Грузинское солнце и грузинские звезды отогрели и исцелили
На минувшей неделе Большой зал Филармонии принимал гостей из Тбилиси. Фестиваль, названный «Днями грузинской культуры», на самом деле стал знаковым событием не только в культурной хронике Петербурга. Посетители Филармонии оказались свидетелями нечастого факта, когда по-настоящему высокое искусство превратилось в явление общественной жизни.
Российских виз ждали два месяца
Афиша фестиваля была богатой: Нани Брегвадзе и ее внучка Наталья Кутателадзе, Лиза Багратиони, Мзия Ниорадзе, Маквала Касрашвили (строго говоря, управляющую оперными коллективами Большого театра грузинской гостьей назвать трудно, но тем не менее), мариинский бас Михаил Колелишвили, но самое главное - приехал Грузинский национальный симфонический оркестр. Гастроли большого коллектива сами по себе являются затратным и трудноорганизуемым мероприятием; если же этот коллектив приезжает из Грузии, то все становится гораздо сложнее. Рассказывает Гоча Чхаидзе, продюсер, винодел и ресторатор, руководитель автономной некоммерческой организации “Эгида”, основного организатора прошедших гастролей:
- Один процесс получения виз для музыкантов длится два месяца, но мы будем преодолевать все трудности. Знакомить петербуржцев с грузинской культурой и по мере сил восстановить прерванные контакты наших народов - это цель, которую мы стремимся достигнуть. Меня больше всего тревожит то, что выросло поколение, которое ничего не знает о Грузии, кроме того, что показывают по телевидению. В стороне от российского зрителя остаются грузинская музыка, грузинский кинематограф. В прошлом году я организовал первый грузинский кинофестиваль в Доме кино, а теперь настало время музыки.
И восходит солнце…
Действительно, эти два дня стали аншлаговыми: Большой зал Филармонии был переполнен, причем представители грузинской диаспоры занимали едва ли десятую часть мест - подавляющее большинство зрителей имело вполне петербургские лица. Оркестр под руководством Николоза Рачвели привез не самую простую программу, которая не ограничилась традиционными грузинскими шлягерами. Зрители услышали два больших произведения Гии Канчели – «Колыбельная солнцу» (ею дирижировал специальный гость концерта - художественный руководитель камерного хора Смольного собора Владимир Беглецов) и сочинение DIXI, написанное композитором по заказу симфонического оркестра Баварского радио. Иначе, как эпическим, назвать его трудно, в минуты наивысшего накала музыка Канчели сопоставима с творением Карла Орфа «Carmina burana», но проходит лишь несколько мгновений, и перед нами вновь спокойная, отчасти меланхолическая мелодия, создающая полное впечатление безмятежно поднимающегося над горами солнца. Восприятие такой музыки требует от слушателя особой подготовки и даже некоторой искушенности - словом, в петербургской Филармонии ей самое место.
С большим энтузиазмом посетители Филармонии встретили сочинение «Эйфория» композитора Джимшера Асканели, впервые исполненное за пределами Грузии. Необычная гармония произведения и его выраженная эстетичность - если не сказать эстетство - изысканно сочетаются с традиционным грузинским звучанием, создавая полное ощущение оторванности от земли. В итоге родилась очень интересная и необычная музыка - тем более любопытная, что сам Джимшер Асканели не считает себя профессиональным музыкантом.
Совсем другие чувства зритель испытал при знакомстве с сюитой «Ответ», написанной самим дирижером Грузинского национального симфонического оркестра Николозом Рачвели. Художественный руководитель, общаясь со слушателями, признался, что музыканты не до конца уверены в том, как примут факт их гастролей в Петербурге на родине.
Нани Брегвадзе на сцене Петербургской филармонии им. Д.Д.Шостаковича
Фото: Пресс-служба фестиваля "Дни культуры Грузии в Петербурге"
«Как вы можете играть для тех, кто нападал на Грузию?»
Рассказывает Гоча Чхаидзе:
- Я приехал в Россию 22 года назад, для русского человека грузин тогда был как родственник. С первых же дней Петербург тепло меня приютил - у нас с Ирмой (Ирма Ниорадзе, известная балерина и супруга Гочи Чхаидзе - ред.) много друзей, и никто не мог предположить, что между нашими странами произойдут такие политические моменты. Истерия бывает, конечно. Пресса иногда раздувает ситуацию: «Как вы можете это делать? Играть для тех, кто напал на Грузию?» Но мы не занимаемся политикой, мы - люди искусства, которые помогают политикам. Талантливые люди - посланники своей страны. Это очень дорогого стоит. Если талант есть и судьба благословляет, этим нужно воспользоваться и с честью представить свою маленькую страну. Ведь Грузия может заявить о себе, по большому счету, только своим искусством и вином. Наверно, поэтому я занимаюсь и тем, и другим. Действительно, вопрос о том, почему успешный бизнесмен тратит столько времени, сил и средств на организацию и проведение в Петербурге гастролей, фестивалей и других культурных мероприятий, отпадает сам собой после упоминания того факта, что соседом семьи Чхаидзе по двору был Сергей Параджанов, который часто просил Гочу и его братьев пообщаться с его гостями в общем дворе, поддержать атмосферу уютного тбилисского дворика. В результате юные годы будущего продюсера прошли в окружении таких людей, как Георгий Шенгелая, Андрей Тарковский, Майя Плисецкая, Софико Чиаурели, Маргарита Терехова, Владимир Высоцкий, Марина Влади, частыми гостями Параджанова также были актеры ленинградского БДТ.
Звезды признанные и новые
Семья Чхаидзе, сама давшая Грузии нескольких музыкантов, давно дружит с семьей Нани Брегвадзе, которая украсила нынешний фестиваль в его первый день. И здесь следует отдельно упомянуть о внучке прославленной певицы - Наталье Кутателадзе: бархатное и чувственное меццо молодой певицы растрогало и очаровало буквально всех, показав, что слушатель имеет дело с исключительно самобытным талантом. Наталья собирается строить оперную карьеру и, кто знает, может лет через пять-семь мы услышим на мировых подмостках новую Кармен.
Еще одним открытием фестиваля стала 16-летняя виолончелистка Лизи Рамишвили, снискавшая особые аплодисменты зала - не только за объяснимый темперамент и задор, но и за вдумчивое исполнение сложной музыки. И снова появляются мысли о том, что в нашу общую бытность эта одаренная девушка шла бы к широкому признанию в совсем другом темпе.
Но закончим рассказ о Днях грузинской культуры в Филармонии все-таки в мажоре.
Впереди новые встречи - в планах «Эгиды» значится проведение в Петербурге фестиваля ведущих тбилисских театров, а безусловный аншлаг при дорогих билетах и овации, которыми сопровождалось исполнение большинства номеров, свидетельствуют о том, что наш взаимный интерес друг к другу велик, и спрос на такие гастроли не утолен. Только бы политики не подвели.
Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»
Куда пойти 6–8 сентября: «Дары осени», «Яблочный полдень», новый театральный сезон и фестиваль кино из Китая
Новости
- 06 сентября 2024 - Премьеру фильма о Борисе Рыжем отменили и в других городах, названа одна из причин
- 05 сентября 2024 - В Петербурге отменили премьеру фильма о поэте Борисе Рыжем
- 05 сентября 2024 - «Эксмо» анонсировало новую книгу Виктора Пелевина. Названия пока нет, зато есть плейлист
- 04 сентября 2024 - Форум объединенных культур в Петербурге начнется с лекции патриарха Кирилла
- 04 сентября 2024 - Константин Эрнст заявил, что «в футболе всегда выигрывают команды из католических стран» и объяснил почему
Статьи
-
06 сентября 2024, 15:49Реставраторы Музея Академии художеств уже полтора года приводят в порядок масштабное полотно неаполитанского мастера эпохи барокко Луки Джордано «Избиение младенцев». Широко известна картина художника на аналогичный сюжет из Музея Прадо в Мадриде, а вещь из Музея Академии почти никто не видел больше ста лет. В 2025 году её покажут на выставке работ Луки Джордано и его учеников, которая пройдёт в ГМИИ им. Пушкина в Москве. «Фонтанка» побывала в реставрационной мастерской, увидела картину до «премьеры» и узнала захватывающую историю полотна.
-
01 сентября 2024, 19:24
-
29 августа 2024, 18:41