
Нижинский со стен Ноймайера: выдающийся немецкий хореограф привез в Петербург личную коллекцию

В Петербурге открылся III фестиваль «Дягилев.P.S.». На этот раз он посвящен юбилею выдающегося хореографа Джона Ноймайера (Гамбург), и открылся он уникальной выставкой в Театральном музее, которая связывает современного мастера с заглавной темой фестиваля. Выставка посвящена одновременно Ноймайеру – и Вацлаву Нижинскому, одному из самых великих и самых загадочных дягилевцев.
"Как же я буду без него?"
Этот гениальный танцовщик, как известно, всю вторую часть жизни провел в лечебнице для душевнобольных. История Нижинского так поразила юного Ноймайера, что он тоже связал свою жизнь с танцем, а уникальность выставки в том, что все экспонаты – личная собственность маэстро, то, что висит у него дома на стенках.
По словам руководителя фестиваля Натальи Метелицы, Ноймайер долго не соглашался везти свои сокровища в Петербург. «Как же я это время буду без них?» – возражал он. Однако его уговорили, и вот – Петербург может увидеть коллекцию, в которой есть подлинник завещания Нижинского (написанного в 1916 году на корабле «Испания», ввиду опасностей военного времени), рисунки А.Н.Бенуа, Ж.Кокто, Г.Климта, А.Модильяни, и, что самое ценное, – рисунки самого Нижинского, те самые, которыми он занялся в 1918-19 году, после ухода со сцены и в преддверии безумия.
Этот разный, разный, разный Нижинский
Тот, кто когда-либо разглядывал фотографии Нижинского, знает, что его характерный сценический облик не совсем идентичен Вацлаву «в жизни». И выставленные Ноймайером портреты добавляют свой штрих в этот сюжет. Самым привычным Нижинский оказался в исполнении Жана Кокто – собственно, мы во многом и представляем его себе именно по этим эксцентричным рисункам. Его облик у Кокто - воспроизводимая формула, как логотип: профиль, высокая мощная шея, вздернутая верхняя губа и косо посаженный длинный овал глаза (в Европе его нередко всерьез принимали за монгола). К формуле сведен и прелестный рисунок Модильяни, изобразившего Нижинского в танце, бесполым и бестелесным, почти так же условно, как рисовал он своих кариатид или маски. И совершенно иные – работы Бурделя и Климта. Оба портрета нетривиальны - и в том, каков у них Нижинский, и в том, каковы сами художники. Работа Бурделя ничем не напоминает его бронзу и вообще не похожа на рисунок скульптора. Во-первых, это акватинта, самый нежный вид офорта, ценимый живописцами, но не ваятелями. Во-вторых, мощный и буйный Бурдель предстает здесь тревожным и рефлексирующим, а его модель – Нижинский – уязвимым и почти обреченным: маленькие глаза ассиметричны, узкий приоткрытый рот кажется запекшимся, неровные брови сдвинуты, неровен и лоб, и все лицо, на которое брошены острые, напряженные штрихи. А ведь это – счастливый 1912 год, время триумфов и полноты творчества, но в этом пророческом портрете словно виден отпечаток будущей судьбы, причем тем сильнее, что в нем нет ничего нарочитого, никакой экспрессионистской выразительности, никакого нажима.
Неожиданна и работа Климта. Мастер декоративной живописи и прихотливых линий, главный эротоман стиля модерн, Климт показывает себя здесь сухим и более чем сдержанным рисовальщиком, работающим в осторожной, отнюдь не красочной манере. Его Нижинский – в год перелома судьбы и начала болезни, – человек без возраста, с заострившимся носом, ввалившимися глазами и слегка приоткрытым, болезненно узким, как и у Бурделя, ртом. Именно в это время Нижинский и сам начал рисовать, что описано его женой Ромолой.
Нижинский-художник: красное и черное
В экспозицию вошли три цикла его работ. Один, «Арки и сегменты. Линии», - это четкие построения с симметричными сферическими линиями. Однако геометрия тут тревожная, непростая: круг в центре придает изображению сходство с «глазом»: то это недреманное око, то глаз змеи или птицы, то – с двумя кругами – схематичное лицо, пустое и страшное. Второй цикл – круги, на которые выгнутой полосой наложены части более крупных окружностей. Конечно, такие рисунки – драгоценный материал для психологов. Но вот листы цикла «Черные и красные круговые сегменты» – уже другого толка. Они резонируют с исканиями русских супрематистов и отчасти предвосхищают формальные трансформации позднего Явленского, только в ином, не рациональном ключе. Материал выбран особый – черная и красная тушь на тонкой бумаге, а мотивы сходны с другими (сферические линии, круг), однако здесь все определеннее: железная композиция, динамика, линии превратились в полосы, а изображение агрессивно надвинуто на зрителя. Такой крупный план преображает мотив «зрачка» в подобие чугунной решетки; мотив же других работ – красный полумесяц, но усеченный: мы видим то его острый конец в углу, то два рога, свисающие вниз, то кусок средней части справа. Между тем эти полумесяцы – обманка, на самом деле это угрожающий черный круг, застилающий почти весь лист и выходящий за его границы. А красное – узкие щели света, заслоненного черными кругами.
Упомяну еще бронзу немецкого скульптора Георга Кольбе, увлекавшегося танцем. Когда обходишь его «Танцовщика» кругом, и вправду видишь движение Нижинского.
Дама с камелиями - русская и немецкая
Кроме выставки, в программу фестиваля включена презентация книги Наталии Зозулиной «Джон Ноймайер в Петербурге», а также научная конференция. Но в центре как всегда спектакли: в Михайловском театре будет дан легендарный балет Ноймайера «Дама с камелиями» на музыку Ф.Шопена, один из самых масштабных и многофигурных, с огромным количеством действующих лиц. Ноймайер – хореограф-интеллектуал, недаром прежде, чем начать карьеру танцовщика, он окончил колледж и получил степень бакалавра искусств. Его творчество – серьезное, умное, основанное на больших знаниях и укорененности в культуре.
Наконец, сюжетные балеты с развернутой и сложносочиненной историей впечатляют тонкостью психологических трактовок и глубоким осмыслением произведений, по которым поставлены. 7 ноября главную партию исполнит главная танцовщица гамбургской труппы Элен Буше, а 6 ноября – прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева
11 ноября на сцене Михайловского театра состоится Международный балетный гала-концерт.
Инна Скляревская, «Фонтанка.ру»
Фото: пресс-служба Петербургского музея музыкального и театрального искусства

Куда пойти 17 — 19 октября: мир Хармса в Фонтанном доме, «Слово-движение» в МДТ и «Послание к человеку»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 октября 2025 - Археологи нашли близ Усть-Луги старейшую «крепость» эпохи неолита — ее построили «пришельцы»
- 16 октября 2025 - С соседями подружиться не получилось. Книжный «Фаренгейт 451» переезжает в третий раз
- 15 октября 2025 - «Послание к человеку» откроют в Петербурге «Слоны-призраки» Вернера Херцога
- 15 октября 2025 - В Корпусе Бенуа заметили протечки — Русский музей проводит осмотры
- 15 октября 2025 - История экскурсовода из Самарканда и роман-опера из Китая. «Ясная Поляна» назвала победителей
Статьи
-
16 октября 2025, 18:29С 17 по 25 октября Петербург снова станет столицей документального, игрового, анимационного и экспериментального кино: публику соберёт 35-й Международный кинофестиваль «Послание к человеку». В рамки Международного, Национального и экспериментального конкурсов, а также 11 спецпрограмм уместились более 170 фильмов из 43 стран мира. Рассказываем про самые важные показы фестиваля.
-
15 октября 2025, 16:30Петербург 15 октября узнает имена победителей II Международного конкурса молодых оперных исполнителей имени Ф. И. Шаляпина. Третий тур и гала-концерт пройдут на сцене Большого зала Филармонии. Накануне маэстро Фабио Мастранджело провел с финалистами и председателем жюри конкурса Вероникой Джиоевой открытую репетицию этого концерта на новой площадке своего театра — в Концертном зале на Английской набережной, где только-только завершилась реставрация
-
14 октября 2025, 21:16Музей-макет исторического центра Санкт-Петербурга «Петровская акватория», здания, корабли и жители которого были спешно «эвакуированы» на склад из-за внезапного досрочного расторжения договора аренды с новыми владельцами ТРК «Адмирал», нашел новое пристанище. «Фонтанка» поговорила с директором уникального проекта о том, как миниатюрный Петербург пережил переезд, что было утрачено из-за сжатых сроков и где теперь (и когда) искать полюбившуюся экспозицию.
-
14 октября 2025, 21:21В зале № 86 Русского музея началась первая комплексная научная реставрация больших полотен Григория Угрюмова (1764 — 1823) «Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Фёдоровича на царство 14 марта 1613 года». Более двухсот лет назад обе композиции заказал Павел I для убранства Воскресенского зала Михайловского замка, и создавал их Угрюмов в одно время, однако сегодня картины выглядят по-разному. «Фонтанка» узнала у реставраторов секреты картин, открывшиеся перед основным этапом реставрации.
-
06 октября 2025, 14:55
-
13 октября 2025, 18:17
-
05 октября 2025, 19:22