«Бабушкины очки» как семейные скрепы

31 июля 2017, 10:00
Версия для печати Версия для печати

Один из проектов фестиваля сайт-специфического театра, то есть, театра в нетеатральных пространствах «Точка доступа» – семейный квест «Бабушкины очки» в Московском Парке Победы – создан режиссером из Краснодара Радионом Букаевым с умом и талантом, и позволяет за час пережить острое чувство семьи как единого организма. Пройти квест можно с 1 по 6 августа в будни с 16, а в выходные – с 12 до 20 часов.

Жанр квеста, ставший в последнее время популярным интертейнментом, нынче поставлен на коммерческие рельсы, превращен в культурную услугу, так что его поставщики в общей массе озабочены прежде всего тем, чтобы люди, купившие недешевый билет, получили максимум удовольствия – ощутили весомый вброс адреналина, порадовались узнаванию деталей любимых сюжетов (чаще всего, киносюжетов), повысили самооценку, разгадав не самые сложные на свете задачки, etc. Молодой режиссер Радион Букаев отнесся к своему квесту изначально совершенно иначе, поставил принципиально другие задачи: у кого-то возбудить, а у кого-то и реанимировать чувство семьи на всех уровнях, вплоть до глубинного переживания семьи как архетипа – одного из ключевых мифологических образов в истории человечества.

То есть, квест, конечно, можно пройти и веселой дружеской компанией (не более пяти человек), но в идеале стоит выбраться на него той маленькой «ячейкой», с которой, с одной стороны, не расстаешься – каждый день возвращаешься к этим людям с работы, вместе с ними ешь, спишь, проводишь досуг, с другой – именно из-за эффекта привычной, замыленной повседневности общаешься с ними зачастую автоматически, формально, слыша их голоса и в то же время не слыша их забот и проблем, и уже точно не задумываясь, о чем эти люди мечтают.

Квест «Бабушкины очки», маршрут которого проходит вокруг пруда «Очки» в трех шагах от метро «Парк Победы», – это возможность не просто услышать друг друга, но и сделать вместе то, что получится, если люди не только выключили мобильные телефоны, но и по-настоящему, полностью отключились от повседневности, посмотрели друг другу в глаза, ощутили друг друга плечами и локтями – то есть настроились друг на друга всем своим существом. Если вдуматься, это, наверное, самая сложная по нынешним временам задача. И от выполнения ее получаешь такое моральное удовлетворение, с которым не посоревнуются никакие поросячьи визги от реалити-«игрушек» разных видов и мастей. С середины прошлого века мы повторяем вслед за Сартром «Ад – это другие», и уже так свыклись с этой экзистенциалистской формулой, что практически забыли, что «другие», если это особенные, исключительные, только ваши «другие», могут быть и единственно возможным на нашей планете раем.

Итак, будка с надписью «Бабушкины очки» видна сразу, если, выйдя из метро «Парк Победы», повернуть направо. Билет на семью из 4 человек стоит 1000 рублей. Впрочем, приобрести его можно и заранее, на сайте фестиваля «Точка доступа». Далее вашу ватагу «принимают» две прекрасные девушки около дверной рамы с опущенной соломенной шторкой – они дающие краткую вводную информацию: нужно считать все очки, которые попадутся на пути – на табличках, других операторах, различных объектах, чтобы непременно насчитать 88 (цифра вроде логичная, восьмерки похожи на перевернутые очки). Затем ребенку вручается зонтик с ключиком, прикрепленным к ручке и с уверением ведущей, что этот ключик непременно пригодится по пути – и можно стартовать, следуя указанию на табличке, прибитой к наличнику: «Потяни за веревочку, дверь откроется. Бабушка».

Тут же, за дверью срабатывает удивительный и закономерный одновременно эффект: парк остается прежним – те же деревья, пруды, валуны, детская площадка, на которой кто-то из потенциальных участников, возможно, сто раз гулял с ребенком, но для тех, кто перешагнул порог заветной дверцы, пространство наполняется новыми смыслами, становится территорией игры, полным тайн и неожиданностей. В этот момент главное – не потерять этого ощущения, сконцентрироваться на нем и тех, кто рядом, и действовать. Тут помогают «очки», которые немедленно и с азартом начинаешь считать: раньше бы ты, погруженный в дела, эти крошечные таблички и не заметил, а теперь выискиваешь их, как грибы в осеннем лесу – под каждым кустиком, на каждой тропинке. И пока ты смотришь в одну сторону, кто-то из твоих домашних уже кричит: вот еще, десять, а вот – одиннадцать. И тут надо договориться, что кто-то берет на себя функцию главного счетовода, чтобы не сбиться, потому что очки будут возникать во время всех заданий, параллельно. Этот непрерывный совместный процесс – откроем маленькую тайну – в итоге окажется важнее результата.

Первое же задание покупает простотой и при этом какой-то безусловной правильностью. Девушка-актриса, возникшая буквально из ниоткуда, весьма убедительно рассказывает, что ее братики и сестренки разбросали цветные шарики, и они с бабушкой никак не могут их собрать. Вообще, надо сказать, что довольно часто звучащее в контексте квеста слово «бабушка» само по себе пробуждает теплейшие воспоминания детства – с пирогами, нежными шершавыми руками, гладящими тебя по голове, с каким-то невозможным, как теперь кажется, покоем, исходившим от этого пожилого человека, который, как коконом, окутывал тебя заботой, хлопотами, сказками, колыбельными. Это, конечно же, лирика, но в данном случае, весьма значительная и важная. А что до практики, то шарики придется собирать непросто и непременно всем вместе: один из игроков – если это семья, то один из родителей – должен надеть на голову ведро, а ребенок или дети руководить его перемещениями: шаг вперед, два шага влево, а теперь приседай и правой рукой бери шарик. Особо ценно, что выполнить это здание можно, лишь услышав собственного ребенка.

В дальнейшем тоже все надо будет делать вместе. Вместе петь колыбельную расплакавшемуся младенцу в коляске (у всех есть такая колыбельная или лирическая песня, которую можно спеть всей семьей?), вместе разбираться, что делать с надписью на рамке у пруда, чтобы она стала «говорящей», вместе искать выход из лабиринта, в конце которого станет понятно, зачем нужен ключик.

Высший пилотаж – это, конечно, вместе сыграть кукольный спектакль с одной репетиции. Тут уж точно ничего не получится без «чувства локтя», тем более, что зрители будут самые что ни на есть настоящие и требовательные: это самое зачетное из изобретений режиссера Радиона Букаева – натянуть театральную ширму прямо перед реальной детской площадкой.

«Мы сегодня уже посмотрели «Курочку Рябу», «Репку», теперь, вот, собираемся смотреть «Коробка», – говорит автору этих строк довольная мама двухлетней малышки.

Вряд ли стоит раскрывать здесь секреты всех заданий – скажу лишь то, что придется расшифровывать надписи-послания создателей квеста, и все они будут совпадать с внутренними ощущениями, которые сложатся у участников к определенному этапу маршрута; писать письмо и отправлять его по своему домашнему адресу, чтобы осуществить ритуал материализации мечты.

Еще скажу, что сверток, который обнаружится в чемодане, не стоит разворачивать до самого конца, потому что именно там он очень пригодится.

Но главный эффект квеста – что он, в отличие от большинства подобных развлечений – не закончится с окончанием пути. И не только потому, что каждая группа участников (в идеале – каждая семья) получит в качестве бонуса билет на колесо обозрения, а еще и потому, что, как всякий хороший спектакль, этот квест продолжит прорастать в вас и дальше: слишком много новых и редких опытов приходится осуществить в процессе игры, слишком много переживаний, спровоцированных режиссером Букаевым, обращены к тому периоду, который в течение всей жизни имеет над каждым человеком неослабевающую власть – к детству.

Жаль только, что по маршруту ведут участников прелестные девушки, а не чудесные бабушки – они были бы уместнее для целостности образа квеста. Тем более, что профессиональным артистам – пусть и молодым – ничего не стоит сыграть комических старичков.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ

В предпоследние выходные осени сходите на премьеру балета оскароносного композитора в Михайловском театре, послушайте произведения современных композиторов, побывайте на выставке Рериха в Главном штабе Эрмитажа и прослушайте лекцию о старинных росписях на стенах Петербургской консерватории в библиотеке «Старая Коломна».

Статьи

>