Анимация от слова «анима»

01 ноября 2012, 18:22
Версия для печати Версия для печати

1 ноября в Петербурге открывается юбилейный Х Международный фестиваль анимационных искусств «Мультивидение». Организаторы фестиваля традиционно знакомят питерскую публику с лучшими образцами мировой анимации, в равной степени желая заинтересовать этим сложным искусством и взрослых, и детей, и профессионалов.

«Мультивидение» открывает простор для фантазии, его делают эффектно, с настоящим размахом, словно забывая о том, что в Петербурге крайне сложно создавать масштабные и высокохудожественные культурные проекты. Для этого фестиваля не существует границ – если речь идет о географии, и тем более табу – если речь идет об эстетике. Критерием отбора фильмов в программу является только их качество. Ну и немножко международный статус.

«Мультивидение» прогремело в свое время, устраивая показы фильмов на створах разведенных питерских мостов, - публики было не меньше 30 тысяч. «Мосты» предстоят и летом следующего года – но уже международные. Одновременный показ фильмов пройдет на разведенных створах мостов Петербурга и Амстердама, а во время показа сами эти города буду связаны телемостом. Бывали акции и поменьше – но ничуть не менее значимые: был установлен временный памятник Пластилиновой Вороне - как дань памяти замечательному режиссеру Александру Татарскому (и до сих пор не найти спонсора, чтобы сделать этот памятник постоянным). В этом году «Мультивидение» устраивает обширную программу мастер-классов: в музее современного искусства «Эрарта» с местными молодыми аниматорами будет работать гость фестиваля, знаменитый видеоэкспериментатор и медиахудожник Макс Хаттлер. Публике будет продемонстрирован результат их совместных усилий – видеоинсталляция, о которой уже говорят как о грандиозном явлении.

Конкурсная программа фестиваля будет показываться в кинотеатре «Аврора». В нее вошли лучшие фильмы авторитетных международных фестивалей: British Animation Awards, голландского фестиваля KLIK!, знаменитого штутгартского фестиваля Trickfilm. Самая же любопытная часть программы предлагается в «Эрарте», где 4 ноября объявлен день экспериментальной анимации – и где особенно рады будут видеть продвинутую публику, равно как и всех, кто интересуется актуальным искусством.

О том, что нас там ждет, рассказывает учредитель и президент фестиваля Светлана Петрова: «Программа «экстремальной анимации» - это размышления об актуальном искусстве, месте художника в обществе, фильмы, касающиеся острых социальных и даже запретных тем, фильмы о войне, о современном мире, о проблемах сексуальности. Например, испанский фильм «И где же красота?» - где на этот вопрос пытаются ответить ожившие скульптуры в галерее современного искусства. Наш фестиваль в принципе старается раздвинуть границы восприятия. Сейчас, когда прекрасное слово «толерантность» оказалось забыто, и идет «война всех против всех», очень важно уметь видеть что-то новое, непривычное, понять иной, отличный от твоего, взгляд на окружающий мир. Это сделало бы людей куда менее злыми и куда более счастливыми. Наш фестиваль отражает не просто многообразие мультфильмов, но и многообразие точек зрения – именно поэтому он и называется «Мультивидение».

Неизбежный вопрос о том, достаточно ли подготовлен отечественный зритель к восприятию современного искусства, не представляется мне таким уж роковым. Понимаете, мы ведь отбираем хорошую анимацию. На наш фестиваль редко присылают слабые фильмы. Тогда, на мостах, толпы зрителей с удовольствием смотрели наши фильмы – а это ведь было самое настоящее фестивальное кино, без всяких скидок. Это показывает, что зритель-то на самом деле принципиально открыт, просто им по-настоящему никто не хочет заниматься. А люди охотно, с интересом воспринимают самые продвинутые техники. Они и хотели бы это смотреть – просто им мало кто показывает настоящее искусство. Кроме того, нужны образовательные программы. Вот мы привозим Макса Хаттлера. Он проведет мастер-класс абстрактной анимации. Чтобы наши молодые аниматоры увидели возможности этого жанра и научились другой технике видения мира. Мы будем проводить мастер-классы для детей - stop-motion анимации и пластилиновой анимации. Так называемый «артхаус» можно и должно приближать к публике. Пусть люди увидят, как это на самом деле красиво. И у нас на фестивале есть соответствующая современная аппаратура, чтобы фильмы были показаны в надлежащем качестве, без потерь.

Анимация сейчас повсюду. «Реальность – это восемьдесят миллионов полигонов в секунду», - как сказал один видный цифровой художник. Анимация участвует в создании спецэффектов: понятно, что тот же «Аватар» - это преимущественно мультик. Анимация – в интернете, в создании вебсайтов, в рекламе. Второй год фестиваль «Мультивидение» исследует проникновение стрит-арта и анимации, мы продвигаем особый жанр, в котором анимационный фильм покадрово нарисован на стенах. Это глобальное проникновение в смежные области и есть самая актуальная мировая тенденция в области анимации. В России это все пока слабо существует, но мы надеемся на лучшее и делаем все возможное.

Особое внимание уделяется оригинальности видеоряда, и в этом году мы увидим очень много «странных», по-настоящему загадочных историй. Ну а лично для меня приятная тенденция – в этом году в числе анимационных персонажей как никогда много котов. В интернете уже давно существует культ котов – и мне как котовладелице все это очень приятно. Тренды ежегодно меняются, но сейчас в моде оказались как раз истории о кошках. Весьма перспективная тенденция».

Лилия Шитенбург, специально для "Фонтанки.ру"
 

Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников

Ярмарка интеллектуальной литературы Non/fictio№ — главное издательское событие года. Именно «к Нонфику» издательства торопятся выпустить ключевые новинки, там же возникают коллаборации, заявляют о себе новые игроки на рынке и, конечно же, проходят встречи с авторами. У входа на ярмарку всегда целый лабиринт витрин с книгами, которые специальная организаторская комиссия отобрала как достойные внимания. В этих витринах всегда за сотню наименований — отечественные и переводные, взрослые и детские, художественные и нехудожественные книги. Рассказываем, какие произведения именно российских писателей в этом году оказались самыми востребованными и обсуждаемыми

Статьи

>