
У «Послания к Человеку-2013» женское лицо

В «Великан-парке» оглашены итоги 23-го международного кинофестиваля «Послание к Человеку». Гран-при отправился в Бельгию: «Золотого кентавра» из рук американского режиссера Миры Наир, президента фестивала Алексея Учителя и главы кинодепартамента Минкульта РФ Вячеслава Тельнова получила дебютантка Александра Лонге за фильм «As She Left» («После нее»). Лента повествует о жителях Нового Орлеана, переживших ураган «Катрина». Еще утром субботнего дня Александра была в Бельгии, но устроители «Послания» смогли в рекордно короткие сроки договориться о визе, и вечером она, растерянная от такого поворота событий, уже утирала слезы радости, держа гран-при и 5 тысяч долларов.
«Кентавры» в этот вечер бодро «скакали» по Александровскому саду. Причем, попадали преимущественно в женские руки: «Не прощаясь» Анастасии Кратиди (Греция) – за лучший короткометражный игровой фильм; «Женщина и пассажиры» Патрисии Корреа и Валентины Макферсон (Чили) - лучший полнометражный игровой фильм; «Lost boys» Варвары Обросовой (Россия) - за лучший дебют. Польский режиссер Збигнев Чапла, чей фильм «Тото» назван лучшим в анимации, несколько разнообразил «цветник». Глядя на это «бабье царство», председатель международного жюри, сама многократный лауреат престижнейших кинофестов, Мира Наир улыбалась: «Я счастлива видеть, как призы получают женщины, чего не так часто встретишь на кинофестивалях…»
Дамы были первыми во всм. Даже в единственном ЧП, случившемся в этот вечер, были замешаны представительницы прекрасного пола. Возможно, если бы не бдительная Ксения Собчак, то никто бы и не обратил особого внимания на поведение части публики, оставшейся на обсуждение фильма «Голая опера» Ангелы Кристлиб (Люксембург, Германия). Картина рассказывает о «талантливом, умном, красноречивом и состоятельном Марке, который представляет себя своеобразным Дон-Жуаном» (цитируем официальный каталог «Послания»), но свои дон-жуанские подвиги он совершает в компании молодых людей.
- Независимо от моего отношения к фильму «Голая опера», за который я не голосовала, мне было стыдно за ту часть публики, что обрушила на Ангелу свои реплики, - сказала Собчак. - В «Голой опере» были сцены гомосексуального характера, после чего на обсуждении из зала режиссеру стали задавать, мягко говоря, оскорбительные вопросы из серии: «А что у вас в Германии баб красивых нет, раз вы про мужиков фильмы показываете?!» Мне, как уроженке Санкт-Петербурга, слушать это было стыдно, и я хотела бы от имени своего города извиниться перед Ангелой и вручить ей мой букет, - сказала она.
Но Ангела за цветами и извинениями не поднялась… Чуть позже ведущая церемонии закрытия Екатерина Мцитуридзе, киновед и кинокритик, главный редактор журнала «Variety Russia» вновь вернулась к этой теме, выведя разговор из рамок чистых эмоций в весьма практическую киноплоскость:
- Мы параллельно с кинофестивалем проводили в «Великане» Второй Международный передвижной кинорынок «Doors», и к нам приехали отбирать фильмы закупщики кино со всего мира. Но в этот раз мы лишились американской делегации, приехало всего три специалиста из США, а остальные нам прислали письмо протеста, где написали, что любят нас лично, ценят нашу работу по продвижению российского кино, но категорически не согласны с тем посылом, который в последнее время идет на официальном уровне. И своим отказом выражают свое негодование… А ведь это представители крупнейших компаний, в том числе 20th Century Fox, Universal и другие. Табу на одну тему, на другую – это все признаки ксенофобии. Я надеюсь, что такие кинофестивали, как «Послание к Человеку» нам всем помогут преодолевать болезни роста нашего общества.
Как бы то ни было, «Голая опера» набрала три голоса, как и документальный фильм «Акт убийства» Джошуа Оппенхаймера (США), и, после долгих споров, жюри прессы, куда входил и гендиректор АЖУРа Андрей Константинов, отметило сразу обе эти картины.
Итоги 23-го «Послания» подвел на встрече в комплексе «Biblioteka» президент фестиваля режиссер Алексей Учитель:
- Фестиваль вышел на новую высоту, все было очень интересно и любопытно, к нам приехали именитые члены жюри и почетные гости. Конечно, недостатки у нас есть. Пока не всё в порядке в «длине» конкурсной международной программы, ее надо сокращать. Хватает недостатков и организационных, но что вы хотите: еще несколько лет назад «Послание к Человеку» был малюсеньким фестивалем, а теперь мы замахнулись на серьезное европейское мероприятие… Не со всем пока справляемся, ищем. В России всего два более-менее квалифицированных фестиваля – «Кинотавр» и ММКФ. У нас новая команда, которая только набирается международного фестивального опыта. У «Послания» достаточно амбиций, и, я считаю, нас надо поддержать в главном – в желании сделать фестиваль основным или одним из основных в Петербурге и России, с перспективной выхода на высокий международный уровень.
«Фонтанка» поинтересовалась у Алексея Учителя, как он смотрит на то, чтобы взять под свое крыло Петербургский Кинофорум, чтобы при поддержке бюджета сделать один, но мощный фестиваль:
- Так, вы мне предлагаете взять на себя большую финансовую ответственность? – ответил Учитель. – К сожалению, не знаю, что происходило в этом году на Кинофоруме, - признался он. - Фестивалей должно быть у нас много и разных. Я не считаю, что главным непременно должен быть фестиваль «Послание к Человеку», но такой фестиваль, который знают в мире, нашему городу нужен. Разум подсказывает: наивно полагать, что если мы будем делать аналогичный фестиваль конкурсный игровых фильмов, то подтянемся к Каннскому или даже к Московскому кинофестивалю. Мое предложение абсолютно разумное и спокойное. Я никакой кинофорум возглавлять не собираюсь, хочу оставаться президентом «Послания к Человеку», им и буду. А вот в нашем фестивале мы можем совершенно спокойно сделать программу из лучших игровых фильмов, получивших призы на фестивалях, показать лучшее мировое кино и тех звезд, которые его делают, и это будет разумным дополнением к нашему фестивалю. А делать что-то, чтобы получать усредненный результат, мне кажется неправильным… Да, амбиции тоже могут быть, но мы как-то рассуждали с руководством города, и почему-то мне приводили в пример команду «Анжи», что, вот она резко вознеслась. Но мы теперь знаем, на каком она месте. К счастью, сейчас мы с вице-губернатором Василием Кичеджи абсолютно понимаем, что происходит на фестивале, и действительно, город нам очень помог. Хотелось бы, чтобы помог еще больше, и намного, но у нас уже хороший, конструктивный диалог.
Однако и «Послание к человеку» столкнулось с некоторыми непреодолимыми трудностями. Многие сомневались, что Учитель сможет привести в Петербург легендарного аргентинского режиссера Алехандро Ходоровски. Этого действительно не случилось, хотя приезд Ходоровски широко анонсировался — мастеру не позволило здоровье. И фильм-закрытие «Танец реальности» пришлось показывать безмавтора.
Также не решена и важнейшая проблема заполняемости залов на фестивальных программах в обычные дни. Казалось бы, в этом году был созданы все условия (впервые «Послание» почти целиком проходило в одном киноцентре, в «Великане»), но слишком часто сеансы проходили при минимальном числе зрителей. Даже учитывая всю «труднодоступность» интеллектуального кино для нынешних широких киномасс, все равно «Посланию» надо формировать свою устойчивую аудиторию, и делать это не только массированной рекламой с начала осени, а «собирать с миру по нитке» свою публику в течение всего года, приучая народ к качественному кино. Первые шаги в этом направлении уже сделаны – в СПбГУ появился студенческий киноклуб на базе фильмов «Послания». Учитель завидует москвичам - в столице недавно появился специализированных кинотеатр документального кино, и уверен, что такой же центр должен как можно быстрей возникнуть и в Петербурге.
Еще одним важным шагом популяризации «непростого кино» стал эксперимент, предложенный командой Алексея Учителя. Церемония закрытия состоялась в субботу, но в воскресение «Послание к Человеку» продолжится показами фильмов-лауреатов и лучших картин из фестивальных спецпрограмм. Начиная с 13 часов, фестивальный the best можно увидеть в «Великане», зале-студии документальных фильмов на Крюковом канале, в книжном салоне «Порядок слов». Так что и простые зрители, и критики могут убедиться, насколько удачно поработали жюри и организаторы «Послания-2013»…
Михаил Садчиков, «Фонтанка.ру»

«Прости мои очеса, Спасе, что видели то непотребство»: «Тума» Захара Прилепина как вопль к небу из глубины беззакония
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 24 июня 2025 - В Ораниенбауме открывают павильон «Китайская кухня» — в новом музее расскажут, как и на чем готовили в XIX веке
- 23 июня 2025 - Ученый объяснил, почему у Пушкина «русалка на ветвях сидит»
- 19 июня 2025 - Названы даты следующего международного форума в Петербурге — Объединенных культур
- 19 июня 2025 - Гергиев продирижирует премьерой мистической оперы «Мандрагора», созданной с использованием нейросетей
- 18 июня 2025 - Полушекели времен Христа и тетрадрахма Октавиана Августа — Эрмитаж показывает поступивший дар старинных монет
Статьи
-
21 июня 2025, 16:55В Мариинском театре на полях ПМЭФ состоялась премьера оперы «Мандрагора». Уникальность события — в том, что это первая в мире опера, которая была дописана за композитором-классиком (в данном случае — Чайковским) искусственным интеллектом. Строго говоря, даже не одним: GigaChat помог написать либретто, SymFormer доработал музыкальную ткань, а Kandinsky создал визуальные и сценографические решения. С учетом их принадлежности неудивительно, что первой оперу услышали гости закрытого приема Сбера на полях ПМЭФ. За дирижерский пульт встал сам Валерий Гергиев, а партии исполняли солисты Большого и Мариинского. «Фонтанка» оценила результат.
-
18 июня 2025, 18:34Выставка авангарда на втором этаже Корпуса Бенуа сделана так, чтобы на её основе можно было создать часть обновлённой постоянной экспозиции: строго, приятно старомодно, лицом к зрителю, но без заискивания. Называется проект лаконично — «Наш авангард» — и как будто демонстрирует готовность музея «собирать камни», созидать. Кому-то выставка покажется консервативной, но и авангард давно не «современное искусство» (простите, для кого это удар).
-
17 июня 2025, 18:11
-
16 июня 2025, 13:08