Ќе самые пронзительные, но самые красивые

15 окт€бр€ 2013, 05:10
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ыставка «Ўедевры искусства ’’ века из собрани€ јльбертины» - одного из старейших музеев јвстрии - в Ќиколаевском зале «имнего дворца, несмотр€ на всю торжественность названи€, выгл€дит очень воздушно и легко. Ёкспонатов здесь немного – всего 55 живописных и графических работ. » размещены они так, что каждый холст и лист можно рассмотреть с разных точек зрени€ – подойти поближе, отдалитьс€ на почтительное рассто€ние.

Ёто тот редкий случай, когда величественный интерьер не мешает воспри€тию произведений, рождЄнных иным временем и мироощущением. Ќапротив, прохладна€ красота зала работает на идею, чЄтко сформулированную кураторами и точно отражЄнную экспозицией. Ёта выставка о том, что самые разные художественные течени€ всЄ-таки говор€т на одном €зыке, взаимно вдохновл€ют друг друга. » чем дальше во времени и пространстве мы отходим от них, тем отчЄтливее видна их общность.

√лавные герои экспозиции – художники-экспрессионисты. “е, кто отражал в своих произведени€х не реальность, существующую вокруг нас, а свои внутренние переживани€ – миры человеческих страхов, надежд и разочарований. Ќаправление возникло, как всем известно, на исходе XIX века и окрепло, впитав в себ€ ужасы двух мировых войн. Ёти художники щедро делились со зрителем своей болью, создава€ подчЄркнуто грубые, жЄсткие, неэстетичные полотна, искажа€ очертани€ предметов так, как искажает их ночной кошмар. »ли война.

 

ќднако эрмитажна€ экспозици€ заставл€ет нас взгл€нуть на экспрессионизм с другой, несколько неожиданной точки зрени€. Ќа эту выставку из богатейшей коллекции музе€ јльбертина выбраны не самые мощные, не самые пронзительные, а самые красивые произведени€ экспрессионистов.  огда-то они могли шокировать. “еперь поражают живописностью. » св€зь их с поисками самых разных, современных им и последовавших за ними художественных течений, вполне очевидна.

 

Ёрнст Ћюдвиг  ирхнер. Ќа въезде в вокзал ЋЄбтау. 1911
Ёрнст Ћюдвиг  ирхнер. Ќа въезде в вокзал ЋЄбтау. 1911

‘ото: hermitagemuseum.org

 лаус јльбрехт ЎрЄдер, директор музе€ јльбертина, полагает, что особенно интересно увидеть р€дом две картины Ёриха ’еккел€ и јмедео ћодиль€ни. ѕерва€ из них называетс€ «Ћежаща€ женщина». ∆енское тело на ней подчЄркнуто некрасиво, неестественно выгнута рука, лицо кажетс€ непри€тной маской. Ќо стоит сделать шаг назад, оторватьс€ от созерцани€ этих деталей, и полотно уже не кажетс€ неэстетичным – краски и линии сплетаютс€ в €ркий ковЄр.

јмедео ћодиль€ни. ћолода€ женщина в рубашке. 1918
јмедео ћодиль€ни. ћолода€ женщина в рубашке. 1918

‘ото: hermitagemuseum.org

«ћолода€ женщина в рубашке» кисти ћодиль€ни плен€ет своей м€гкой красотой с первого взгл€да. ≈Є нагота скорее подчЄркнута, чем скрыта рубашкой, линии, очерчивающие грудь и бЄдра, округлы и нежны. ћаленький €ркий рот, удлинЄнный нос – всЄ в ней чарует. ¬от только глаза слепы. ќни словно провалы в небо – бездонное, равнодушное. » от этого зрителю вдруг становитс€ холодно.

јлексей явленский. ƒевушка в шл€пе с цветами. 1910
јлексей явленский. ƒевушка в шл€пе с цветами. 1910

‘ото: hermitagemuseum.org

  сожалению, эти полотна вис€т в разных концах зала. » потому не сразу понимаешь, чем они схожи (различи€ бросаютс€ в глаза) – тем самым холодом. »х авторы разными средствами выражают общее ощущение отстранЄнности от мира, тревожного одиночества, леден€щего душу. » лишь красота живописи даЄт надежду. ћожет быть, она всЄ-таки спасЄт мир?

Ёмиль Ќольде. Ћунна€ ночь. 1914
Ёмиль Ќольде. Ћунна€ ночь. 1914

‘ото: hermitagemuseum.org

“ем более, что даже самые убеждЄнные из экспрессионистов на этой выставке представлены работами, которые не столько причин€ют боль, сколько вызывают восхищение – чистотой цвета, темпераментным мазком, силой эмоционального воздействи€.

Ёдвард ћунк. «имний пейзаж. 1915
Ёдвард ћунк. «имний пейзаж. 1915

‘ото: hermitagemuseum.org

—реди них тревожные пейзажи Ёрнста Ћюдвига  ирхнера и Ёдварда ћунка, завораживающие зрител€ (как огонь - мотылька) натюрморты Ёмил€ Ќольде, восхитительна€, дерзка€ и утончЄнна€ «ƒевушка в шл€пе с цветами» јлексе€ явленского, вызывающие, трепетные творени€ ќскара  окошки…

ќскар  окошка. Ћондон. ћалый пейзаж на “емзе. 1926
ќскар  окошка. Ћондон. ћалый пейзаж на “емзе. 1926

‘ото: hermitagemuseum.org

 акие ещЄ параллели провод€т кураторы выставки? Ќапример, они помогают «признатьс€» в своей близости к экспрессионизму ѕабло ѕикассо, ’аиму —утину, ∆оржу –уо, ѕьеру Ѕоннару, представител€м Ѕаухауза (художественной школы, породившей конструктивизм)…

ѕабло ѕикассо. √оршки и лимон. 1907
ѕабло ѕикассо. √оршки и лимон. 1907

‘ото: hermitagemuseum.org

√осподин ЎрЄдер рассказывает, что отбор произведений целиком и полностью был доверен эрмитажным кураторам выставки. «я бы составил еЄ абсолютно иначе», -- признаЄтс€ директор јльбертины. » добавл€ет: «»з —анкт-ѕетербурга видно, что Ѕерлин и ѕариж гораздо ближе друг к другу, чем им самим кажетс€».

ƒина √ин, «‘онтанка.ру»

 

 

 уда пойти 8 Ч 10 декабр€: Ђ—трана —ветаї на ƒворцовой, Ђ—алоныї в Ёрмитаже и выставка Ўем€кина

¬ первый календарный уик-энд зимы вам будет жаль сидеть дома, несмотр€ на холод. ¬едь можно отправитьс€ на ¬осток с новыми постановками и выставками, оценить новый мультфильм ’а€о ћи€дзаки, погрузитьс€ в эмбиент в јлександринке и посмотреть мэппинг-шоу на стенах √лавного Ўтаба.

—татьи

>