Слава Полунин не скандалит, а договаривается и работает

15 октября 2013, 17:09
Версия для печати Версия для печати

Всемирно известный клоун Вячеслав Полунин, недавно возглавивший Цирк на Фонтанке, рассказал о совершенно конкретных планах на ближайшее время: о грядущей прямо в конце ноября первой петербургской полунинской премьере, о капитальном ремонте Цирка на Фонтанке, о шапито-лаборатории, о школе Славы Полунина, о социальных проектах, о животных в цирке.

О премьере

Дата первой премьеры Полунина и компании единомышленников в Петербурге уже объявлена — 26 ноября. Название тоже. Это будет спектакль «Чу». И выросшие в Ленинграде немедленно сообразят, что это не просто междометье, и с острой ностальгией вспомнят знаменитый сейшен в ЛДМ — нечто вреде всесоюзного клоун-мим-парада в середине 80-х, который продолжался нон-стоп больше недели. Там впервые на столь большую аудиторию «Лицедеи» сыграли номер «Блю канари», и тогда же знаменитый Асисяй с надувными телефонами появился на публике не в качестве героя эстрадного номера, а как персонаж цельной, щемящей сердце истории про четверых клоунов на пенсии, живущих на таком же старом, как они, чердаке. «Чу» в данном случае — первый слог названия того спектакля: «Чурдаки». Этимология слова очевидно — гибрид «чудаков» и «чердака». И в возрождении именно этого спектакля тридцать лет спустя определенно есть смысл.

Тема старых, но не стареющих душой клоунов, которые каждый вечер на чердаке разыгрывают представление для себя самих, просто потому что не могут иначе, это для 63-летнего Полунина гораздо более личная и более пронзительная история, чем для 33-летнего. С этим фактом связано требование к площадке — 300 мест (это все, что про нее на сей день известно). Слава уверяет, что хочет уделить гораздо больше внимание мелочам, нюансам, хочет, «чтобы было видно дрожание ресниц». Так и вспоминается декан Свифт из пьесы Григория Горина: «Даты жизни и смерти написаны на небесах. Что остается человеку? Подробности. Придумай подробности — получишь судьбу». А то, на каком уровне работает сейчас Полунин, и есть гарантия таких вот драгоценных подробностей, гарантия того, что, даже если бы к прежним номерам не добавилось ни единого нового, спектакль был бы принципиально иным, новым по сути, по проживанию. Но новые номера будут. Полунин, например, сообщил, что он на сцене будет общаться почти исключительно с небом и ангелами. В любом случае, на сцене будут новые герои, хотя и в прежних масках.



Фото: Пресс-служба Цирка на Фонтанке

Причем, в премьерных «Чурдаках» на сцену вместе с Полуниным выйдут как минимум два партнера, для которых эти три десятка лет — те еще университеты. Это Николай Терентьев, постоянный компаньон Полунина с 1968 года и кумир «Масок-шоу» Георгий Делиев. Два других участника - Татьяна Карамышева «Коробочка» и Артем Жимолохов - не столь опытны, но зато они - в чистом виде ученики Полунина, которых то ли судьба, то ли творческое чутье привели на «Корабль дураков» - художественно-педагогический полунинский проект 2009 года.

Что до возрастного ценза, то на афише будет стоять «12+». «И не потому что секс на сцене будет, - уточнил Слава, - а потому, что, чем меньше разброс зрителя по возрасту, тем тоньше работа актера».

О капремонте Цирка на Фонтанке

По свидетельству Полунина, начало капитального ремонта главного городского цирка начнется 15 января 2014 года. С этого момента и на ближайшие два года цирк будет закрыт. А после ремонта откроется в облике легендарного Цирка Чинизелли — одной из культурных доминант дореволюционного Петербурга. Планируется восстановить интерьеры старого цирка, однако даже сейчас, когда ремонт вот-вот начнется, в его смете нет двух важнейших граф: дизайн и новейшие технологии. А между тем, чтобы собеседники могли оценить техническое состояние нашего цирка, Полунин привел только две цифры для сравнения: сейчас в Цирке на Фонтанке есть только пять точек подвески, в то время как во всех современных цирках их существует не меньше 150.

О шапито и школе Полунина

Как уже сообщала «Фонтанка», в планах Вячеслава Полунина установить в Петербурге шапито. Он показал журналистам эскиз возможного фасада шапито работы Юрия Купера — художника-графика, сценографа, который в последнее время занялся еще и архитектурным трудом: например, спроектировал интерьеры Воронежской драмы. Эскиз привлекает броскостью цветовых решений, и Полунин объяснил, почему выбрал именно его: «Тут воплощена идея питерского балагана, который всегда пускал пыль в глаза. Уличные бездомные комедианты испокон века прикрывают блестящей мишурой голую задницу, и это так узнаваемо, так понятно».

Точку на Конюшенной площади, предложенную Полуниным, городские чиновники отвергли, приводя в качестве основного аргумента близость церкви, в которой отпевали Пушкина. Хотя для карнавального сознания такое соседство — самое то: напомним, что утробный карнавальный смех изначально в средневековые времена был направлен именно на церковный ритуал, он его комически переигрывал, выворачивал наизнанку, противопоставляя свои отвязные фарсы суровому посту. Но не читать же функционерам лекции по культурологии. Да и народных «писателей» - защитников наберется — не счесть.

Клоун-романтик Слава Полунин принципиально подчеркивает, что он не скандалить в Петербург вернулся, а договариваться: «Тут речь не о насилии, а о способах общения». Так что в ответ на чиновничье «нет», он отправил в Смольный 16 других возможных точек для установки шапито, Смольный предложил 9 других. Вот так и строится диалог. Без хамства, но слишком уж, на взгляд клоуна, более двух десятков лет прожившего в Европе, медленно. В России всегда с недоверием относятся к проектам, которые создаются исключительно ради гуманитарной (то есть принципиально нематериальной) отдачи. А работа шапито видится Полунину чисто лабораторной — то есть, это будет место для экспериментов по современной клоунаде на стыке ее со всеми другими видами искусств (в период ремонта в шапито, конечно, будут идти цирковые представления, это временная мера) плюс база для школы Славы Полунина, которая, по его словам, не станет устанавливать никакого возрастного ценза: научить клоунаде можно и старика, если он захочет научиться и проявит талант, а для совсем юных циркачей, по всей видимости, затеется некий совместный учебный проект с «Упсала-цирком».

О социальном значении клоунов

В своей любви к проекту «Упсала-цирк», который изначально был ориентирован на так называемых сложных подростков, а теперь, кажется, тоже снял ограничения, потому что подросток — это всегда трудно, - Полунин признавался не раз. Теперь же у «Упсала-цирка» появился не только дом в парке БЦ «Бенуа», а и покровитель, о котором можно только мечтать. Вячеслав Полунин, посмотрев спектакли молодых циркачей-виртуозов, пообещал помочь «Упсала-цирку» в организации зарубежных гастролей. Всё же социальные проекты — это тот вид гуманитарных начинаний, который, по большей части, чиновниками приветствуется.

Также в планах Славы Полунина - затеять собственный проект «Доктор-клоун»: от интерактивных выступлений в больницах до приглашения людей с ограниченными возможностями в цирк. Причем, к участию в таких проектах приглашаются все желающие: достаточно придумать номер и встретиться с Полуниным по адресу, который будет указан на сайте цирка.

Кроме того, в рамках Петербургского международного культурного форума, который пройдет в Ленэкспо со 2 по 4 декабря 2013 года, Слава, а точнее, вверенный ему Цирк на Фонтанке проведет международную конференцию «Пути развития современного цирка и уличного театра». Как сказано в пресс-релизе, наш сегодняшний цирк утратил тот язык, на котором романтические идеи звучат привлекательно и убедительно. Полунин поделится собственным опытом в этом вопросе и пригласит зарубежных коллег — практиков театра. В рамках конференции будут показаны спектакли «Упсала-цирка».

Любопытно, что в те же дни в рамках Зимнего международного петербургского театрального фестиваля Лев Додин и приглашенные им руководители крупных театров России и Европы соберутся, чтобы поговорить на тему ответственности власти перед искусством вообще и театром в частности. Так что, если лед еще и не тронулся, господа присяжные заседатели, то уже точно потрескивает. И венок из осенних листьев на голове у Славы Полунина, который за 20 лет отсутствия в стране не перестал быть ни кумиром публики, ни истинно петербургской культурной доминантой, - это знак не безнадежной печали накануне беспросветной зимы, а щедрой, чарующей, вдохновляющей золотой осени, которая нынче выдалась в городе особенно удачной. А также напоминание о том, что клоун — это вечный ребенок, который гораздо ближе природе, чем цивилизации с ее мудреными социальными схемами. Возможно поэтому, хотя Полунин принципиально не вступает в диалог со скандалистами, требующими убрать животных из цирка, в релизе конференции сказано: «Форум будет содействовать тому, чтобы сообщество дрессировщиков приняло документ, требующий от представителей этой профессии гуманного отношения к животным».

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

 

Игры без разума. На экранах — драма Мишеля Франко «Память» о встрече двух травмированных душ

На майских праздниках на экраны вышел фильм «Память» режиссёра Мишеля Франко с Джессикой Честейн и Питером Сарсгаардом в главных ролях. За свою игру Сарсгаард на прошлогоднем венецианском кинофестивале был удостоен «Кубка Вольпи». Но получилось ли у создателей фильма сказать о знакомом сюжете что-то новое — и запомниться?

Статьи

>