
Уроки английского. Художественные. Общедоступные

В Москве, Петербурге и еще двадцати с лишним городах России начался новый сезон британского культурного проекта «National Theatre Live». В прошлом году в рамках этого масштабного мероприятия, распространяющего во всей Европе информацию о современной театральной жизни английской столицы, на экранах кинотеатров были показаны несколько лучших спектаклей Лондонского Национального театра. В нынешнем сезоне репертуар будет расширен за счет показов спектаклей театра «Глобус» и последних шекспировских постановок театра «Donmar Warehouse» и RSC. А все потому, что в этом году все цивилизованное человечество отмечает 450-летие Уильяма Шекспира. Свой юбилей празднует и National (NT) – 22 октября театру исполняется 50 лет.
Проект NT Live – возможность получить бесценный культурный опыт. Солидных английских гастролей в России нет и не предвидится (точечные наезды Деклана Доннеллана дают отнюдь не исчерпывающее впечатление о сегодняшнем состоянии дел), а между тем в британской художественной театральной модели содержится немало любопытного – особенно для российского зрителя, в массе своей уверенного, что он предпочитает традиции новаторству и, главное, умеет отличать одно от другого. «Урок английского», затеянный NT, - превосходный повод разобраться не только в том, что делается в театре в Англии, но и в собственных эстетических пристрастиях.
В идеале показы спектаклей NT рассчитаны на эффект присутствия: начинался проект отнюдь не с международной арены, а с английской глубинки, жители которой, по мнению авторов идеи, не должны быть лишены права приобщения к собственному культурному наследию. В 2009 году в британских кинотеатрах была показана расиновская «Федра» с Хелен Миррен в главной роли в постановке худрука NT Николаса Хайтнера. Наступление на Европу, а вслед за ней и Россию началось с триумфального показа «Франкенштейна» Дэнни Бойла с Бенедиктом Камбербатчем и Джонни Ли Миллером в главных ролях.
Каждый зритель, купивший билет в кинотеатр, оказывался на один вечер в зале лондонского NT – иллюзию обеспечивали превосходные специалисты в области телетрансляций. Звук (пишется вживую, актеры снабжены портативными микрофонами), изображение (с восьми камер; грамотная операторская работа; монтаж при участии режиссера спектакля, то есть не в ущерб целостности действия) – все это делало живые трансляции из NT значительнее, нежели просто показ телеспектакля. Искомое ощущение хрупкой и драгоценной сиюминутности драматического искусства было достигнуто. Русскому зрителю эти радости недоступны по объективным причинам – во-первых, разница во времени, а во-вторых, для нас делают субтитры. Поэтому в России показы NT Live идут в записи. Впрочем, в зафиксированном конкретном театральном вечере (а реакцию аудитории в театральном зале вам будут показывать непременно – хотя и ненавязчиво) тоже есть своя немалая ценность.
Понятно, что проект далеко выходит за мемориальные рамки, вроде «…из собрания Госфильмофонда». Нет, во всем мире показывают то, что происходит в Англии «здесь и сейчас», сезон на сезон не приходится, разнообразие превыше идеологии. И тем не менее, общие черты спектаклей NT очевидны: это коммерческая массовая продукция. «Но в каком смысле? В самом достопочтенном!» - как сказали бы персонажи Шекспира. Это вовсе не означает истерического потакания низменным вкусам самой необразованной части публики (как ни хотелось бы некоторым российским деятелям вкладывать именно такой смысл в понятие «театральной коммерции»). Это значит, что искусство повествования (несколько старомодное – но что за беда?!) доведено до совершенства. Что уровней смысла в спектакле ровно столько, сколько социальных слоев в зрительном зале (и каждый зритель почти наверняка отыщет в ясном, хорошо артикулированном режиссерском тексте спектакля что-то свое). Что остроумие, вкус, профессиональное воспитание и чувство меры постановщиков гарантируют от режиссерской самодемонстрации.
Резкий жест, вызов неизбежны там, где речь идет о новаторстве. Но о новаторстве в современном английском театре можно говорить лишь в исключительных случаях. Большинство же спектаклей – это если и не всегда «образчик высокого искусства», то почти наверняка «высококачественный продукт, объект культурного спроса». Творить, чтобы развлекать, – вот задача английской сцены (развлекая, иногда получается еще и просвещать, и объединять нацию). А комедия на сцене, трагедия или драма – не столь важно. Это, без сомнения, буржуазная установка, весьма консервативная к тому же. У нее есть минусы – опасность застоя лишь один из них. Другой – комфортное существование изрядно переоцененных театральных деятелей, чьим основным достоинством является вызывающее отсутствие индивидуальности (как в случае с Кеннетом Браной, представившем своего крикливого и бессмысленного «Макбета»). Но есть и несомненные плюсы, игнорировать которые – только потому что «буржуазность» кажется оценочным термином – нерезонно. Среди важнейших плюсов – динамическое равновесие, которого время от времени достигает английская сцена, и которое позволяет в свою очередь оттачивать, добиваясь подлинной утонченности, разные виды сценического мастерства. Актерского, прежде всего.
В прошлом сезоне публике были с гордостью продемонстрированы актерские достижения Хелен Миррен, Саймона Рассела Билла, Рори Киннира, Джулии Уолтерс, Бенедикта Камбербатча. В новом сезоне – юбилейном – покажут недавние, но не премьерные спектакли, которыми NT по праву гордится: «Гамлета» с выдающимся Рори Кинниром, «Отелло» с ним же в роли Яго и неподражаемым Адрианом Лестером в роли Отелло, победоносного «Франкенштейна» и спектакль по пьесе Алана Беннета «Привычка творить искусство» (качественная современная драматургия – один из приоритетов NT). А также «Кориолана» театра «Donmar» с Томом Хиддлстоном и Марком Гэттисом – этого спектакля еще не существует, премьера состоится только зимой.
Кроме того, украшением нынешнего - шекспировского – сезона стали показы спектаклей театра «Глобус». Их, судя по всему, снимает другая команда, нежели постановки NT – есть разница в классе. Но возможность убедиться в том, что «Глобус» при всем обилии своих просветительских задач остается настоящим живым театром, и полюбоваться заодно на Мальволио Стивена Фрая, Оливию Марка Райленса, Беатриче Ив Бест и Бенедикта Чарльза Эдвардса дорогого стоит. В конце концов, если вас не смешат шутки четырехсотлетней давности, может быть вы просто не совсем консерватор?
Лилия Шитенбург, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 18–20 июля: Ночь музыки в Гатчине, фестиваль уличных театров «Елагин Парк» и сериал в кино
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 18 июля 2025 - В Александровском дворце показывают после реставрации еще три зала парадной анфилады — отсюда царская семья отбывала в ссылку
- 17 июля 2025 - Драма о семье экстрасенсов и фантастика про бандитов из 1990-х. Минкульт рассказал, на съемки какого кино даст субсидии
- 17 июля 2025 - Умер режиссер фильмов «Завтра была война» и «Мастер и Маргарита» Юрий Кара
- 16 июля 2025 - Вышел тизер финального сезона «Очень странных дел» — надвигается последняя битва, а с ней и тьма
- 16 июля 2025 - В Сети вышел сериал о 90-х «Путешествие на солнце и обратно». Режиссер рассказал «Фонтанке», как прошли согласования
Статьи
-
16 июля 2025, 00:03Еще со школьных времен мы привыкаем к спискам летнего чтения — но это как тихий час в детском саду: бесит, только пока обязательно, а потом вспоминается в мечтах. Кто бы уложил нас сейчас посреди дня вздремнуть на час! Кто бы заставил летом вместо работы читать медленную, великолепную прозу, похожую на нагретый солнцем мед! Теперь никто, придется самим как-то справляться. И давайте признаемся: сил на Толстого, Джойса и Пруста мало у кого хватит, да и половина лета уже позади, так что можно выбрать что-нибудь менее объемное. Например, шесть недавно вышедших книг с захватывающим сюжетом и теплой атмосферой.
-
05 июля 2025, 23:26
-
11 июля 2025, 08:30
-
04 июля 2025, 08:30