В Мраморном дворце открылась выставка Нателлы Тоидзе

15 ноября 2013, 12:11
Версия для печати Версия для печати

Выставка Нателлы Тоидзе: холодное тепло движения жизни

В Мраморном дворце открылась выставка замечательной художницы Нателлы Тоидзе. Ее работы — нечто совершенно особенное, непривычное, теплое и очень, очень индивидуальное. Безо всякого сомнения, эта выставка — одно из самых любопытных и значимых культурных событий этой осени.

Когда говорят про Нателлу, не обходятся без упоминания других художников в семье Тоидзе - деда Мосэ, отца Георгия и дяди Ираклия, известного абсолютно всем по плакату «Родина-Мать зовет!» Но харизматичная москвичка с грузинскими корнями — художественная величина сама по себе. В процессе изучения театрально-декорационного искусства художница, будучи ярким представителем истинно московской школы живописи, пришла к осознанию единства статики и движения жизни, их постоянной взаимной связи.

«Если подойти близко к моим холстам, то в принципе ничего нельзя разобрать», - отмечает Нателла. - «Вы можете заметить, что предпочитаю совершенно современную технику, у меня широкие мазки — по три-пять сантиметров, которые складываются в единое целое, если отойти. Полотна велики, но их я делаю не более девяти часов: важно не потерять настроение, сохранить эмоциональный момент, а это нелегко. Ведь даже один мазок, положенный не совсем верно, разрушает всю стилистику, гармонию, пластическое решение».

Но, несмотря на порой весьма немалые размеры, картины Нателлы Тоидзе изысканны и изящны. Современная техника сочетается с эстетической манерой — и даже манерностью — характерной, скорее, для живописи 10-х — 20-х годов минувшего века. Подчеркнутые декоративность и орнаментальность отсылают к теории «чистого» искусства, в то же время соединение монументальных планов с динамичностью и изменчивостью деталей создают эффект непосредственного присутствия зрителя в сюжете.

Особых слов заслуживает колористическое решение картин Тоидзе — даже холодные тона у нее непостижимым образом выглядят теплым потоком света; хочется подобрать аналогии в истории живописи, но Нателла против такого подхода:

- Я очень боюсь попасть в определенный стиль. Любая ниша для художника — остановка в творчестве. Я не стремлюсь иметь какой-то свой особый прием: прием очень опасен. В каждой картине всегда надо начинать все заново.

Выставку Нателлы Тоидзе можно смело порекомендовать всем любителям живописи. Ее творчество — явление не общего плана, сугубо личностное и очень выбивающееся из засилья стандартно-правильных пейзажей. Фантасмагоричные совы в лесных дебрях, чернокожие Флора и Фауна, огромные золотые цветочные шары и уставшие Арлекин с Коломбиной — все это надолго остается в сердце и памяти.

Евгений Хакназаров

Фото: Сергей Михайличенко
 

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>