Три точных попадания в музейный «нерв»

23 сентября 2013, 12:26
Версия для печати Версия для печати

Один из самых креативных и удачных городских фестивалей - «Современное искусство в традиционном музее» - продолжится до 13 октября. С самого начала, его организаторы говорили о том, что каждый из проектов-участников должен быть органично вписан в пространство музея, где ему посчастливилось гостить. В этом году большинство проектов удивительно органично «вырастает» из постоянных экспозиций.

Современное искусство не должно казаться бедным родственником, которого впустили переночевать и о котором забудут, как только за ним закроется дверь. Смысл фестивальных выставок в том, чтобы строить мосты, налаживать связи между новым взглядом на мир и традицией. Это вроде как аксиома, но на деле, конечно, получалось по-разному. Некоторым художникам удавалось отыскать множество точек соприкосновения со «своим» музеем, а кое-кто вступал с ним в спор. Случались удачи и наоборот. Однако, нынче срослось всё и везде.

Аникушин переезжает

Например, петербургский художник Иван Плющ обживал Мастерскую М.К. Аникушина, филиал Музея городской скульптуры, с максимальной деликатностью. Его инсталляцию «Переезд» не сразу заметишь. Просто среди экспонатов вдруг появилось несколько фанерных коробок-упаковок. Самая солидная из них – кубической формы – возвышается на большом скульптурном станке (там, где созидаются большие формы). Можно подумать, что мастер только что закончил работу, упаковал шедевр и ждёт его отправки на выставку. Или вообразить, что этот куб – всего лишь заготовка, от которой ещё не отсекли лишнее. Рядом лист фанеры покусился на железную лестницу – в попытке укрыть её от тягот переезда. Или, желая превратить полезную вещь в белый лист – начало нового произведения. Остальные объекты разбрелись по мастерской. Они словно бы повторяют формы каких-то скульптур. Но если заглянуть внутрь, наткнёшься на пустоту. И снова увидишь не финал какого-то этапа, а точку отсчёта.

Словом, воплощение оказалось многослойней идеи, заявленной автором в названии. И это не так плохо. Ведь мастерская скульптора и есть место рождения новых смыслов и новых форм.

Морской бой в недрах «Народовольца»

Ещё более сильное впечатление производит инсталляция «Морской бой», внедрённая художественным объединением «Вверх» в пространство подводной лодки «Народоволец» (филиал Военно-морского музея). Там тесно и душно, из отсека в отсек приходится пробираться через люки, и не всегда посетителям удаётся разойтись в узких проходах. Авторы инсталляции установили в противоположных концах лодки два маленьких экрана, на которых видны лица двух девушек. Они играют в морской бой, выкрикивая координаты квадратов, которые хотят поразить: «К-3! Б-10! З-1!». Иногда противница откликается: «Мимо!». Иногда буквы и цифры звучат одна за другой, и мы можем лишь догадываться о результате.

Где-то в середине пути обнаруживается экран побольше, на нём видны обе героини – в белых платьях они стоят на берегу моря, продолжая свою странную игру. Облака над ними не движутся, только ветер колышет кусты и лёгкую ткань платьев. А с двух сторон слышны два голоса:
-- К-8!
-- Ж-4!
-- Убит!
Непонятно, слышат ли девушки друг друга, радуются они или грустят о своих кораблях, но напряжение, звучащее в их голосах, передаётся зрителю. И нет нужды читать авторские комментарии у входа. И так ясно, что где-то продолжается бой.

Нервы навыворот

Зато в Музее истории Научно-исследовательского института экспериментальной медицины зрителя ждут гораздо более забавные, хотя и не менее глубокие переживания.

Во-первых, будьте готовы к тому, что вас попросят подождать у двери – это маленький музей, в нём помещается не больше 15 человек. Во-вторых, вам придётся подняться по лестнице на четвёртый этаж (идёт ремонт, лифт не работает). В-третьих, подвох таится уже в названии инсталляции, созданной художником Дмитрием Каваргой – «По ту сторону низшей нервной деятельности». И не сразу вспомнишь, что никакой «низшей нервной деятельности» нет на свете. Термин этот выдуман автором, пожелавшим пригласить вас в своего рода научное зазеркалье.

Его объекты притаились в тени самых солидных местных экспонатов – у портрета Александра Петровича Ольденбургского, перед бюстом госпожи Шумовой-Симоновской. Откуда они взялись, эти странные, мохнатые, слабо шевелящиеся зверушки? Из подсознания учёных, которые, зачастую, относятся к изучаемым ими частям человеческого организма как к живым существам. Художник просто воплотил смутные ощущения исследователей в материале. То ли это ожившая пищеварительная (выделительная) система, то ли страшновато-умильный сон экспериментатора. Не важно. Важно, что каждый из объектов чувствует себя в музее, как дома. И музей принял их как своих. Ведь чего только не встретишь по ту сторону истории науки, по ту сторону музея.

Дина Гин, «Фонтанка.ру»

15 новых культурных площадок Петербурга, где вы еще не успели побывать

В 2024 году в Петербурге появилось немало новых выставочных и концертных залов, музеев и даже театров — «Фонтанка» собрала самые интересные новые пространства на любой вкус и любой состав компании, включая семьи с детьми.

Статьи

>