Альберт Асадуллин: «Уехать из Ленинграда — это все равно, что предать!»

06 сентября 2012, 17:59
Версия для печати Версия для печати

Альберт Асадуллин побывал в эфире радио «Фонтанка FM». Можно долго перечислять его титулы, но более известным он все равно не станет! Он просто певец, первый и, пожалуй, лучший исполнитель партии Орфея в рок-опере "Орфей и Эвридика". Гость, который неизменно дарит всем вокруг хорошее настроение. На "Фонтанке" он не только ответил на вопросы, но и спел всенародно любимые песни и арии.

- Каким вы себя помните в детстве?

- Я был таким же пацаном, как и все, но постепенно ушел с улицы. Больше рисовал, и все меньше времени оставалось на футбол. Меня даже мама выгоняла из дому!

- Что рисовали?

- Все подряд: солдат, танки, войну. Никакой речи о музыке у маленького Альбертика даже не было! Хотя семья была очень музыкальная. Все, что во мне есть музыкального, - через маму. У нее был удивительный голос, она все время что-то пела. Как правило, народное, татарское.
Она все время что-то делала по дому: нас у нее было много - трое своих и четверо приемных детей. Это были дети ее погибшей сестры. А когда приходили гости, она пела для них, и все восхищались и даже советовали ей пойти на сцену. Но она отвечала : "Да куда мне с детьми?" Пели и мои сестры. Сестры Асадуллины блистали тогда на разных музыкальных конкурсах. Одна из сестер стала потом известным хоровым дирижером. Район Казани, в котором я родился, Суконная слобода, был знаменит тем, что там жили Алексей Пешков и Федор Шаляпин. Там же появился и я! (Смеется.) Первый творческий опыт был у меня в художественной школе, где мы создали теневой театр. В руках у меня тогда появилась гитара, и я понял, что тоже могу петь. Но я все еще не считал музыку своим делом. Уехал в Ленинград поступать в Мухинское училище.

- Тогда же появились длинные волосы и The Beatles?


- Да, это был 1967 год, и мы начали исполнять их песни. Не имея музыкального образования, мы неплохо играли. Наша группа называлась "Призраки", потом появилась другая группа, "Фламинго" . Потом "Невская волна". Но и тогда я не собирался посвящать свою жизнь музыке. Только архитектура! К 1969 году были серьезные гонения на рок-группы, нам не давали выступать. Ключевым моментом стало наше выступление в Военмехе. Мы играли репертуар Jimmy Hendrix, Proсol Harum, Deep Purple. Помню, мы даже не допели наше отделение: в середине зала началось какое-то движение, суета. Оказывается, там с корнями вырвали скамейки и начали танцевать. После этого один из преподавателей, организаторов концерта был уволен. И после этого нам больше не давали работать. Такие были времена!

Потом я защитил диплом… Помню, я приехал домой к маме и сказал ей, что не знаю, что делать! Я на распутье! То ли уйти на профессиональную сцену, то ли продолжить учебу. Мама сказала: "Ни в коем случае! Ты так долго шел к архитектуре! Это вечная профессия! А что такое артист? Они все несерьезные люди!" И тогда я решил окончательно: музыка для меня останется только хобби!

- Мы до сих пор наблюдаем, что вы верны своему слову...


- Пути Господни неисповедимы. Я ведь поступил не с первого раза, я завалил физику, хотя по профильным предметам все было отлично. Поступать я приехал, конечно, с гитарой. Но на второй год меня там уже ждали. Если бы я поступил с первого раза, я бы не встретил тех людей, с которыми учился на нашем курсе. Там было больше разгильдяев-музыкантов, и случайно мы организовали группу, в которую меня пригласили петь.

- Судьба вас все-таки направила в музыку?

- Не сразу, я получил хорошее распределение в проектный институт, который занимался строительством концертных залов.

- А вы сейчас могли бы построить концертный зал вашей мечты, хотя бы в воображении?

- Если помечтать… Решение должно быть простым и лаконичным, зрительный зал был бы в виде полукруга с возвышением, он нависал бы над сценой. Ну и самое главное - сцена, там должны быть трансформирующаяся сцена и полное оснащение звуком, светом.

- У вас недавно был день рождения — именно та дата, которая звучит в песне Beatles "When I 64", хоть вам столько ни за что не дашь! Возраст творчеству помеха?

- Да, хотя я счастлив, что у меня это пока не так заметно, но все же теряются верхние ноты. Может, что-то со временем придется переделывать в репертуаре. Но я рад, что пока могу петь.

- Упражняетесь?

- Нет!

- Курите?

- Недавно бросил, всего три года назад. Мне трудно признаться, но я очень долго курил. Просто понял, что ни к чему хорошему это не приведет.

- Тяжело было?

- Нет, я сделал тогда определенный духовный шаг. Я летел в Индию и в пути обнаружил, что у меня с собой нет сигарет. Я покупал во время пересадки пиво, а про сигареты просто забыл. В самолете выкурил последнюю сигарету и только через несколько дней понял, что чего-то я не делаю.

- Чего вам не хватает для полного счастья?

- Мне не хватает солнца! Солнце - это свет, тепло, настроение, силы, состояние души! Я не шучу! Поэтому я и своим детям желаю солнца в душе!

- А не было желания покинуть этот город?


- Нет, видимо, здесь какая-то зараза есть! Раз приехав в Ленинград, больше не смог отсюда уехать. А теперь понимаю, что и климат гнилой, и солнца не хватает, но уехать — нет. Это все равно, что предать!

Справка:
Альберт Асадуллин, заслуженный артист России, народный артист Республики Татарстан, кавалер ордена Ломоносова «За выдающиеся заслуги и большой личный вклад в развитие отечественной культуры и искусства», кавалер ордена «Честь и Достоинство России», кавалер ордена «Аль Фахр» за популяризацию татарской национальной музыки, культуры и духовности. Лауреат многочисленных международных и всесоюзных конкурсов. Имя Альберта Асадуллина занесено во «Всемирную энциклопедию фолк, джаз, поп и рок-музыки». Звезда артиста засверкала на небосклоне эстрады в первой советской рок-опере «Орфей и Эвридика», где он исполнил главную партию Орфея. Премьера рок-оперы состоялась в 1975 году. Она обрела всесоюзную популярность. За исполнение партии Орфея Альберт Асадуллин был удостоен специального диплома всемирного музыкального журнала Music Week .
Альберт Асадуллин — автор идеи первой татарской фолк-рок-оперы «Магди», созданной в содружестве с композитором М. Шамсутдиновой.
 В последние годы артист участвует во всероссийских и международных конкурсах, фестивалях - как певец и член жюри, дает мастер-классы. У Альберта Асадуллина трое детей: сын Владислав и две дочери — Алиса и Алина. Альберт Асадуллин живет и работает в любимом Санкт-Петербурге, гастролирует с рок-операми и песенными программами по стране и за рубежом. Работает над новыми программами, обновляет репертуар. Преподаёт вокал в РГПУ им. Герцена.

Александра Ромашова, "Фонтанка.FM"

Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ

В предпоследние выходные осени сходите на премьеру балета оскароносного композитора в Михайловском театре, послушайте произведения современных композиторов, побывайте на выставке Рериха в Главном штабе Эрмитажа и прослушайте лекцию о старинных росписях на стенах Петербургской консерватории в библиотеке «Старая Коломна».

Статьи

>