Сергей Юрский: «Концерт для сбора средств сидящих в тюрьме по «болотному делу» - это я понимаю»
18 сентября в БЗФ Сергей Юрский представит в жанре концерт-встреча новую программу «Петербург». А накануне народный артист России в стенах в 56-й гимназии принял участие в проекте центра профориентации «Арт-личность», где выступил перед петербургскими школьниками, а также ответил на вопросы корреспондента "Фонтанки" про БДТ, новое российское кино и Голливуд.
Есть основания думать, что мы познакомимся с Могучим
- Сергей Юрьевич, как вы, коренной ленинградец, «коренной актер БДТ», оцениваете перемены, происходящие в не чужом вам БДТ имени Товстоногова, и нет ли хоть какого-то шанса, что вы в том или ином качестве появитесь в проектах театра Андрея Могучего?
- Уже, наверное, лет двадцать БДТ – это другой театр, чем тот, который, видимо, знали вы, и который знал и любил я. Поэтому связи с БДТ у меня нет. Но у меня есть основания думать, что с Андреем Могучим мы познакомимся в эти дни моего визита в Петербург. Просто познакомимся…
Я думаю, что БДТ станет чем-то иным, когда вернется на историческую сцену, на Фонтанку. Начиная с помещения, с полов… Театр ведь – это сцена, помост. Когда меняется помост, меняется театр. Я пришел в БДТ в 57-м году, а в 56-м в театре начали менять помост. Он сгнил, время пришло… Я начинал на новых досках. И тогда мне старые артисты, в частности, Виталий Павлович Полицеймако, объясняли, что такое новые доски, как я должен к ним относиться, как должен гордиться тем, что хожу по новым доскам… Так вот сейчас опять – новые доски, новые стены, все новое.
И это опять перелом. Тогда, в 56-57-м годах тоже был перелом. Перелом в сторону замечательного театра – в БДТ начиналась эпоха Товстоногова. И теперь, когда откроется БДТ, случится абсолютный перелом. А попытки связать новое с прежним, думаю, неперспективны. Тем более, я уже 35 лет не живу в Питере, а живу в Москве.
- Не так давно в петербургском дворце имени Горького состоялся творческий вечер Александра Ширвиндта «Мой Ленинград», сделанный в формате мультимедийной программы (с показом кинофрагментов и сцен из спектаклей, фото из семейного альбома). Весь вечер Александр Анатольевич рассказывал о страницах своей жизни, связанных именно с Ленинградом-Петербургом, и получилось очень интересно… Не увлекает ли и вас идея подобного тематического творческого вечера?
Фото: Михаил Садчиков-мл.
- В Большом зале филармонии висят афиши: мой вечер под названием «Петербург». Только я никогда не рассказываю про себя на своих литературных вечерах. Каждому свое. Если вы хотите встречи с артистом, чтобы он рассказывал, что было в его жизни веселого, интересного, падал ли он с лошади, я, конечно, могу и это, но я этим не занимаюсь… Я занимаюсь писательским трудом, и написал обо всех этапах своей жизни, и про Ленинград-Петербург написал. Но на сцену выносить личное не буду. Мне интересней сделать вечер о Петербурге как ощущении этого города - Санкт-Петербурга, Петрограда, Ленинграда. Вот этому и будет посвящен концерт в Большом зале Филармонии. И это премьера.
- А что вы сейчас пишете?
- Ни-че-го. Закончил по всем статьям и делаю большую паузу. У меня вышло 18 книг, а самая первая моя большая книга называлась «Кто держит паузу». Вот сейчас я держу паузу.
- К счастью, с театром вы не «закончили»… Не так давно поставили спектакль «Полеты с ангелом. Шагал»…
- Я поставил этот спектакль по пьесе Зиновия Сагалова в Театре Ермоловой, с артистами из разных театров, потому что с собственным театром, Театром имени Моссовета, давно уже ни о чем не договариваюсь. Не получается. У нас разные понимания… «Полеты с ангелом», конечно же, привезу в Петербург, по всей видимости, на грани января-февраля.
В новом российском кино не появлюсь
- В кино вы тоже взяли паузу, в то время как актеры вашего поколения все активней возвращаются в новое русское кино. Вот Василий Лановой и Владимир Этуш только что снялись в экранизации «Трех мушкетеров»!
- Так давайте дадим им поздравительную телеграмму! А я в новом российском кино не появлюсь. То, что предлагается, меня не привлекает. Последний мой фильм под названием «Товарищ Сталин» (мини-сериал Ирины Гедрович, вышедший в 2011 году, где Юрский сыграл заглавную роль. – Прим.авт.) был для меня крайне важным, и я совсем не спешу отходить от такого уровня проблем.
Сейчас со мной затевает разговор Алексей Герман-младший, сын моего старинного товарища. Мы обсудим, конечно, но не спешу соглашаться, у меня нет тяги к этому… Вы спросите, а что же, собственно, вы сейчас делаете, чем занимаетесь? Как что?! Я играю шесть-семь названий. Я ведь сам играю во всех своих режиссерских спектаклях – это особенность моей жизни. Я не только поставил спектакль «Полеты с ангелом», но я еще и играю там (в спектакле занято 20 актеров, сам Юрский играет 9 ролей. – Прим.авт.). Это большая, трудная работа. И если 6-7 спектаклей идут хотя бы по два раза в месяц, то это уже 12-14. Это уже выдержать нельзя в моем возрасте. Я ведь на днях я начал свой 56-й театральный сезон…
- Не так давно Рудольф Фурманов сообщил в СМИ, что в марте 2014 года вы будет награждены актерской премией «Фигаро» имени Андрея Миронова… Как вы относитесь к этой премии?
- Не знаю, тактично ли это говорить: поздравляю вас, вы в следующем году будете лауреатом такой-то премии… Я не знаком с такими традициями. Когда Рудольф мне позвонил, я ему сказал те же слова, что и вам, добавив: «Буду ли я свободен в марте месяце? Право, я не знаю…»
Голливуд нашим актерам ничего не даст
- Сергей Юрьевич, недавно на "Фонтанке" была опубликована статья о том, чего достигли наши актеры в Голливуде, и имеет ли смысл им рваться на Фабрику грез. Мы приводили полярные мнения - недавно дебютировавшего в голливудском вампирском блокбастере Данилы Козловского и мэтра Станислава Говорухина… А что вы думаете на сей счет?
- Конечно, надо ехать сниматься в Голливуд (произносит с иронией)! Но это нашим актерам ничего не даст. Ни-че-го. Говорю так, потому что опыт есть… Там другой менталитет. Другие задачи, другой зритель, другой способ жизни. Если кардинально все переменить, отречься от того, что было здесь – ну дай бог. Это как на тот свет человек ушел и там себя нашел. Вот Мозжухин (русский актер немого кино Иван Мозжухин. – Прим.авт.) когда-то нашел себя там, на Западе. Мой товарищ Миша Барышников стал там просто звездой, символом искусства. Но это другое искусство, балет – искусство движения, в котором человеческое тело, руки, ноги, голова, способ ритмического использования всех частей тела – это всеобщее дело. А язык, слово – это все-таки дело не международное.
Фото: Михаил Садчиков-мл.
Тем, кто рвется в Голливуд, полезно будет напомнить, что именно Михаил Александрович Чехов оказал колоссальное влияние на Голливуд. Он эмигрировал, долго себя искал. Все, кто его видел (а я знаком со многими людьми, его знавшими), говорят, что Чехов был здесь величайшим актером, и комиком, и трагиком. Там он стал Учителем, создал свою теорию. В Голливуде он стал заниматься с актерами, которые хотели понять свою профессию. И самые выдающиеся актеры американского кино прошли его школу, а потом школу его ученика, а теперь расплодились уже «внучата» Михаила Чехова. Это русская школа создала великое американское кино. И то, что мы ее во многом потеряли, а они ею очень технологично, очень умело овладели - это феномен. Как бы то ни было, они именно научились делать то, чем учил Чехов. А ведь он был учеником Станиславского, Михаил Чехов был племянником Антона Павловича Чехова… Вот какие глубинные связи.
Так что, молодым, конечно, можно ехать в Голливуд. Но нам их не догнать, потому что так, как в Голливуде снимают картины, мы не можем. И им нас не догнать, потому что Чехов все-таки был наш. Так что нам надо искать новую дорогу…
- Проект «Артличная профессия», в рамках которого вы встретились с петербургскими старшеклассниками, изначально носит не только профориентационный, но еще и благотворительный характер. Чулпан Хаматова, Елена Исинбаева, Ирина Прохорова и вот теперь вы встречаетесь с петербургскими школьниками бесплатно, помогая им разобраться в тонкостях своей профессии, сделать свой правильный выбор… Занимаетесь ли вы еще какой-то благотворительностью?
- Я не очень понимаю сегодняшнее состояние того, что мы называем благотворительностью. Благотворить надо тем, кто остро нуждается, кто без этой помощи не совершит чего-то, не поднимется куда-то. А благотворить тем, у кого все в порядке, все нормально (увы, мы сегодня все чаще сталкиваемся именно с таким вариантом), навязывая благотворительность, – это либо бестактно, либо имеет какие-то другие цели. Поэтому благотворительностью я не «занимаюсь». Я участвую в благотворительных мероприятиях, которые мне кажутся необходимыми. Например, концерт для сбора средств сидящих в тюрьме по «болотному делу». Это нужно! Это я понимаю.
Михаил Садчиков, «Фонтанка.ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего
«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым
Новости
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления
- 14 ноября 2024 - Британский музей получит самый дорогой дар в истории музеев страны