
Нобелевская премия по литературе: Почему не Улицкая, и кто такие Токарчук и Хандке

Не читали Ольгу Токарчук и Петера Хандке, получивших 2019 году нобелевскую премию по литерауре? Литературный и кинообозреватель «Фонтанки» объясняют, кто это такие, почему Людмила Улицкая проиграла, и какой могла быть логика Шведской академии.
Нобелевская премия по литературе в 2019 году вручалась под знаком перезагрузки. В 2018-м Шведскую академию потряс финансово-эротический скандал: Жана-Клода Арно, супруга академика Катарины Фростенсон, обвинили в сексуальных домогательствах и мошенничестве. Пока Академию демонстративно покидали её члены, а нобелевский комитет думал, как спасти ситуацию, объявление лауреата решили отложить. В результате Нобель-2019 по литературе — впервые в истории — получился двойным: и за текущий год, и за «пропущенный».
Критерии — отказаться от «европоцентрической перспективы» и «ориентации на мужчин» — глава нобелевского комитета Шведской академии Андерс Олссон обозначил ещё в первых числах октября. Из этого стало ясно, что, как минимум, один лауреат премии будет женщиной, и, скорее всего, не из англоязычной страны. Здесь сразу же возникло несколько вариантов: букмекеры называли в качестве претенденток и темнокожую писательницу с гваделупскими корнями Мариз Конде; и канадскую суперзвезду, автора «Рассказа служанки» Маргарет Этвуд; и россиянку Людмилу Улицкую.
Но Этвуд, — при всех её достоинствах и статусе мирового классика — всё-таки представитель западного, «европоцентричного» мира. А нашу соотечественницу, автора «Казуса Кукоцкого» и «Переводчика Даниэля Штайна» (если Улицкая в списке, действительно, была: шорт-лист официально раскрывают лишь через пятьдесят лет после премии) могли дисквалифицировать по простому географическому признаку: недавно, в 2015 году, Нобель уже вручали русскоязычному автору Светлане Алексиевич. Так что Ольгу Токарчук, левачку, жительницу не совсем восточной, и не полностью западной страны, а к тому же — отличную писательницу — увенчали нобелевскими лаврами по объяснимым причинам.
Кто такая Ольга Токарчук
Токарчук наградили за «повествовательное воображение, которое с энциклопедической страстью отражает пересечение границ как образ жизни». Ей 57. В интернете разошлась её фотография с дредами, собранными в пучок на голове, и ещё одна — в строгих очках и с радикально-короткой стрижкой. Феминистка и вегетарианка, она поддерживает Партию зелёных не упускает возможность пустить шпильку в адрес правых консерваторов, обосновавшихся у власти в Польше. И хотя бы поэтому хорошо известна на Западе.
Успех Токарчук легко объяснить только политической конъюнктурой. Но дело в том, что политика тут очень гармонично сочетается с поэтикой, а тексты Токарчук — ничуть не менее интересны, чем её общественная позиция. Токарчук — неутомимый экспериментатор, ей не близка культура «многостраничных реалистических кирпичей», к которым с пиететом относится нобелевский комитет, но они порядком поднадоели читателю. Её проза текуча — от книги к книге вливается в новую, совсем не похожую на то, что было раньше, форму.
Взять хотя бы «Бегунов», получивших в 2018 году Международную Букеровскую премию. Роман, распадающийся на 116 фрагментов-эссе, документальных и художественных, автобиографических и выдуманных — настоящий гимн мультикультурности и разнообразию мира. Здесь нет линейной композиций, зато отдельные клочки, паттерны органично прилепляются друг к другу. Так татуировку-кита на плече моряка, увиденную девушкой в XVII веке, спустя три столетия изучает современный исследователь: эту же руку, забальзамированную, он рассматривает в Берлинском патологоанатомическом музее.

wikipedia.org (Ольга Токарчук)
«Правек и другие времена», — роман-визитная карточка Токарчук 1996 года, — решен в сказовой манере: четыре архангела на протяжении нескольких десятилетий наблюдают за жизнью одной польской деревушки. А книга «Веди свой плуг над костями мертвых» (пока переведена только на английский) мимикрирует под детектив: пенсионерка Янина Душейко расследует серию загадочных смертей в городке неподалёку от польско-чешской границы. И выясняет, что все погибшие были охотниками или браконьерами. Говорят, после выхода этой книги в Польше выросло число вегетарианцев.
«Я удобна, невелика, компактна и хорошо оснащена. У меня маленький, нетребовательный желудок, сильные легкие, плоский живот и крепкие мышцы рук. Я не принимаю никаких лекарств, не ношу очки, не нуждаюсь в гормонах. Волосы стригу машинкой, раз в три месяца, косметикой почти не пользуюсь. У меня здоровые зубы, может, не слишком ровные, но целые, всего одна старая пломба, кажется в нижней левой шестерке. Печень — в норме. Поджелудочная — в норме. Почки, правая и левая, — в превосходном состоянии. Брюшной отдел аорты — в норме. Мочевой пузырь — правильной формы. Гемоглобин —12,7. Лейкоциты —4,5. Гематокрит — 41,6. Тромбоциты — 228. Холестерин — 204. Креатинин — 1,0. Билирубин 4,2 и так далее. Мой IQ — если вы придаете этому значение — 121, сойдет», — пишет о себе прозаик.
Наполовину выдумывает, конечно. Но Ольга Токарчук себе может это позволить.
Почему наградили Петера Хандке
Петеру Хандке 76, своего Нобеля он получил за «влиятельную работу, которая вместе с языковой изобретательностью исследовала периферию и самобытность человеческого опыта». Фигура это далеко не такая очевидная, как Токарчук, хотя бы потому что Хандке больше известен в театральных и кинематографических кругах. Самая известная его работа — сценарий к фильму Вима Вендерса «Небо над Берлином». Хандке дружит с Вендерсом, был его соавтором и в лентах «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым», «Ложное движение». Да и сам снимал кино — срежиссировал фильмы «Женщина-левша» и «Отсутствие».
В театре Хандке заявил о себе достаточно громко — пьесой «Оскорбление публики» (1966), которая вызвала страшный скандал. Потому что представляла собой ровно то, что было вынесено в заглавие: поток проклятий и ругательств в адрес зрителей. Свою версию пьесы несколько лет назад привозила в Петербург израильская компания Батшева — и, как показал тот спектакль, актуальности текст Хандке вовсе не растерял.
Хандке — драматург и сценарист уникальный. Он не рассказывает истории — его пьесы и сценарии представляют собой просто поток слов. Он как никто умеет заставить обычные слова звучать так, будто зритель-слушатель впервые с ними сталкивается. Кто видел «Небо...» — знает: в течение речи погружаешься мгновенно и с головой (во многом поэтому сиквел — снятый уже без участия Хандке — провалился). В этом смысле награждение Хандке выглядит логичным: он занимается примерно тем же, что и предыдущие драматурги-лауреаты, от Пиранделло до Пинтера. Заставляет человеческую речь звучать по-новому. Другое дело, что за пределами немецкоязычных стран его ставят и переводят мало — но нынешняя премия вполне может эту оплошность исправить.
Елена Кузнецова, Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

15 телесериалов апреля: новые «Одни из нас», «Черное зеркало», «Андор» и «Беспринципные в Питере», — выбор «Фонтанки»
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».
-
26 марта 2025, 21:00Эрмитаж открыл новую выставку в Галерее графики Зимнего дворца — «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века». Это следующий шаг за графикой немецкой, cтаронидерландской и итальянской, что музей показывал в предыдущие месяцы. Выставку можно смотреть до 13 июля, удивляясь переплетениям известных судеб, литературных и художественных произведений и крупных исторических событий, свидетелями которых становились эти тонкие и хрупкие листы бумаги.