Тени и светлое будущее Малегота сошлись в юбилейном гала

29 октября 2013, 05:23
Версия для печати Версия для печати

Михайловский театр отметил 180-летний юбилей в предвкушении больших изменений: на 2016 год назначены девятимесячная реконструкция театра и долгожданная модернизация сцены, а министр культуры Владимир Мединский, вошедший в попечительский совет Михайловского, объявил о готовности способствовать «новой активной гастрольной деятельности театра». Но это все в будущем, а непосредственно на юбилейном концерте труппа Михайловского выложилась на все сто, после чего была поощрена заслуженным отдыхом на афтепати в компании Шнура и его группы.

Худруку местной оперы Василию Бархатову удалось-таки поставить достойный гала. Господина Кехмана все хвалили (заслуженно), хотя влиятельных лиц в зале могло быть и больше. Таковы основные впечатления от праздничного вечера.

То ли отсутствие губернатора Полтавченко, который встречал олимпийский огонь на Дворцовой, то ли звезды так сложились, но официальная часть юбилея была сведена к минимуму. Заместитель полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе Любовь Совершаева прочла поздравление Владимира Путина, назвавшего театр «центром притяжения для признанных мастеров» и особо отметившего значение Гран-При Михайловского для становления молодых артистов. Владимир Мединский в своей краткой, но емкой речи говорил и о яркой показательной истории успеха, и о грамотном, правильном руководстве, и о том, что «Михайловский театр стал ведущим, динамично развивающимся современным театром, признанным во всем мире». Взаимодействие Михайловского театра и министерства культуры было определено Мединским как своего рода ноу-хау и хороший пример взаимодействия федерации и городской структуры. «Это открывает новые возможности для театра», - многообещающе и оптимистично заключил министр.

Этим протокольная часть мероприятия и ограничилась. В зале, разумеется, были медийные лица: городскую администрацию представлял вице-губернатор Василий Кичеджи, поддержать коллег пришли Борис Эйфман и Николай Буров, взгляд также выхватил экс-вице-губернатора Александра Вахмистрова, управляющего делами Президента РФ Владимира Кожина, журналистов Леонида Парфенова и Нику Стрижак. Отдельно отметим присутствие интенданта Зальцбургского фестиваля и будущего руководителя Ла Скала Александра Перейра. А еще отмечалось немалое количество кулуарного вида господ и их очаровательных спутниц, которые занимали свои места уже под звуки открывавшей гала-концерт увертюры Чайковского «1812 год», чем немало снизили градус торжественности.

Но все же умалить праздник никому не удалось, ведь свершилось по-настоящему знаменательное: Василий Бархатов сказал доброе слово на ниве концертостроения - этот его гала был лаконичен, торжественен, трогателен и выгодно отличался от монструозного концерта-открытия Новой сцены Мариинского театра. Видно, с михайловскими музами режиссер более дружен, чем с их подругами с Крюкова канала, доказательством тому стало отменное выступление труппы, проведшей концерт, что называется, на одном дыхании.

Если говорить о внешних особенностях представления, то Бархатов прибегнул к обилию видеоэффектов на фоне сценического минимализма: черный задник сцены довлел над красками костюмов и концертных платьев выступавших, а также излишне траурно оттенял разной величины белые экраны, на которые проецировались архивные фотографии и материалы, повествовавшие об истории юбиляра. Но все же засилье мрака нивелировалось праздничной подсветкой зала и проекциями в литерных ложах, изображавших то царских особ, приветствующих публику, то Иоганна Штрауса, то Дмитрия Шостаковича. К тому же во мраке сцены так эффектно высвечивались точеные фигуры артистов балета: реальные выступления на наших глазах превращались в видеоарт.

Генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман и народная артистка СССР Елена Образцова
Генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман и народная артистка СССР Елена Образцова

Фото: Пресс-служба Михайловского театра

Выступление плеяды звезд Михайловского открыла Елена Образцова, вышедшая на сцену с куплетами Периколы и Владимиром Кехманом под ручку. Под бурные аплодисменты дива пригубила из бокала, заботливо наполненного Владимиром Абрамовичем, спела непродолжительные характерные куплеты, приняла от своего спутника шикарный букет роз и удалилась под овацию. После дуэта из «Летучей мыши» в самоотверженном исполнении Натальи Мироновой и Бориса Пинхасовича на сцену вышла недавно покинувшая Большой театр Анжелина Воронцова и в сопровождении коллег блеснула в па-де-сис из балета «Лауренсия». Но гораздо более тонкая работа была представлена во фрагменте «Виолончель» из балета Начо Дуато «Многогранность. Формы тишины и пустоты» в исполнении Марата Шемиунова и Сабины Яппаровой. Под пронзительное соло на виолончели Вадима Мессермана танцовщики продемонстрировали чудеса пластики и техничности; эстетичность номера переплеталась с вдохновенностью исполнения, которая буквально заворожила зал: в такие моменты нет места реву фанатов и клаки с рыночным интонированием эмоций, а есть благоговейная тишина, сменяемая благодарными аплодисментами. Немного позже, во втором отделении, зрители смогли еще раз испытать схожие чувства, наслаждаясь блистательным дуэтом Ирины Перрен и Леонида Сарафанова из балета Начо Дуато «Без слов».

Надежное оружие Михайловского театра - Мария Литке и Дмитрий Головнин, Юлия Герцева и Федор Атаскевич - удачно «выстрелили» в обойме, порадовав достойным вокалом и доказав, что оперная труппа красна не только приглашаемыми на премьеры исполнителями. Отпустить публику на антрактный променад Василий Бархатов решил после представления второго акта балета «Пламя Парижа» с уже сделавшимся хитом танцем басков и ошеломительным Иваном Васильевым: правда прыгучесть и спортивный задор премьера навеяли ассоциации со стадионом. Да и публика словно позабыла, что находится в театре: изящные мужчины и почтенные тетушки с плотоядными огнем в глазах ревели и неистовствовали после каждого прыжка Васильева, их рукоплесканиями были отмечены каждый эффектный поворот, каждое вращение Ивана, а от приветственных кличей временами закладывало уши. А танцевал Васильев пусть и излишне возбуждая часть публики, но все равно замечательно.

Второе отделение началось одним из самых запоминающихся номеров, который стал, пожалуй, по субъективным ощущениям, единственной режиссерской неудачей гала: Нил Шикофф исполнил арию Элеазара из оперы «Иудейка». Ария, насыщенная предчувствием бед и утрат, была зарифмована Бархатовым с событиями 1917 года и рассказом об исходе французской труппы из театра Мишель (именно так именовался Михайловский во времена ее выступлений). И вроде все верно и логично, но режиссер, что называется, «пережал» - ощущение вселенской скорби трогает душу, но вряд ли уместно в праздничном концерте.

После реверанса в сторону Мариинского театра (баркаролу Оффенбаха из «Сказок Гофмана» исполнили солистки Академии молодых певцов Мариинки Гелена Гаскарова и Екатерина Сергеева) и выступления Сергея Лейферкуса с нескромной песней Томского из «Пиковой дамы» настал звездный час оркестра Михайловского театра, который просто невообразимо прекрасно исполнил интермеццо из оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Это был едва ли не лучший номер гала, и вообще, михайловский оркестр продемонстрировал максимум профессионализма, вдохновения и слаженности.

Далее действие стремительно пошло по нарастающей. После дуэта Ивана Васильева и Анастасии Соболевой из балета «Барышня и хулиган» настала пора самого трогательного и щемящего номера, который удался Василию Бархатову абсолютно: парафраз из репертуара ветеранов труппы Нины Романовой и Николая Копылова был срежиссирован на высоком градусе, а от выступления самих артистов старой, малеготовской школы захватывало дыхание. Казалось бы - столько ярких и запоминающихся исполнителей нам предлагает современность, а все равно, в актерах прежних времен есть что-то настоящее, чего не дает даже самая безупречная техника. Словно на какой-то миг вернулись времена, когда к искусству подходили не только с точки зрения театрального менеджмента.

После того, как в арии Русалки блеснула Татьяна Рягузова, настал черед финала. Под арию мистера Икс в исполнении Сергея Лейферкуса на сцену вышли певцы и хор театра, которые завершили гала финальной сценой из прокофьевской оперы «Война и мир». Сцена полностью обнажилась, продемонстрировав начинку, к оперной труппе на поклонах присоединилась балетная. Владимир Кехман и Василий Бархатов купались в овациях, в зале царили счастье и умиление. Несколько позже эти чувства сменились неподдельной атмосферой радости: после того, как разъехались зрители и остались только свои, артисты и сотрудники Михайловского театра зажигали с випами под вдохновляющую музыку Сергея Шнурова и его группы «Ленинград», выступавшей на исторической сцене под творческим псевдонимом «Малегот», позаимствованным только на этот вечер.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

 

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>