Министр поздравил Олега Басилашвили в историческом здании
Министр культуры Владимир Мединский включил в график своего визита в Петербург посещение здания БДТ на Фонтанке, 65. Целью культурного лидера страны было не только посетить подведомственный театр, в котором в данный момент почти окончена реставрация, но и поздравить с днем рождения народного артиста СССР Олега Валериановича Басилашвили.
Господин министр оказался в Петербурге одновременно со шведским королем, который посетил российскую северную столицу инкогнито, что не отменило пробок на дорогах. Так что Владимир Мединский слегка припозднился, и старожилы именитой театральной труппы пришли заранее, и могли первыми проинспектировать свой дом, в котором многие провели большую часть жизни. Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Валерий Ивченко, Светлана Крючкова, Георгий Штиль, Валерий Дегтярь, Сергей Лосев, разбрелись по фойе второго этажа, которое в БДТ называют греческим, выглядывали в окна, пробовали на ощупь стены, с изумлением изучали обновленный расписной потолок. Еще не вернулась на свое место у зеркала скульптура Блока, одного из основателей БДТ — официально реставрационная часть будет завершена только к ноябрю. Полы и стены еще покрыты пылью. Но перемены ощущаются явственно. Все обратили внимание на окна под потолком фойе с обеих сторон — раньше их не было, но это не новодел. Их обнаружили под слоем штукатурки и было принято решение раскрыть их.
Окна связывают блоковское фойе с малой сценой, историческое здание с пространством для эксперимента, и это политическое решения — в смысле художественно-политическое. Новый худрук БДТ Андрей Могучий противник герметичности — связать в единой целое и распахнуть для зрителя театральное пространство БДТ, сделать его публичным, демократичным, любимым горожанами — одна из главных его идей.
Что особенно порадовало, новый худрук сам встречал на пороге каждого из артистов-корифеев, и с каждым не просто перекидывался парой слов, но очевидно продолжал разговор. Альянс режиссер с актерами для ока театрала — зрелище всегда приятное, а тут особенно, поскольку речь идет о многострадальной труппе, сохранившей в своих рядах, пожалуй, более всего мастеров со всесоюзной еще известностью и одного из самых талантливых экспериментаторов сегодняшней российской сцены, но при этом на редкость содержательного и интеллигентного.
В отличие от актеров, уверенной, хозяйской поступью прохаживался по фойе Эдуард Кочергин, главный художник театра, соавтор Георгия Товстоногова, который и до прихода Могучего относился к ремонту в БДТ, как к ремонту в собственной квартире, но обретя в лице нового художественного лидера опору и поддержку (впрочем, точнее сказать, Могучий обрел опору в Кочергине, знающего в БДТ каждый угол и смыслящий всё в сегодняшних технологиях сцены) воспрял и помолодел. Как уже писала «Фонтанка», свой день рождения Эдуард Кочергин тоже провел в БДТ — театр устроил здесь, в исторической здании, да прямо в главном зале, презентацию его новой книги «Записки Планшетной крысы», которую Андрей Могучий, выступая на вечере, назвал гимном профессионализму. Кочергин подарил Басилашвили экземпляр книги с автографом, такой же экземпляр ждал и Мединского.
Приехавший министр еще на лестнице вручил Олегу Басилашвили букет. И выглядел совершеннейшим школьником, не скрывая восторга при виде такого количества узнаваемых лиц. Басилашвили он признался, что со школьных времен поклонялся его таланту. А когда дело дошло до тостов (в фойе был накрыт фуршетный стол), сообщил, что очень много у его нынешней должности трудностей, но есть явный плюс: возможность общаться с гениями. «Вы — наши иконы», - сказал Олегу Басилашвили и Алисе Фрейндлих, чем немало смутил Алису Бруновну.
Впрочем, надо признать, что у должности министра культуры (как и у любого другого чиновника такого ранга) есть и еще один ощутимый плюс — принимать исторически значимые решения — как историк, господин Мединский, несомненно, понимает, о чем речь. В данном случае, ему действительно есть чем гордиться. «Вы молодец, Андрей, что настояли, многие были против», - прошептал министр худруку БДТ. И совершенно понятно, что речь шла о полной перестройке уже отремонтированный исторической сцены БДТ. О ней и был первый вопрос, заданный Мединскому журналистами. И отвечал он очень уверенно, на пятерку.
- Это было тяжелое решение, - сказал Владимир Мединский. - Потому что до того мы всячески давили на подрядчика, чтобы закончить в срок ремонт БДТ, но и новое художественное руководство театра, и коллектив БДТ выступили с инициативой замены сцены. Поскольку сцена, которая была предусмотрена прежним проектом, в силу разных обстоятельств, оказалась именно той сценой, которая была в этом театре в 1902 году, а техника-то ушла далеко вперед. Художественный руководитель первый выступил с инициативой кардинального изменения сцены, получил полную поддержку коллектива театра, убедил в этом министерство, попечительский совет. Это было сложное техническое решение. Здесь работала совместная комиссия Управления делами президента, у которой колоссальный опыт строительства и реставрации в Петербурге, и Северо-Западная дирекция Министерства культуры. И мы пришли к выводу, что сделать это можно. Как сейчас сказала Алиса Бруновна, нам бы не хотелось, чтобы в современном автомобиле двигатель был от «Запорожца». Деньги эти были не предусмотрены общим планом восстановительно-реставрационных работ. Однако министерство культуры изыскало средства из экономии по текущему году. Мы получили соответствующее согласование руководства страны. И пошли навстречу театру. На полгода срок открытия будет сдвинут. Но мы надеемся, что 25 мая 2014 года пройдет торжественное открытие восстановленного прекрасного Большого драматического театра.
Именинник Олег Валерианович признался, что немного грустит, потому что здесь, в историческом здании БДТ прошла вся его жизнь, а теперь тут все по-новому, но он надеется, что «это здание, эта сцена в какой-то степени впитали то, чему учил нас наш учитель, Товстоногов Георгий Александрович, и новая сила, новая кровь, влитая в старые меха, даст ощутимый толчок к развитию Большого драматического театра, уже в новом направлении, но используя все то, что наработано нами».
Завершил разговорную часть сам Могучий, сказав весомое последнее слово: «Проект, разработанный при Кирилле Лаврове, предполагал именно такую сцену, которая нужна. По каким-то причинам этот проект был забыт, после чего вернулись к сцене исторической, музейной. А я считаю, что сцена в театре не должна быть музеем, музейная часть у нас есть, мы бережно храним память о Товстоногове - и о духе этого театра, и о его традициях. Но сцена должна смотреть в будущее».
Впрочем, с окончанием стройки интрига только обостряется, поскольку главным для театра все же остается художественное наполнение. И тут в равно нетерпеливом предвкушении находятся все — и театралы, и артисты. А между тем вовсю идут репетиции первого спектакля Андрея Могучего в БДТ (правда, пока на сцене Каменноостровского театра) — по мотивам кэрроловской «Алисы в стране чудес», с Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили. Премьера намечена на день рождения великой актрисы, 8 декабря.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Нейросеть Пелевин. Рецензия на новую книгу «Круть»
Новости
- 01 октября 2024 - «Ужасный» портрет в гостиной итальянского старьевщика оказался работой Пикассо
- 29 сентября 2024 - В Петербурге скончался профессор Консерватории Аркадий Климовицкий
- 29 сентября 2024 - На «Арсенале» открыли постоянную площадку «Театрального проекта 27» для подростков
- 28 сентября 2024 - В Михайловском саду петербуржцам подсветили и напели «Обратную сторону дворца»
- 26 сентября 2024 - Валерий Гергиев торжественно откроет концертный зал в новом культурном центре
Статьи
-
02 октября 2024, 17:33Конный портрет 1856 года кисти прусского художника Франца Крюгера заказал Александр II в память об отце. Когда-то огромный портрет (размер картины — 4,55 на 2,99 метра) Николая I украшал Большой Мраморный (Николаевский) зал Зимнего дворца, но большую часть XX века провёл накатанным на вал, а имя автора вовсе забылось. «Фонтанка» побывала в хранении и пообщалась с хранителем музейных предметов первой категории фонда изобразительного искусства и авторской графики Музея политической истории России Екатериной Костиной, которая вводит заново обретенный предмет в научный оборот и продолжает его изучать.
-
29 сентября 2024, 16:52Васильевский остров, строящееся метро «Горный институт» с уже обозначившимися буквами над будущим входом, промышленные кварталы вокруг. Внутри квартала по 24-й линии, — полуразрушенное здание с пустыми глазницами окон, известное как Дом Евангелия. Через ворота в заборе туда и обратно снуют люди. На асфальтовой площадке перед зданием — вальяжно прогуливаются кошки и сидит на раскладных стульях съемочная группа: несколько человек смотрят на монитор, на экране — Марк Эйдельштейн, молодая звезда, один из самых обсуждаемых актеров и «краш» всех телеграм-каналов.
-
28 сентября 2024, 22:19
-
30 сентября 2024, 12:48
-
26 сентября 2024, 14:38