Гид по «Балтийскому дому»

04 октября 2013, 15:32
Версия для печати Версия для печати

4-го октября спектаклем "Русские!" в Петербурге открывается крупнейший театральный фестиваль класса "А" "Балтийский дом", который продлится до 15 октября. На него съехались лучшие театры Восточной Европы и представители мирового театрального сообщества. "Русские!" нынче - это еще и девиз форума. Больше половины афиши составляют постановки по произведениям русской классики: от Пушкина до Достоевского, от Горького до Чехова.

Программа фестиваля:

4-5 октября - "Русские!"

Появление спектакля ван Хове на фестивале «Балтийский дом» во время года культурного обмена России и Голландии очень логично. Не так давно режиссер создал спектакль по драме Горького «Дети Солнца», а ныне продолжил флирт с русской драматургией.

Продолжающиеся более пяти часов «Русские!» включают героев и сюжетные перипетии двух чеховских пьес, объединять которые прежде никому не приходило в голову. Речь о «Платонове» и «Иванове»: и чеховеды, и люди театра считают эти произведения слишком родственными, слишком похожими. Ван Хове фактически удваивает чеховский сюжет, а персонажи двух похожих пьес смотрятся друг в друга, как в зеркала, огрызаясь на своих двойников.

Этот острый прием, придающий происходящему черты фарса, нужен постановщику, чтобы высказаться о современном обществе: чеховские герои напоминают Иво ван Хове современных люмпен-европейцев – агрессивных бездельников, утративших все идеалы, кроме потребительства, и вымещающих раздражение за карьерные и прочие жизненные неудачи на тех, кто слабее.
Многофигурное зрелище с впечатляющими хайтек-декорациями и резкой, выразительной манерой игры актеров может заинтересовать даже тех, кому социальные искания автора окажутся неблизки.

Начало в 17.00

5 октября - "Бесчестье"

Этот спектакль 38-летнего венгерского режиссера Корнеля Мундруцо, поставленный по мотивам романа нобелевского лауреата Джона Кутзее, с успехом прошел на прошлогоднем венском Festwochen и вызвал ажиотаж и разноречивые отклики на главном театральном фестивале планеты – во французском Авиньоне.

Актеры авторского театра (и одновременно – киностудии) Мундруцо Proton, что базируется в Будапеште, балансируют в «Бесчестье» между шокирующим натурализмом и фарсом. Душераздирающая сцена изнасилования тут оборачивается домашним концертом, а вечеринка по случаю новоселья похожа на аутодафе. Жутковатую историю ЮАР после апартеида, когда вчерашние жертвы стали угнетателями и насильниками, а бремя белого человека оказалось нестерпимым, создатели спектакля примеряют к современной Венгрии – и постсоветский социальный ландшафт дает богатую пищу для аналогий.

Так что не удивляйтесь, услышав в спектакле песни Пугачевой и увидев фрагменты из «Ну, погоди!».

Начало в 19.00, спектакль пройдет на сцене театра "Мюзик-холл"

6-7 октября "Обломов"

Верный принципам театрального аутентизма, Херманис для инсценировки романа Гончарова о ленивом и чуждом энергичного жизнелюбия помещике Обломове долго изучал архивные материалы. На сцене подробно, в мелочах восстановлен интерьер дворянского дома средней руки позапрошлого столетия, выстроена аутентичная печурка, герои одеты в сюртуки и шлафроки по моде XIX века, а сложные гримы стирают с лиц актеров черты современности.

Быт воссоздан не только на уровне оформления, но и на уровне актерского существования: продолжительны сцены дремы Обломова (Гундарс Аболиньш известен прежде всего выдающейся заглавной — женской — ролью в спектакле Херманиса «Соня»), его одевания и чаепития. Роман с Ольгой преображает лентяя — темпоритм спектакля становится острей.

Интересно, что Херманис, совсем не замеченный в русофильстве, трактует роман вполне в духе фильма Никиты Михалкова: сонный рай Обломова ему милей горячечной жизни Штольца.

Начало в 19.00, спектакль пройдет на сцене Молодёжного театра на Фонтанке

7 октября - "Божественная комедия"

Этот спектакль выдающегося литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса уже гостил на фестивале «Балтийский дом» в прошлом году, а ныне возвращается в рамках специальной программы «Лучшие спектакли европейской сцены».

Метафорическая режиссура Някрошюса всегда тяготела к эпической поэзии, и ренессансный шедевр Данте о путешествии в ад, чистилище и рай, о тайнах бытия и возвышающей поэта любви к Беатриче написан словно специально для музы литовского гения.

Начало в 18.00.

8 октября - "Рай" Эймунтаса Някрошюса

У знаменитого литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса особые, теплые отношения с фестивалем «Балтийский дом»: именно здесь он по традиции устраивает российские премьеры всех своих спектаклей. Не стала исключением и новая работа - "Рай" - навеянная финальными главами «Божественной комедии» Данте, путешествием в рай, обиталище блаженных, где поэт воссоединяется со своей возлюбленной Беатриче.

Лирико-метафорическая режиссура Някрошюса, как всегда, реализует литературный первоисточник через серию ярких и парадоксальных этюдов, следующих друг за другом, словно строфы стихов.

Начало в 19.00

9 октября - "Национальный план развития"

Латвийский театр известен у нас куда меньше литовского, однако в Риге тоже подросло новое поколение одаренных театральных постановщиков. Один из них – Вальтер Силис, создавший в театре Dirty Deal, поддерживающем молодые таланты, спектакль на основе крайне неожиданного текста – правительственного плана развития Латвийской республики до 2020 года. В роли «лектора» выступает соавтор спектакля Янис Балодис.

Правительственный акт становится поводом не только для иронических скетчей, но и вполне серьезного разговора о политических приоритетах и общественных ценностях, причем в диспут вовлекается публика.

Силис привозил на прошлый «Балтийский дом» постановку под названием «Легионеры», в которой театральной препарации подвергались острые проблемы исторического прошлого, и доказал, что вполне способен привить Мельпомене вирус политологии – безо всяких вредных осложнений.

Начало в 19.00 и в 21.00

10 октября - «Васса Железнова»

Увидев на афише название Вильнюсского Малого театра, зритель по инерции ждет спектакля его руководителя Римаса Туминаса, но в данном случае он ошибется. Хотя на афише имена верных сподвижников Туминаса – художника Адомаса Яцовскиса и композитора Фаустаса Латенаса, эту инсценировку пьесы Горького «Васса Железнова» осуществил ученик мастера – молодой режиссер Кирилл Глушаев.

Он взял за основу первую редакцию пьесы, в которой нет антагонистки властной купчихи Вассы – невестки-революционерки Рашель, а образ самой Железновой сложнее, противоречивей и человечней. Роль Вассы стала бенефисом для замечательной актрисы старшего поколения – Эгле
Габренайте, которую многие российские зрители помнят по советскому телефильму «Богач, бедняк».

Начало в 19.00

11 октября - «Смотреть на Жюли»

В этом году фестиваль «Балтийский дом» не только привозит спектакли патентованных мэтров, но и открывает новые имена. Молодой режиссер из Амстердама Брам Янсон пока малоизвестен за пределами Нидерландов, однако опыт, который он предпринял в отношении хрестоматийной пьесы Стриндберга «Фрекен Жюли», чрезвычайно интересен.

Актеры разыгрывают сюжет о странном любовном треугольнике молодой аристократки-психопатки, ее лакея и служанки в герметичном стеклянном кубе, отделенные от зрителей звуконепроницаемой завесой.

Дополнительным остраняющим фактором становится голос комментатора, следящего за поведением персонажей, словно естествоиспытатель за подопытными.

Начало в 17.00 и 20.00

12 октября - "Братья Карамазовы"

Крупный мастер современной европейской сцены фламандец Люк Персеваль впервые оказался в России именно благодаря приглашению «Балтийского дома»: тогда был показан «Отелло». С тех пор на здешних подмостках побывали многие спектакли Персеваля: «Дядя Ваня» и «Смерть коммивояжера», «Дети солнца» и «Вишневый сад».

Более того, в конце нынешнего театрального сезона Персеваль обещает выпустить в «Балтийском доме» премьеру «Макбета» с нашими актерами. А пока привозит свою новую работу, сделанную в гамбургском театре «Талия»: этот заметный немецкий театр Персеваль несколько лет с успехом возглавляет.

В «Карамазовых» по мотивам главного романа Достоевского режиссер верен принципам сценического минимализма – на первый план тут неожиданно выходит звучащее слово, нервный заряд литературных монологов, произносимых персонажами.

Начало в 19.00

13 октября - "На дне"

Литовского режиссера Оскараса Коршуноваса у нас прекрасно знают как автора многофигурных спектаклей-феерий, однако эта его работа кардинально отличается от прежних.

Четвертый акт пьесы Горького (только финал, в котором утешителя Луки уже нет на сцене, он покинул героев) актеры разыгрывают неторопливо, словно беседуя за жизнь друг с другом и со зрителями и запивая свою меланхолию водкой. В этом пьяном отчаянии – много взрослой трезвости и готовности принять мир во всем его несовершенстве.

Начало спектаклей в 18.00 и 21.00

15 октября - "Сон в летнюю ночь"

Это первые гастроли московского «Гоголь-центра» в Петербурге, и организовал их фестиваль «Балтийский дом».

Год назад режиссер Кирилл Серебренников взорвал вялое коматозное существование захудалого Театра имени Гоголя, превратив его в центр увлекательных театральных инициатив. Составной частью нового культурного организма стала «Седьмая студия» – коллектив учеников Серебренникова, воспитанный им в Школе-студии МХАТ.

Среди участников актерской труппы «Сна в летнюю ночь» есть молодые актеры, уже снискавшие известность: Никита Кукушкин, Риналь Мухаметов (он сыграл Д'Артаньяна в новой киноверсии «Трех мушкетеров»), Филипп Авдеев, Александр Горчилин.

"Сон в летнюю ночь" построен как путешествие в пространстве: зрители переходят из помещения в помещение и смотрят картину за картиной, а шекспировские персонажи меняют облик, отражаясь в современных реалиях – оборачиваясь то безбашенными старшеклассниками, то рублевскими хозяевами жизни, то работягами со стройки.

Начало в 19.00

Андрей Пронин

Пять новых книг, герои которых живут в Петербурге. Кем и как населяют город молодые писатели?

За свои три века Петербург стал самым литературным городом России — действие каких книг тут только ни разворачивалось! «Страницей Гоголя ложится Невский, весь Летний сад — Онегина глава. О Блоке вспоминают Острова, а по Разъезжей бродит Достоевский», — написал Самуил Маршак. Одна беда: все это было давно. А кто рискует писать о Петербурге прямо сейчас — и что из этого получается? Собрали пять разных книг этого года, где город на Неве — полноправный участник сюжета.

Статьи

>