Нижинский со стен Ноймайера: выдающийся немецкий хореограф привез в Петербург личную коллекцию

06 ноября 2012, 20:21
Версия для печати Версия для печати

В Петербурге открылся III фестиваль «Дягилев.P.S.». На этот раз он посвящен юбилею выдающегося хореографа Джона Ноймайера (Гамбург), и открылся он уникальной выставкой в Театральном музее, которая связывает современного мастера с заглавной темой фестиваля. Выставка посвящена одновременно Ноймайеру – и Вацлаву Нижинскому, одному из самых великих и самых загадочных дягилевцев.

"Как же я буду без него?"

Этот гениальный танцовщик, как известно, всю вторую часть жизни провел в лечебнице для душевнобольных. История Нижинского так поразила юного Ноймайера, что он тоже связал свою жизнь с танцем, а уникальность выставки в том, что все экспонаты – личная собственность маэстро, то, что висит у него дома на стенках.

По словам руководителя фестиваля Натальи Метелицы, Ноймайер долго не соглашался везти свои сокровища в Петербург. «Как же я это время буду без них?» – возражал он. Однако его уговорили, и вот – Петербург может увидеть коллекцию, в которой есть подлинник завещания Нижинского (написанного в 1916 году на корабле «Испания», ввиду опасностей военного времени), рисунки А.Н.Бенуа, Ж.Кокто, Г.Климта, А.Модильяни, и, что самое ценное, – рисунки самого Нижинского, те самые, которыми он занялся в 1918-19 году, после ухода со сцены и в преддверии безумия.

Этот разный, разный, разный Нижинский

Тот, кто когда-либо разглядывал фотографии Нижинского, знает, что его характерный сценический облик не совсем идентичен Вацлаву «в жизни». И выставленные Ноймайером портреты добавляют свой штрих в этот сюжет. Самым привычным Нижинский оказался в исполнении Жана Кокто – собственно, мы во многом и представляем его себе именно по этим эксцентричным рисункам. Его облик у Кокто - воспроизводимая формула, как логотип: профиль, высокая мощная шея, вздернутая верхняя губа и косо посаженный длинный овал глаза (в Европе его нередко всерьез принимали за монгола). К формуле сведен и прелестный рисунок Модильяни, изобразившего Нижинского в танце, бесполым и бестелесным, почти так же условно, как рисовал он своих кариатид или маски. И совершенно иные – работы Бурделя и Климта. Оба портрета нетривиальны - и в том, каков у них Нижинский, и в том, каковы сами художники. Работа Бурделя ничем не напоминает его бронзу и вообще не похожа на рисунок скульптора. Во-первых, это акватинта, самый нежный вид офорта, ценимый живописцами, но не ваятелями. Во-вторых, мощный и буйный Бурдель предстает здесь тревожным и рефлексирующим, а его модель – Нижинский – уязвимым и почти обреченным: маленькие глаза ассиметричны, узкий приоткрытый рот кажется запекшимся, неровные брови сдвинуты, неровен и лоб, и все лицо, на которое брошены острые, напряженные штрихи. А ведь это – счастливый 1912 год, время триумфов и полноты творчества, но в этом пророческом портрете словно виден отпечаток будущей судьбы, причем тем сильнее, что в нем нет ничего нарочитого, никакой экспрессионистской выразительности, никакого нажима.

Неожиданна и работа Климта. Мастер декоративной живописи и прихотливых линий, главный эротоман стиля модерн, Климт показывает себя здесь сухим и более чем сдержанным рисовальщиком, работающим в осторожной, отнюдь не красочной манере. Его Нижинский – в год перелома судьбы и начала болезни, – человек без возраста, с заострившимся носом, ввалившимися глазами и слегка приоткрытым, болезненно узким, как и у Бурделя, ртом. Именно в это время Нижинский и сам начал рисовать, что описано его женой Ромолой.

Нижинский-художник: красное и черное

В экспозицию вошли три цикла его работ. Один, «Арки и сегменты. Линии», - это четкие построения с симметричными сферическими линиями. Однако геометрия тут тревожная, непростая: круг в центре придает изображению сходство с «глазом»: то это недреманное око, то глаз змеи или птицы, то – с двумя кругами – схематичное лицо, пустое и страшное. Второй цикл – круги, на которые выгнутой полосой наложены части более крупных окружностей. Конечно, такие рисунки – драгоценный материал для психологов. Но вот листы цикла «Черные и красные круговые сегменты» – уже другого толка. Они резонируют с исканиями русских супрематистов и отчасти предвосхищают формальные трансформации позднего Явленского, только в ином, не рациональном ключе. Материал выбран особый – черная и красная тушь на тонкой бумаге, а мотивы сходны с другими (сферические линии, круг), однако здесь все определеннее: железная композиция, динамика, линии превратились в полосы, а изображение агрессивно надвинуто на зрителя. Такой крупный план преображает мотив «зрачка» в подобие чугунной решетки; мотив же других работ – красный полумесяц, но усеченный: мы видим то его острый конец в углу, то два рога, свисающие вниз, то кусок средней части справа. Между тем эти полумесяцы – обманка, на самом деле это угрожающий черный круг, застилающий почти весь лист и выходящий за его границы. А красное – узкие щели света, заслоненного черными кругами.

Упомяну еще бронзу немецкого скульптора Георга Кольбе, увлекавшегося танцем. Когда обходишь его «Танцовщика» кругом, и вправду видишь движение Нижинского.

Дама с камелиями - русская и немецкая

Кроме выставки, в программу фестиваля включена презентация книги Наталии Зозулиной «Джон Ноймайер в Петербурге», а также научная конференция. Но в центре как всегда спектакли: в Михайловском театре будет дан легендарный балет Ноймайера «Дама с камелиями» на музыку Ф.Шопена, один из самых масштабных и многофигурных, с огромным количеством действующих лиц. Ноймайер – хореограф-интеллектуал, недаром прежде, чем начать карьеру танцовщика, он окончил колледж и получил степень бакалавра искусств. Его творчество – серьезное, умное, основанное на больших знаниях и укорененности в культуре.

Наконец, сюжетные балеты с развернутой и сложносочиненной историей впечатляют тонкостью психологических трактовок и глубоким осмыслением произведений, по которым поставлены. 7 ноября главную партию исполнит главная танцовщица гамбургской труппы Элен Буше, а 6 ноября – прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева

11 ноября на сцене Михайловского театра состоится Международный балетный гала-концерт.

Инна Скляревская, «Фонтанка.ру»

Фото: пресс-служба Петербургского музея музыкального и театрального искусства

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>