Принцесса Анастасия: сказка на крови

09 ноября 2013, 14:46
Версия для печати Версия для печати

Санкт-Петербургский детский ледовый театр под руководством Елены Бережной представил на суд публики свое новое творение - спектакль “Принцесса Анастасия”. После просмотра хочется процитировать поэта: “Но есть и божий суд, наперсники разврата!”. В данном случае, разврата исторического. И это просто констатация жанра премьеры.

Великой княжне Анастасии Николаевне Романовой выпала совсем уж горькая доля: после страшной гибели вместе с семьей ее дух, похоже, до сих пор не обрел покоя. Церковь, канонизировав императорское семейство, до сих пор не признала подлинность захороненных в Петропавловке останков, а саму Анастасию, в полном соответствии со значением ее имени, многажды воскрешали из мертвых, культивируя легенду о чудесном спасении девушки от красных штыков.

 Очередной удобный случай сплясать на костях представился в рамках 400-летия династии Романовых - именно к этой дате устроители приурочили свое шоу. В начале представления на экране предусмотрительно появляются титры, уведомляющие о том, что сюжет является вымышленным и не может быть интерпретирован как каноническое прочтение исторических событий. Однако, этот посыл находится в некотором противоречии с прелюдией к премьере: накануне днем Елена Бережная должна была в полдень палить из пушки Нарышкина бастиона, но, по слухам, опоздала. Зато возложить цветы к могиле великой княжны и страстотерпицы все же удалось. К чему все эти реверансы, если ты ставишь выдуманную историю про Анастасию, переименованную для чего-то в принцессу? Тем более, что оммажные телодвижения в Петропавловке на фоне вечерних плясок стали выглядеть как чудовищное лицемерие и неприкрытый цинизм.

Впрочем, к чему придирки, с другой стороны? Сюжет вымышленный, а потому широкой публике неизвестный. Гораздо лучше просто рассказать читателям о необыкновенных приключениях принцессы Анастасии в стране большевиков, поведанной Еленой Бережной и ее театром.

Итак, в Зимнем дворце назначен бал в честь именин Анастасии. Сквозь предреволюционный Петроград на представление спешит добрый фокусник: он должен показать свое волшебство виновнице торжества. Отклонив предложения готовых восстать горожан присоединиться к народу, фокусник прорывается-таки на празднество, показывает один фокус, другой, а потом, предчувствуя нехорошее, под предлогом демонстрации нового чуда, усаживает принцессу на трон и закрывает ей глаза, чтобы та не испугалась. В этот момент раздается залп с “Авроры”, наступает тьма.

Анастасия теряет память, ее, замерзающую, подбирает семейная пара и увозит с собой в Лондон. В британской столице принцессе нехорошо: смутно на душе, да и названные родители понуждают ее к замужеству со старым вдовцом. Анастасия решает вернуться в Петроград.
Действие переносится в цыганский табор. Там царят аналогичные страсти: цыганский барон настаивает на браке своего сына Алекса с местной чаровницей. Но красавица-цыганка не по сердцу Алексу, о чем тот сообщает взбешенному отцу и отправляется в поисках судьбы в Петроград. Отверженная пассия следует за Алексом.

Неприкаянная Анастасия блуждает по порту и встречает ту самую чаровницу. Коварная цыганка ведет Настю в столовую, где ворует у нее кулон - талисман, подаренный императором своей дочери на балу. К досаде воровки находящийся тут же Алекс берет опеку над Анасасией и уводит ее в табор. Цыганка в бешенстве и клянется отомстить.

Тем временем газета “Известия” сообщает о том, что царская дочь прибыла в Россию. Особисты не дремлют: Анастасию нужно уничтожить, иначе она будет претендовать на престол. Свершить кровавое дело вызывается чекист, который - о чудо! - оказывается тем самым добрым фокусником, который закрыл Насте глаза во время залпа “Авроры”. Он не может забыть про княжну и пылко ее любит. Не обходится без морально-нравственных терзаний: “...Мне безмерно трудно как солдату нарушить долг и честь ради нее!”, но любовь побеждает. Добрый чекист прочесывает в поисках Анастасии улицы города, попутно помогая нищим, убогим и обездоленным. Кому шубку от стужи вынет из волшебного саквояжа, кому - супу горячего, кого спасет от погибели, предвидя, когда и куда свалится прогнившая балка. Все эти добрые деяния в духе некогда популярных слезливо-благостных произведений Лидии Чарской сопровождаются до невозможности дурными поэзами. Достаточно одного примера: добрый чекистский фокусник наставляет на путь истинный очередного бедолагу:
 

“ - ... О, силы небесные!
Мочи уж нету жить в этой бедности -
Дочь умирает, семью голод мучает,
Я же помочь не могу - невезучий я.
Нету работы - одна нищета,
Взгляд укоризненный прячет жена.
Я от бессилья устал своего:
Кончить счет жизни - решенье всего!
И на один рот голодный в семье
Будет хоть меньше...
- Приблизься ко мне!
Вы от отчаяния ищете смерти
Все поправимо, прошу вас, поверьте!
Ждать уж немного, все скоро изменится,
Будет работа - надо надеяться...
...Дочка поправится, горе пройдет,
Сбросите груз непосильных забот,
Жизнь вам предстанет во всем многогрании!
- Вы мой спаситель! Как имя - не знаю!...
... Веру в спасенье вселили в меня,
В то, что поправится дочка моя!
Что заработаю денег я скоро
и мы забудем про слезы и горе!
- Да, так и будет, домой поспешай,
Больше о смерти не помышляй!”

И так далее, и тому подобное. Но отдадим должное авторам: повествование о принцессе Анастасии - не только сироп на льду, хватает и высокого драматизма. Выловив цыганку, щеголяющую ворованным талисманом, чекист под угрозой ареста заставляет ее привести Анастасию к нему в Зимний дворец (!) А цыганка и рада избавиться от соперницы, передав ее в руки правоохранительных органов.

Кульминационная сцена: Анастасия, вспомнившая о себе все, и добрый чекист переживают волнительную встречу, а где-то рядом устремившийся на спасение возлюбленной от особиста Алекс и цыганка выясняют свои отношения. Доброму чекисту мнится, что это пришли арестовывать Настю и он стреляет из пистолета, попадая в коварную цыганку. Запачкавшийся в крови офицер понимает, что не имеет права на счастье и отпускает влюбленных Алекса и Анастасию с богом в диснеевские пейзажи. Сам же подбирает из рук убиенной медальон и относит своему начальству, рапортуя об устранении престолонаследницы и получая благодарность за службу.

Следуют документальные кадры: от Гитлера до Басаева и организованных им взрывов жилых домов. На этом фоне нам открывают имя доброго фокусника-предсказателя-чекиста. Это был Вольф Мессинг. Бурные аплодисменты благодарной публики.

Разумеется, весь этот бред, граничащий с надругательством над памятью святой Анастасии (ау, православные верующие с оскорбленными чувствами!) - явление в культурной жизни Петербурга заурядное. И говорить о нем не следовало бы, если бы мы не имели дело с беззастенчивой эксплуатацией российской истории в коммерческих целях. И никакие превентивные надписи организаторам этого кошмара не в помощь. С другой стороны, отчего бы не развить креативность и не подсказать авторам новые вымышленные темы, которые “не могут быть интерпретированы как каноническое прочтение исторических событий”?

Таня Савичева и ее родные не погибли от голода, а, превозмогая блокадные трудности, выжили и стали героями социалистического труда.
Маньяк Чикатило отказался от преступных замыслов, нашел свою любовь и теперь стоит с ней (точнее, с ним) в очереди в посольство Нидерландов.
Подводная лодка “Курск”. Она не утонула, а, напротив, всплыла во льдах Антрактиды с научно-познавательными целями.
“Пусси Райот” не получили свою “двушечку”, а отправились в турне по растленному Западу с покаянным альбомом.

Все это ничуть не менее стыдно, чем новоявленная история принцессы Анастасии, и будет также хорошо продаваться.

Евгений Хакназаров, "Фонтанка.ру"

Куда пойти 13–15 декабря: большая ярмарка, «Щелкунчик» на льду, «Евгений Онегин» и «Разговоры» в стихах

В середине декабря отправляемся смотреть первые новогодние представления, не пропускаем премьерные показы «Евгения Онегина» от Руслана Кудашова в БТК и слушаем Хиблу Герзмаву.

Статьи

>