Уроки английского. Художественные. Общедоступные

22 октября 2013, 17:31
Версия для печати Версия для печати

В Москве, Петербурге и еще двадцати с лишним городах России начался новый сезон британского культурного проекта «National Theatre Live». В прошлом году в рамках этого масштабного мероприятия, распространяющего во всей Европе информацию о современной театральной жизни английской столицы, на экранах кинотеатров были показаны несколько лучших спектаклей Лондонского Национального театра. В нынешнем сезоне репертуар будет расширен за счет показов спектаклей театра «Глобус» и последних шекспировских постановок театра «Donmar Warehouse» и RSC. А все потому, что в этом году все цивилизованное человечество отмечает 450-летие Уильяма Шекспира. Свой юбилей празднует и National (NT) – 22 октября театру исполняется 50 лет.

Проект NT Live – возможность получить бесценный культурный опыт. Солидных английских гастролей в России нет и не предвидится (точечные наезды Деклана Доннеллана дают отнюдь не исчерпывающее впечатление о сегодняшнем состоянии дел), а между тем в британской художественной театральной модели содержится немало любопытного – особенно для российского зрителя, в массе своей уверенного, что он предпочитает традиции новаторству и, главное, умеет отличать одно от другого. «Урок английского», затеянный NT, - превосходный повод разобраться не только в том, что делается в театре в Англии, но и в собственных эстетических пристрастиях.

В идеале показы спектаклей NT рассчитаны на эффект присутствия: начинался проект отнюдь не с международной арены, а с английской глубинки, жители которой, по мнению авторов идеи, не должны быть лишены права приобщения к собственному культурному наследию. В 2009 году в британских кинотеатрах была показана расиновская «Федра» с Хелен Миррен в главной роли в постановке худрука NT Николаса Хайтнера. Наступление на Европу, а вслед за ней и Россию началось с триумфального показа «Франкенштейна» Дэнни Бойла с Бенедиктом Камбербатчем и Джонни Ли Миллером в главных ролях.

 

 

Каждый зритель, купивший билет в кинотеатр, оказывался на один вечер в зале лондонского NT – иллюзию обеспечивали превосходные специалисты в области телетрансляций. Звук (пишется вживую, актеры снабжены портативными микрофонами), изображение (с восьми камер; грамотная операторская работа; монтаж при участии режиссера спектакля, то есть не в ущерб целостности действия) – все это делало живые трансляции из NT значительнее, нежели просто показ телеспектакля. Искомое ощущение хрупкой и драгоценной сиюминутности драматического искусства было достигнуто. Русскому зрителю эти радости недоступны по объективным причинам – во-первых, разница во времени, а во-вторых, для нас делают субтитры. Поэтому в России показы NT Live идут в записи. Впрочем, в зафиксированном конкретном театральном вечере (а реакцию аудитории в театральном зале вам будут показывать непременно – хотя и ненавязчиво) тоже есть своя немалая ценность.

Понятно, что проект далеко выходит за мемориальные рамки, вроде «…из собрания Госфильмофонда». Нет, во всем мире показывают то, что происходит в Англии «здесь и сейчас», сезон на сезон не приходится, разнообразие превыше идеологии. И тем не менее, общие черты спектаклей NT очевидны: это коммерческая массовая продукция. «Но в каком смысле? В самом достопочтенном!» - как сказали бы персонажи Шекспира. Это вовсе не означает истерического потакания низменным вкусам самой необразованной части публики (как ни хотелось бы некоторым российским деятелям вкладывать именно такой смысл в понятие «театральной коммерции»). Это значит, что искусство повествования (несколько старомодное – но что за беда?!) доведено до совершенства. Что уровней смысла в спектакле ровно столько, сколько социальных слоев в зрительном зале (и каждый зритель почти наверняка отыщет в ясном, хорошо артикулированном режиссерском тексте спектакля что-то свое). Что остроумие, вкус, профессиональное воспитание и чувство меры постановщиков гарантируют от режиссерской самодемонстрации.  

 

 

Резкий жест, вызов неизбежны там, где речь идет о новаторстве. Но о новаторстве в современном английском театре можно говорить лишь в исключительных случаях. Большинство же спектаклей – это если и не всегда «образчик высокого искусства», то почти наверняка «высококачественный продукт, объект культурного спроса». Творить, чтобы развлекать, – вот задача английской сцены (развлекая, иногда получается еще и просвещать, и объединять нацию). А комедия на сцене, трагедия или драма – не столь важно. Это, без сомнения, буржуазная установка, весьма консервативная к тому же. У нее есть минусы – опасность застоя лишь один из них. Другой – комфортное существование изрядно переоцененных театральных деятелей, чьим основным достоинством является вызывающее отсутствие индивидуальности (как в случае с Кеннетом Браной, представившем своего крикливого и бессмысленного «Макбета»). Но есть и несомненные плюсы, игнорировать которые – только потому что «буржуазность» кажется оценочным термином – нерезонно. Среди важнейших плюсов – динамическое равновесие, которого время от времени достигает английская сцена, и которое позволяет в свою очередь оттачивать, добиваясь подлинной утонченности, разные виды сценического мастерства. Актерского, прежде всего.

В прошлом сезоне публике были с гордостью продемонстрированы актерские достижения Хелен Миррен, Саймона Рассела Билла, Рори Киннира, Джулии Уолтерс, Бенедикта Камбербатча. В новом сезоне – юбилейном – покажут недавние, но не премьерные спектакли, которыми NT по праву гордится: «Гамлета» с выдающимся Рори Кинниром, «Отелло» с ним же в роли Яго и неподражаемым Адрианом Лестером в роли Отелло, победоносного «Франкенштейна» и спектакль по пьесе Алана Беннета «Привычка творить искусство» (качественная современная драматургия – один из приоритетов NT). А также «Кориолана» театра «Donmar» с Томом Хиддлстоном и Марком Гэттисом – этого спектакля еще не существует, премьера состоится только зимой.

Кроме того, украшением нынешнего - шекспировского – сезона стали показы спектаклей театра «Глобус». Их, судя по всему, снимает другая команда, нежели постановки NT – есть разница в классе. Но возможность убедиться в том, что «Глобус» при всем обилии своих просветительских задач остается настоящим живым театром, и полюбоваться заодно на Мальволио Стивена Фрая, Оливию Марка Райленса, Беатриче Ив Бест и Бенедикта Чарльза Эдвардса дорогого стоит. В конце концов, если вас не смешат шутки четырехсотлетней давности, может быть вы просто не совсем консерватор?

Лилия Шитенбург, «Фонтанка.ру»

 

 

 

Игры без разума. На экранах — драма Мишеля Франко «Память» о встрече двух травмированных душ

На майских праздниках на экраны вышел фильм «Память» режиссёра Мишеля Франко с Джессикой Честейн и Питером Сарсгаардом в главных ролях. За свою игру Сарсгаард на прошлогоднем венецианском кинофестивале был удостоен «Кубка Вольпи». Но получилось ли у создателей фильма сказать о знакомом сюжете что-то новое — и запомниться?

Статьи

>