В Мраморном дворце открылась выставка Нателлы Тоидзе

Выставка Нателлы Тоидзе: холодное тепло движения жизни
В Мраморном дворце открылась выставка замечательной художницы Нателлы Тоидзе. Ее работы — нечто совершенно особенное, непривычное, теплое и очень, очень индивидуальное. Безо всякого сомнения, эта выставка — одно из самых любопытных и значимых культурных событий этой осени.
Когда говорят про Нателлу, не обходятся без упоминания других художников в семье Тоидзе - деда Мосэ, отца Георгия и дяди Ираклия, известного абсолютно всем по плакату «Родина-Мать зовет!» Но харизматичная москвичка с грузинскими корнями — художественная величина сама по себе. В процессе изучения театрально-декорационного искусства художница, будучи ярким представителем истинно московской школы живописи, пришла к осознанию единства статики и движения жизни, их постоянной взаимной связи.
«Если подойти близко к моим холстам, то в принципе ничего нельзя разобрать», - отмечает Нателла. - «Вы можете заметить, что предпочитаю совершенно современную технику, у меня широкие мазки — по три-пять сантиметров, которые складываются в единое целое, если отойти. Полотна велики, но их я делаю не более девяти часов: важно не потерять настроение, сохранить эмоциональный момент, а это нелегко. Ведь даже один мазок, положенный не совсем верно, разрушает всю стилистику, гармонию, пластическое решение».
Но, несмотря на порой весьма немалые размеры, картины Нателлы Тоидзе изысканны и изящны. Современная техника сочетается с эстетической манерой — и даже манерностью — характерной, скорее, для живописи 10-х — 20-х годов минувшего века. Подчеркнутые декоративность и орнаментальность отсылают к теории «чистого» искусства, в то же время соединение монументальных планов с динамичностью и изменчивостью деталей создают эффект непосредственного присутствия зрителя в сюжете.
Особых слов заслуживает колористическое решение картин Тоидзе — даже холодные тона у нее непостижимым образом выглядят теплым потоком света; хочется подобрать аналогии в истории живописи, но Нателла против такого подхода:
- Я очень боюсь попасть в определенный стиль. Любая ниша для художника — остановка в творчестве. Я не стремлюсь иметь какой-то свой особый прием: прием очень опасен. В каждой картине всегда надо начинать все заново.
Выставку Нателлы Тоидзе можно смело порекомендовать всем любителям живописи. Ее творчество — явление не общего плана, сугубо личностное и очень выбивающееся из засилья стандартно-правильных пейзажей. Фантасмагоричные совы в лесных дебрях, чернокожие Флора и Фауна, огромные золотые цветочные шары и уставшие Арлекин с Коломбиной — все это надолго остается в сердце и памяти.
Евгений Хакназаров
Фото: Сергей Михайличенко

Не выходя из комнаты: экспресс-омоложение Тома Хэнкса в новом фильме Роберта Земекиса «Тогда. Сейчас. Потом»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
10 сентября 2025, 18:47