
Альберт Асадуллин: «Уехать из Ленинграда — это все равно, что предать!»

Альберт Асадуллин побывал в эфире радио «Фонтанка FM». Можно долго перечислять его титулы, но более известным он все равно не станет! Он просто певец, первый и, пожалуй, лучший исполнитель партии Орфея в рок-опере "Орфей и Эвридика". Гость, который неизменно дарит всем вокруг хорошее настроение. На "Фонтанке" он не только ответил на вопросы, но и спел всенародно любимые песни и арии.
- Каким вы себя помните в детстве?
- Я был таким же пацаном, как и все, но постепенно ушел с улицы. Больше рисовал, и все меньше времени оставалось на футбол. Меня даже мама выгоняла из дому!
- Что рисовали?
- Все подряд: солдат, танки, войну. Никакой речи о музыке у маленького Альбертика даже не было! Хотя семья была очень музыкальная. Все, что во мне есть музыкального, - через маму. У нее был удивительный голос, она все время что-то пела. Как правило, народное, татарское.
Она все время что-то делала по дому: нас у нее было много - трое своих и четверо приемных детей. Это были дети ее погибшей сестры. А когда приходили гости, она пела для них, и все восхищались и даже советовали ей пойти на сцену. Но она отвечала : "Да куда мне с детьми?" Пели и мои сестры. Сестры Асадуллины блистали тогда на разных музыкальных конкурсах. Одна из сестер стала потом известным хоровым дирижером. Район Казани, в котором я родился, Суконная слобода, был знаменит тем, что там жили Алексей Пешков и Федор Шаляпин. Там же появился и я! (Смеется.) Первый творческий опыт был у меня в художественной школе, где мы создали теневой театр. В руках у меня тогда появилась гитара, и я понял, что тоже могу петь. Но я все еще не считал музыку своим делом. Уехал в Ленинград поступать в Мухинское училище.
- Тогда же появились длинные волосы и The Beatles?
- Да, это был 1967 год, и мы начали исполнять их песни. Не имея музыкального образования, мы неплохо играли. Наша группа называлась "Призраки", потом появилась другая группа, "Фламинго" . Потом "Невская волна". Но и тогда я не собирался посвящать свою жизнь музыке. Только архитектура! К 1969 году были серьезные гонения на рок-группы, нам не давали выступать. Ключевым моментом стало наше выступление в Военмехе. Мы играли репертуар Jimmy Hendrix, Proсol Harum, Deep Purple. Помню, мы даже не допели наше отделение: в середине зала началось какое-то движение, суета. Оказывается, там с корнями вырвали скамейки и начали танцевать. После этого один из преподавателей, организаторов концерта был уволен. И после этого нам больше не давали работать. Такие были времена!
Потом я защитил диплом… Помню, я приехал домой к маме и сказал ей, что не знаю, что делать! Я на распутье! То ли уйти на профессиональную сцену, то ли продолжить учебу. Мама сказала: "Ни в коем случае! Ты так долго шел к архитектуре! Это вечная профессия! А что такое артист? Они все несерьезные люди!" И тогда я решил окончательно: музыка для меня останется только хобби!
- Мы до сих пор наблюдаем, что вы верны своему слову...
- Пути Господни неисповедимы. Я ведь поступил не с первого раза, я завалил физику, хотя по профильным предметам все было отлично. Поступать я приехал, конечно, с гитарой. Но на второй год меня там уже ждали. Если бы я поступил с первого раза, я бы не встретил тех людей, с которыми учился на нашем курсе. Там было больше разгильдяев-музыкантов, и случайно мы организовали группу, в которую меня пригласили петь.
- Судьба вас все-таки направила в музыку?
- Не сразу, я получил хорошее распределение в проектный институт, который занимался строительством концертных залов.
- А вы сейчас могли бы построить концертный зал вашей мечты, хотя бы в воображении?
- Если помечтать… Решение должно быть простым и лаконичным, зрительный зал был бы в виде полукруга с возвышением, он нависал бы над сценой. Ну и самое главное - сцена, там должны быть трансформирующаяся сцена и полное оснащение звуком, светом.
- У вас недавно был день рождения — именно та дата, которая звучит в песне Beatles "When I 64", хоть вам столько ни за что не дашь! Возраст творчеству помеха?
- Да, хотя я счастлив, что у меня это пока не так заметно, но все же теряются верхние ноты. Может, что-то со временем придется переделывать в репертуаре. Но я рад, что пока могу петь.
- Упражняетесь?
- Нет!
- Курите?
- Недавно бросил, всего три года назад. Мне трудно признаться, но я очень долго курил. Просто понял, что ни к чему хорошему это не приведет.
- Тяжело было?
- Нет, я сделал тогда определенный духовный шаг. Я летел в Индию и в пути обнаружил, что у меня с собой нет сигарет. Я покупал во время пересадки пиво, а про сигареты просто забыл. В самолете выкурил последнюю сигарету и только через несколько дней понял, что чего-то я не делаю.
- Чего вам не хватает для полного счастья?
- Мне не хватает солнца! Солнце - это свет, тепло, настроение, силы, состояние души! Я не шучу! Поэтому я и своим детям желаю солнца в душе!
- А не было желания покинуть этот город?
- Нет, видимо, здесь какая-то зараза есть! Раз приехав в Ленинград, больше не смог отсюда уехать. А теперь понимаю, что и климат гнилой, и солнца не хватает, но уехать — нет. Это все равно, что предать!
Справка:
Альберт Асадуллин, заслуженный артист России, народный артист Республики Татарстан, кавалер ордена Ломоносова «За выдающиеся заслуги и большой личный вклад в развитие отечественной культуры и искусства», кавалер ордена «Честь и Достоинство России», кавалер ордена «Аль Фахр» за популяризацию татарской национальной музыки, культуры и духовности. Лауреат многочисленных международных и всесоюзных конкурсов. Имя Альберта Асадуллина занесено во «Всемирную энциклопедию фолк, джаз, поп и рок-музыки». Звезда артиста засверкала на небосклоне эстрады в первой советской рок-опере «Орфей и Эвридика», где он исполнил главную партию Орфея. Премьера рок-оперы состоялась в 1975 году. Она обрела всесоюзную популярность. За исполнение партии Орфея Альберт Асадуллин был удостоен специального диплома всемирного музыкального журнала Music Week .
Альберт Асадуллин — автор идеи первой татарской фолк-рок-оперы «Магди», созданной в содружестве с композитором М. Шамсутдиновой.
В последние годы артист участвует во всероссийских и международных конкурсах, фестивалях - как певец и член жюри, дает мастер-классы. У Альберта Асадуллина трое детей: сын Владислав и две дочери — Алиса и Алина. Альберт Асадуллин живет и работает в любимом Санкт-Петербурге, гастролирует с рок-операми и песенными программами по стране и за рубежом. Работает над новыми программами, обновляет репертуар. Преподаёт вокал в РГПУ им. Герцена.
Александра Ромашова, "Фонтанка.FM"

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».