Бьорн Ульвеус (ABBA): «Петр I пытался захватить Стокгольм, а я - Петербург!»

15 ноября 2013, 12:29
Версия для печати Версия для печати

В Санкт-Петербургском Мюзик-холле 16 ноября завершается серия из 40 спектаклей всемирно известного мюзикла «Mamma Mia!» В рамках этого проекта Петербург впервые посетил Бьорн Ульвеус, легендарный композитор, участник квартета ABBA, автор нескольких чрезвычайно успешных мюзиклов. Корреспондент «Фонтанки» встретился со знаменитым шведом.

- Мистер Ульвеус, а вы ведь этой постановкой прорубили нашим любителям мюзиклов окно в Европу — по крайней мере, в части проката. Раньше у нас ни один мюзикл не шел в европейском и бродвейском формате – 8 спектаклей в неделю…

- Да, мне говорили, что это первая постановка такого рода в Санкт-Петербурге. И если продолжать проводить аналогии, то в свое время Петр I пытался захватить Стокгольм, а теперь я этим мюзиклом пытаюсь захватить Санкт-Петербург (улыбается).

- А слышали вы что-то о богатой истории театрального здания, в котором сейчас каждый вечер идет «Mamma Mia!»?

- Нет, не знаю, а вы мне можете хоть что-то рассказать? Наверное, это какой-то старый театр…

- Он был построен в 1912 году как «Заведение для народных развлечений императора Николая II». Сначала там был оперный театр, где пел Шаляпин, а после победы большевиков его переделали в Мюзикл-Холл. Он горел, перестраивался, и вот в 2013 дождался своего звездного часа.

- О, правда? Очень горд!

- Рискну предположить, что никогда раньше ваши мюзиклы не шли в театрах с подобной историей?

- Пожалуй, вы правы. Но в свое время мой мюзикл шел в Театре Принца Эдварда в Лондоне, и мне кажется, у него также древняя история. В Нью-Йорке в «Винтер Гарден» шли мюзиклы, хотя, конечно, это уже не такие старинные театры. Да, вы правы, это самый старый театр, в котором мы выступали!

- Вас связывает что-то с Петербургом?

- Ничего из того, о чем бы я знал.

- А я вам могу рассказать про одну такую ниточку... Дело в том, что герой вашего мюзикла «Шахматы» Борис Спасский - наш, ленинградский шахматист…

- В таком случае связь и правда есть (улыбается).

- Жаль, что этот мюзикл до сих пор не поставлен в России.

- Я поговорю с продюсером мюзикла «Mamma Mia!» Дмитрием Богачевым о том, чтобы привезти в Санкт-Петербург мюзикл «Шахматы». Вы правы, особенно здорово сделать это на родине главного героя. А вы как думаете, будет ли он популярен среди питерской аудитории? Ведь им придется снова взглянуть на историю, заглянуть за железный занавес, в каких-то моментах даже оказаться за ним.

- Мистер Бьорн, я давно задаюсь вопросом: почему с годами у композитора теряется мелодический дар? Почему самые яркие мелодии пишутся в молодые годы? Что потом мешает писать такие же мелодии в зрелом возрасте?

- На самом деле, процесс восприятия человеком окружающего мира, впитывания чего-то извне, идет примерно до двадцати лет, затем все, что он получил, начинает каким то образом выплескиваться наружу. И у нас с Бенни (соавтор и участник квартета ABBA Бенни Андерсон. – Прим. Авт.) такой период длился примерно лет десять, можно назвать его творческим бумом, взрывом. Мне кажется, после этого все равно можно творить, но у тебя уже не будет той энергетики, резонанса и силы, как в твои самые творческие годы, когда мы были максимально креативны, когда мы буквально вибрировали творческой энергией. Затем люди, конечно, продолжают писать, но, наверное, действительно, самое лучшее создается в начале карьеры.

- А почему тогда авторы симфонической музыки до преклонных лет сохраняют способность писать яркие мелодии?

- Действительно симфонические авторы пишут на протяжении всей жизни, но, то, что я имею в виду, - это период максимального творческого выплеска, когда ты наиболее изобретателен. Он бывает очень коротким, и в этот период человек находится на пике своих возможностей. Но вы же понимаете, что этот период не может длиться всю жизнь.

- Уровень российских артистов мюзикла сопоставим с бродвейским уровнем, или нам еще нужно учиться и учиться?

- Мне кажется, люди, которых мы нашли, которых прошли через кастинги – все уникальные. Но на Бродвее их сотни и сотни, в то время как в России их не так много. В России жанр мюзикла довольно молод, поэтому нужно время для развития традиций мюзикла, его инфраструктуры. Но, мне кажется, со временем вы к этому придете, ведь людей, а уж тем более артистов, которые любят и могут играть в мюзикле, у вас отыщется немало. Они и сейчас есть, но по сравнению с Бродвеем их единицы.

- Многие мечтают посетить музей ABBA в Стокгольме, а какие музеи хотели бы посетить в Петербурге вы?

- Конечно, Эрмитаж. Честно говоря, я не знаю других музеев кроме Эрмитажа. А какие бы вы посоветовали?

- У нас очень красивые пригороды: Петродворец, Царское село, Павловск… Я где-то читал, что вы знаете и любите Пушкина – так что вам будет интересно посетить Лицей, а также музей-квартиру поэта на Мойке, 12

- Да, спасибо, мы обязательно это учтем.

- Над чем вы сейчас работаете? Есть ли какие-то новые проекты, планы?

-У меня несколько бизнес-проектов. Летом мы с Бенни работали над песнями для его группы. А еще я работаю над новой постановкой мюзикла «Кристина», в следующем году его премьера состоится в Готтенберге. А вообще-то я – пенсионер (улыбается), поэтому делаю только те вещи, которые мне нравятся, и ничего более.

Михаил Садчиков, «Фонтанка.ру»

Фото Михаила Садчикова-младшего

Скитания поэта, успех гражданина. Какие места Петербурга связаны с именем Николая Некрасова?

Николай Некрасов родился в Немирове Подольской губернии, а детство провел в Ярославской губернии, откуда и прибыл в Петербург 16-летним юношей в июле 1838 года — и прожил здесь около сорока лет. Он приехал один — без родителей и слуг. С отцовскими деньгами в кармане. Отец поставил сыну условие: поступить в Дворянский полк. Но мать и сын мечтали об университете. Отец, узнав, что сын собирается ослушаться, пообещал оставить его без денег, если он не подчинится. Сын ответил: «Если вы, батюшка, намерены писать ко мне бранные письма, то не трудитесь продолжать, я, не читая, буду возвращать вам письма». Отец прекратил присылать деньги. Годы скитаний закалили характер поэта и сделали из провинциала «литературного пролетария», понимающего не только пышную красоту имперской столицы, но и изнанку города. Барин, картежник, мечтатель с нежной душой, очарованный красотой мира, и успешный делец — образов у Николая Некрасов гораздо больше, чем «поэт» и «гражданин».

Статьи

>