего мира, впитывания чего-то извне, идет примерно до двадцати лет, затем все, что он получил, начинает каким то образом выплескиваться наружу. И у нас с Бенни (соавтор и участник квартета ABBA Бенни Андерсон. – Прим. Авт.) такой период длился примерно лет десять, можно назвать его творческим бумом, взрывом. Мне кажется, после этого все равно можно творить, но у тебя уже не будет той энергетики, резонанса и силы, как в твои самые творческие годы, когда мы были максимально креативны, когда мы буквально вибрировали творческой энергией. Затем люди, конечно, продолжают писать, но, наверное, действительно, самое лучшее создается в начале карьеры.
- А почему тогда авторы симфонической музыки до преклонных лет сохраняют способность писать яркие мелодии?
- Действительно симфонические авторы пишут на протяжении всей жизни, но, то, что я имею в виду, - это период максимального творческого выплеска, когда ты наиболее изобретателен. Он бывает очень коротким, и в этот период человек находится на пике своих возможностей. Но вы же понимаете, что этот период не может длиться всю жизнь.
- Уровень российских артистов мюзикла сопоставим с бродвейским уровнем, или нам еще нужно учиться и учиться?
- Мне кажется, люди, которых мы нашли, которых прошли через кастинги – все уникальные. Но на Бродвее их сотни и сотни, в то время как в России их не так много. В России жанр мюзикла довольно молод, поэтому нужно время для развития традиций мюзикла, его инфраструктуры. Но, мне кажется, со временем вы к этому придете, ведь людей, а уж тем более артистов, которые любят и могут играть в мюзикле, у вас отыщется немало. Они и сейчас есть, но по сравнению с Бродвеем их единицы.
- Многие мечтают посетить музей ABBA в Стокгольме, а какие музеи хотели бы посетить в Петербурге вы?
- Конечно, Эрмитаж. Честно говоря, я не знаю других музеев кроме Эрмитажа. А какие бы вы посоветовали?
- У нас очень красивые пригороды: Петродворец, Царское село, Павловск… Я где-то читал, что вы знаете и любите Пушкина – так что вам будет интересно посетить Лицей, а также музей-квартиру поэта на Мойке, 12
- Да, спасибо, мы обязательно это учтем.
- Над чем вы сейчас работаете? Есть ли какие-то новые проекты, планы?
-У меня несколько бизнес-проектов. Летом мы с Бенни работали над песнями для его группы. А еще я работаю над новой постановкой мюзикла «Кристина», в следующем году его премьера состоится в Готтенберге. А вообще-то я – пенсионер (улыбается), поэтому делаю только те вещи, которые мне нравятся, и ничего более.
Михаил Садчиков, «Фонтанка.ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего

Несохранившийся Петербург на выставке Садовникова в Русском музее: найди Пушкина на Невском и разгадай вензель на Мойке
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».