Элис Купер: «Когда вам так часто отрубают голову, тайминг должен быть правильным»
5 октября в «Юбилейном» неувядающий Элис Купер покажет новое рок-шоу «Raise the dead». Накануне гастролей 65-летний король кошмаров (до рок-карьеры – Винсент Дэймон Фурнье) рассказал «Фонтанке», какие орудия убийства привезет в Петербург, какой популярный русский роман он намере прочесть, какой вид спорта заменил ему виски, каким видом журналистики он занимается на досуге.
Чтобы стать из Фурнье Купером нужно два часа
- Мистер Фурнье, в день концерта вы просыпаетесь как обычный человек или сходу в образе короля кошмаров Элиса Купера?
- Когда утром гляжусь в зеркало, вижу унылое г… Я ведь обычный человек, которому нравится путешествовать, осматривать города. Но уж на сцене-то я - Элис Купер. Чтобы переместиться в этого типа, нужно два часа. Чтобы войти в «форму», перед концертом иногда смотрю ужасные фильмы про кунг-фу и метаю ножи. Когда я морально и психологически созрел, берусь за грим, но даже после этого я еще - не Элис. Вот когда ступлю на сцену, тогда им становлюсь. Но как только окончен бал, и я спускаюсь со сцены, Элиса нет во мне и в помине.
Этот персонаж - как костюм, который я надеваю. Его характер и образ я совершенствовал долгие годы. Я знаю, что Элис может и не может сказать или сделать. Да, он опасный парень, но есть черта, которую он никогда не переступит.
Фото: Михаил Садчиков-мл.
- Как вы относитесь к тем, кто идет вам вслед, заимствуя или трансформируя ваши Элис-идеи?
- Да, многие группы и солисты положили глаз на наши идеи! А куда от этого деться? Кем бы были без нас Роб Зомби или Мэрилин Мэнсон?.. Но мы все что-то друг у друга берем. Возможно, я не прав, но если бы не мы, то в конце 60-х, ну, пусть чуть позже, в рок-н-ролле все равно появился бы кто-то похожий на нас. Идеи ведь носятся в воздухе. Просто кому-то повезло раньше других поймать эту хорошую идею… Так что надо быть терпимей к тем, кто это сделал чуть позже. Роб Зомби мне как младший брат, мы одинаково смотрим на многие вещи. Мэрилин Мэнсон до недавнего времени был непонятным для меня человеком, но после нашего совместного тура по США я стал лучше к нему относиться. Наши шоу очень разные, но раз у нас много одних и тех же поклонников, стало быть, мы одной группы крови. Пока я не вижу нашего прямого преемника, но, может быть, у меня просто проблемы со зрением?..
Мечи, веревка, гильотина настоящие, ножи заточены
- Отвечая назойливым журналистам и поклонникам всего мира: «О чем вы думаете, когда кладете свою голову на гильотину?», вы только улыбаетесь: «О том, выключил ли духовку у себя дома, не забыл ли ключ в дверях!» Неужели шоу дается вам с такой легкостью?
- Шутки шутками, а 40-фунтовое лезвие гильотины проносится мимо моей шеи в нескольких сантиметрах. Упади оно на меня, сломанная шея гарантирована, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Когда тебе отрубают голову так же часто, как мне, тайминг должен быть правильным, все расписано по секундам и сантиметрам… Но, если вы хотите сделать шоу, которое реально испугает зрители, ввергнет в состояние ужаса (хотя наше шоу не только ужасное, но еще и веселое!), вы должны сами пережить это состояние на сцене. А для этого необходим «запах опасности». Новым музыкантам я говорю: «Вам хорошо заплатят, вы посмотрите мир, но будьте готовы, что иногда вам будут накладывать швы». А как иначе, если гильотина настоящая, может нанести тяжелые увечья, на виселице - настоящая веревка, и без страховки она способна сломать шею, все мечи настоящие, а ножи заточены... А ведь мы не циркачи, не иллюзионисты, мы не работаем на стационарной площадке, где учтена любая мелочь – мы всего лишь старые бродячие музыканты-экстремалы. Но мы - рисковая компания, и пусть опасность гонится за нами по пятам… Даже наш монстр Франкенштейн, которого некоторые зрители принимают за большую, игрушечную страшилку, на сцене весьма опасен, ведь внутри него парень, у которого голова привязана к 70-фунтовой металлической и резиновой шляпе. Если монстрик упадет, это будет его последнее шоу. Если он упадет на кого-то, забудьте о том человеке, эта штуковина раздавит любого.
- Чего вы ждете от этих гастролей в двух российских столицах?
- Многие поклонники рассказывали, что в России очень любят роман «Мастер и Маргарита», и в нем на публику тоже «с потолка», как и у нас, сыпятся денежные купюры… Я никогда не читал этой книги, и я заинтригован. Было бы неплохо прочитать.
- В это трудно поверить, но вы стали Элисом уже 45 лет назад… В ином мире, с иной публикой. Как же вы уцелели в столь изменчивом рок-жанре?
- Наши поклонники сильно изменились. Их не стоит сравнивать - просто другие. Мне кажется, что раньше поклонники в большей степени ценили музыку и шоу. Сейчас же многие вынимают смартфоны, и иногда кажется, что им намного важнее снять хорошее видео, чтобы выложить его на youtube, чем посмотреть на то, что же происходит на сцене, вслушаться в то, о чем и как мы поем и играет. Это неизбежно ведет к фрустрации. Зрители больше отвлекаются и меньше удивляются. Остались, конечно, и сегодня превосходные, внимательные поклонники, настоящие знатоки нашего творчества, но круг их сужается. Тем не менее, мы научились воспроизводить новую, молодую публику, хотя я не слишком хорошо понимаю, почему у нас это получается, а другие группы, не решив эту задачу, давно приказали долго жить. Наверное, мы каким-то образом отвлекаем зрителей от их реальной жизни за стенами концертного зала. И это работает как в хорошие, так и в плохие времена.
Фото: Михаил Садчиков-мл.
Почему Элис Купер не идет в политику?
- Когда вы начинали пугать мир своим Элисом, ТВ было совсем другим – голубым и пушистым… А теперь оно ваш прямой конкурент по части демонстрации ужасов.
- Включаешь новости - и каждый день видишь ужасные вещи, которые происходят у тебя на глазах. Каждые день какие-то массовые смерти… Теперь ведь как ведется: либо плохая новость, либо это не новость. И вот уже я начинаю понимать, что даже мою аудиторию больше не шокировать моими выходками. Современный мир намного страшнее, чем тот, который может создать моя фантазия.
- Вы - не только король кошмаров, но еще и приятный, толковый ведущий собственного радиошоу. Зачем вам эта радиоморока?
- Я не взялся бы за это шоу, если бы не мог включать любую музыку, какую мне хочется. Как интервьюер я отличаюсь тем, что чаще сам бываю в роли интервьюируемого. Когда приходит пора нового тура, то даю 4-5 интервью в день. Это помогает мне встать на место респондента. Чаще всего я хорошо знаю тех, у кого беру интервью, поэтому нам легко настроиться на волну неформального общения. А если я еще и пересекался с этим с музыкантом на сцене или в студии, нас трудно остановить. Мне очень нравится общаться с Тедом Наджентом (американский хард-рок-гитарист. – прим. авт.). Могу лишь произнести: «Обама», - и моего приятеля уже не остановишь. При этом он сыплет афоризмами, которые мы стараемся запоминать, а потом как-то используем в других программах. Но иногда заходят ко мне в студию не собеседники, а какие-то мрачные, едва живые тени… Не буду называть имен, но один недурной музыкант на всякий мой вопрос отвечал одним и тем же словом, далеко не самым умным.
- А как в вашей жизни появился гольф?
- Я начал играть в гольф, когда протрезвел – лет тридцать назад, и, если честно, не знаю, играл бы сейчас, не распадись в тот момент моя группа. Гольф стал для меня заменой алкоголя в ранние годы моей трезвости… Меня часто спрашивают: «Почему бы вам не рвануть в политику, с вашей известностью, умением воздействовать на массы?» Но они же опять путают того г…ка, который утром продирает глаза, и короля кошмаров, что выходит вечером на сцену? Мне жутко представить, до чего мог бы договориться мой Элис Купер, поднимись он на политическую трибуну. А мое личное политическое послание выразить очень просто: миру в наше время нужно больше рок-н-ролла!
Михаил Садчиков-младший, «Фонтанка.ру»
Фото Михаила Садчикова
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 14 декабря 2025 - Умерла Евгения Петрова, много лет работавшая замдиректора по науке Русского музея
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.