Революция в широком смысле: гид «Фонтанки» по «Точке доступа»

12 июля 2017, 08:00
Версия для печати Версия для печати

Полюбившийся горожанам фестиваль «Точка доступа», который представляет театральные спектакли вне привычной сцены-коробки, в этом году будет не просто грандиозным по масштабу, жанрам и локациям — спектакли пройдут в гараже, Доме композиторов, в работающих залах Русского музея, в частных квартирах. Не только международным – впервые. Но еще и тематическим. Все спектакли фестивальной афиши так или иначе затрагивают тему революции. «Фонтанка» попросила программного директора фестиваля Андрея Пронина представить три программы и 15 спектаклей «Точки доступа – 2017».

Программа «Чувство возможности», куратор Флориан Мальцахер (Германия)

- Эту программу мы пригласили сделать куратора Флориана Мальцахера – арт-директора немецкого фестиваля «Импульс», одного из выпускников знаменитой Гессенской театральной академии Хайнера Геббельса. Флориан делает программу «Чувство возможности» – он взял эту формулировку из романа Роберта Музиля «Человек без свойств». Программа полностью называется «Чувство возможности: Посвящение 100-летию революции», но это не какое-то лобовое посвящение. Не то что у нас тут Ленин, Крупская, Дзержинский – и мы пьем за их здоровье. Это размышления на тему революции: о том, какое она оказала влияние на российское искусство, или о том, может ли актер совершить революцию в сознании зрителя, или какие-то юмористические опыты в духе Курехина на тему того, что сделалось бы, если бы Ленина заменить Ленноном. Немецкой бы я эту программу не назвал. В ней принимает участие знаменитая «Про Гельвеция»/«Pro Helvetia» – официальное сообщество Швейцарского совета по культуре, и участвуют в ней не только немцы, но и швейцарцы, и румыны, и россияне. Но это все художники, которых позвал Флориан Мальцахер. И здесь, конечно, хэдлайнером является Александра Пиричи.

«Хрупкие инструменты вовлечения». 16+
Место: Русский музей / Корпус Бенуа, Инженерная ул., 4
Дата и время: 20, 21 июля – 14.00
Продолжительность: 4 часа

- Румынская художница Александра Пиричи настаивает, чтобы мы не называли ее хореографом, хотя то, чем она занимается, очень близко к хореографии и к перформансу. Но слово «перформанс» она тоже требует, чтобы мы не употребляли. А то, что она делает на открытии фестиваля, по ее словам, называется on-going action – продолжающееся действие. Но это как-то совсем уже не по-русски, поэтому мы это назвали: художественная акция «Хрупкие инструменты вовлечения». Александра привозит своих румынских перформеров, которые будут играть это четырехчасовое действо в работающих залах Русского музея, где фестиваль и откроется. Там будут официальные речи, а потом можно будет пройти в залы и увидеть «живую выставку» – это еще один термин, которым можно описать это произведение. И вот еще что важно: содержанием «Хрупких инструментов вовлечения» будет сравнительная история искусства и политики. Там будут появляться неожиданные персонажи: например, Сальвадор Альенде, который произнесет предсмертную речь, которую он в самом деле произнес в свое время по радио, или Мелания Трамп, появятся деятели искусства – Йозеф Бойс, Анна Ахматова. Важную роль играют полотна Натальи Гончаровой, которой вдохновляется Пиричи – собственно перформативные действия как раз и будут происходить в залах, где представлен русский авангард. Что любопытно, Александра собирается организовать свою акцию в работающих залах – обещает, что это не помешает работе музея. Акция для всех бесплатна – достаточно купить билет в музей.

«Мавзолей-буфф: Возвращение в Леннонград». Мировая премьера. 18+
Место: Дворец культуры работников связи (Большая морская ул., 58)
Дата и время: 21, 22 июля – 20.00
Продолжительность: 1 час

- Участником нашей программы станет очень популярный в Германии коллектив andcompany&Co, созданный по неиерархическому принципу. В этой театральной структуре нет худрука и второстепенных людей. Поэтому они очень протестуют, когда в текстах называют не их всех, а только Александра Каршниа. Коллектив очень любопытный, работает в жанре исторического ремикса — его участников волнуют проблемы колониализма, они сделали спектакль об индейцах, трилогию об исторических катаклизмах и идеях XX века. Они много работают над наследием Брехта, соединяя его с записками бразильских революционеров и так далее. Работают они в ими самими выдуманном жанре «лекция-концерт». Отчасти им этот жанр позволяет отстранять и высмеивать приемы современного драматического театра и перформанса. К нам они привезут лекцию-концерт «Мавзолей-буфф: Возвращение в Леннонград». Что интересно, Александр Каршниа со товарищи в 2008 году, когда они готовили первую редакцию этого спектакля, уже были в Питере – собирали здесь материал, но ничего не играли. На нашем фестивале они впервые сыграют спектакль в России, хотя сама группа существует во Франкфурте-на-Майте с 2003 года, а популярность обрела с 2006-го и постоянно работает в Берлине. Также важно, что Мальцахер выбрал площадку ДК Связи на Большой Морской улице, где давно никто ничего не играл. Спектакль будет проходить в зале заседаний, который сейчас принадлежит Почте России – мы ей очень благодарны за партнерство.

«RE-FE-RE: REволюция. FEмининная Reдакция». 18+
Место: Дворец культуры работников связи (Большая морская, 58)
Дата и время: 25 июля – 20.00
Продолжительность: 45 минут



Фото: Летний фестиваль искусств "Точка доступа"

- Один из участников предыдущего спектакля задержится на один день и покажет собственный медиаперформанс. Это электронный музыкант Томас Мюрмель. Он гражданин Соединенных Штатов, но живет в Нидерландах. Занимается политическими и историческими звуковыми перформансами. Здесь будет показан перформанс под названием «RE-FE-RE: REволюция. FEмининная Reдакция». Это то, что сейчас безумно популярно во всем театральном мире, и то, что до России совсем не дошло: женский взгляд на мировую историю. Мюрмель отталкивается от Джона Рида — от его текста «Десять дней, который потрясли мир», причем, от пьесы Хайнера Мюллера, который в Германии поставил Рида чуть раньше, чем Юрий Любимов в Театре на Таганке. Но Мюрмель туда имплантирует реальные документы — записки женщин о тех временах. Очень большую роль у Мюрмеля играет женский батальон смерти, его участницы. Но оказывается, что и британская суфражистка была в России в это время, и жена директора Французского института — их записки включены в аудиоперформанс, пропеваются женскими голосами, которые Мюрмель синтезирует. Словом, это любопытно и по сюжету, и жанрово, потому что не так много у нас в городе проходит медиаперформансов.

«Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». 16+
Премьера российской версии спектакля
Место: Новая сцена Александринского театра
Дата и время: 28, 29 июля – 20.00
Продолжительность: 1 час



Фото: Летний фестиваль искусств "Точка доступа"

- Автор этого спектакля — очень крупный режиссер, ведущий режиссер сегодняшней Швейцарии Борис Никитин. Его имя не должно обманывать. Он ни бельмеса не говорит по-русски, и вообще был в России один раз проездом. Он из первой волны эмиграции. Его дедушка из Одессы. Название «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» – обманчиво, потому что за ним скрывается проповедь. Там будет актер в образе проповедника, который рассуждает об апостоле Фоме, о Мартине Лютере — о том, что важнее, знание или вера, о том, способны ли вера или научное знание произвести революцию в сознании человека. И всё это — чуть-чуть в шутку, потому что тут еще и проводится эксперимент, способен ли харизматичный актер радикально повлиять на зрителя, заставить его изменить какие-то свои представления, сойти с каких-то принципов, который кажутся незыблемыми. Харизматичным актером режиссер назначил своего любимого актера – Мальте Шольца. Кроме актера, в спектакле будет хор. И всё. Это очень интересная форма сайтспецифика, потому что спектакль пройдет в театре, на Новой сцене Александринки — но Никитин обещает, что покажет сайтспецифический подход к традиционному театральному залу.

И в этой же программе есть еще три мероприятия, которые создаются нашими питерскими художниками.

«Красный шум». 16+
Место: Парк им. 9 января, просп. Стачек, 22
Дата и время: 22, 23, 28 июля, 5 августа – 14.00 и 20.00
4, 6 августа – 20.00
Продолжительность: 1 час 30 минут

- Есть такая молодая театральная группа «Вокруг да около» – они известны тем, что вместе с учениками Вениамина Фильштинского делали спектакль-променад «Идиота кусок» по роману Достоевского, на Елагином острове. А у нас они делают аудиоперформанс «Красный шум» – спектакль-променад по Нарвской заставе — в основном, по Тракторной улице, знаменитой тем, что она создана в традициях конструктивизма: такая образцовая коммунистическая улица. Они нашли в архивах прежде не опубликованный текст русского писателя-модерниста Константина Вагинова «Зерна», или «Семечки» (у автора есть два названия). Этот текст Вагинов создал, записывая, что говорят рабочие, которых он слышал, проходя по Нарвской заставе. Это такой дневник наблюдений. Он немного напоминает современный вербатим. И вот эти зафиксированные Вагиновым реплики рабочих 1931-32 годов и станут фоном для прогулки уже сегодняшней — зрителей спектакля с названием «Красный шум».

«Лаборатория социального театра «Афган-Кузьминки». 18+
Место: Апраксин Двор — Новая сцена Александринского театра
Дата и время: 26 июля – 14.00

- Поэт Павел Арсеньев вместе с московским философом Кети Чухров, автором драматической поэмы «Афган — Кузьминки» делают спектакль-маршрут по этой поэме – на Апраксином рынке. Это тоже спектакль-променад, который пройдет один раз: такая экспериментальная история.

«Квартира 44». 16+
Место: Музей Ахматовой в Фонтанном доме
Дата и время: 27 июля – 14.00

- Наша петербургская художница и общественная активистка Ольга Житлина устраивает перформанс «Квартира 44» в Музее Ахматовой на основании исторических документов. Она хочет погрузить в сегодняшний контекст историю взаимоотношений Пунина и Ахматовой.

Гастрольная программа «Человек и социум»

- Эта программа, три спектакля которой заставляют зрителей очень остро переживать свою причастность и свою отдельность от социума. Это три радикальных перформативных произведения, в которых нет актеров, а если они и есть, то выполняют функцию зрителей, а играют при этом сами зрители.

В гостях. Европа. 18+
Место: жилые квартиры (зрители получают инструкцию и точный адрес вечером накануне спектакля)
Дата и время: 20, 25, 26, 27 июля – 20.00
21, 22, 23 июля – 14.00 и 20.00
Продолжительность: 2 часа



Фото: Летний фестиваль искусств "Точка доступа"

- Спектакль «В гостях Европа» придуман одной из самых знаменитых групп, занимающейся современными формами театра, лауреатов Венецианской биеннале Rimini Protokol. Мы его привозим, благодаря московскому фестивалю «Территория». Он играется на частных квартирах, которые люди предоставляют фестивалю, причем, хозяева участвуют в спектакле наравне со зрителями, приобретшими билет. Спектакль будет сыгран 10 раз. Это история, которая позволяет каждому задать себе вопрос, такой ли он, как все, чем он отличается, сопоставить свои представления о мире с представлениями других людей, вместе в другими вспомнить политическую историю второй половины XX века, выразить собственное отношение к ключевым политическим решениям и документам этого периода, попробовать лично принять подобные решения, и ощутить, что историю творят обыкновенные люди. Все это — сидя за большим столом и вступая в диалог или полилог с теми, кто сидит рядом.

Дознание. 16+
Место: промышленное помещение на Васильевском острове
Дата и время: 30 июля – 14.00 и 20.00
1, 2, 3 августа – 20.00
Продолжительность: от 1 часа 50 минут до 2 часов 30 минут — в зависимости от хода спектакля



Фото: Летний фестиваль искусств "Точка доступа"

- Довольно близок к тому типу театра, которым занимается швейцарско-немецкая группа Rimini Protokol, спектакль хабаровского ТЮЗа «Дознание». Его поставил молодой режиссер Михаил Тычинин по самой, пожалуй, страшной пьесе мировой драматургии — пьесе Петера Вайса «Дознание». Пьеса имеет совсем не большую сценическую историю — например, ее ставил в 1967 году Петр Наумович Фоменко. Когда редактор возвращал Вайсу эту пьесу — с первого раза она не была опубликована — он, как говорят, наложил на нее резолюцию: публикация невозможна, постановка в театре невозможна, так как пьеса слишком страшна. В протоколах аушвицкого процесса, действительно, подробно рассказывается технология убийства детей, расчленения трупов, работы газовых камер. И хотя Вайс и пытался всё это как-то поэтизировать, сопоставлять с «Божественной комедией» Данте, ужасом от этого текста, конечно, веет нечеловеческим. Тычинин решил не театрализовать этот текст, а дать его читать самим зрителям (первый час — про себя). Спектакль будет идти в гараже в парке «Взморье» в Гавани, и не надо думать, что этот гараж — газовая камера. Это может быть, например, и мемориальное пространство. Надо сказать, что Хабаровский ТЮЗ вообще очень много экспериментирует с пространством: у них есть спектакль, который играется в окнах для зрителей, которые, в свою очередь, располагаются на улице, есть спектакль в подземном переходе. И здорово, что этот театр к нам приедет, еще и потому, что этот театр создан ленинградским режиссером Борисом Сушкевичем, когда Театр им. Ленсовета был в эвакуации, так что они до сих пор себя считают побратимами нашего Театра им. Ленсовета. Очень интересна в этом спектакле последняя часть, когда люди могут задать вопросы и как-то обсудить друг с другом свою реакцию на этот текст. Это формирует некое общественное поле. Тычинину, кроме прочего, удалось сформулировать для зрителя, как мне кажется, очень важный вопрос: готов ли ты противостоять каким-то образом мнению других людей? Будешь ли ты вести себя, как все, или сможешь бросить вызов коллективу. В процессе этого спектакля становится ясно, как это сложно — все-таки настоять на своем, вопреки мнению и поведению большинства. И когда-то это нужно сделать, а когда-то стоит подождать и выбрать более удачный момент. Я всех на этот спектакль приглашаю, хотя мне кажется, что если кто-то хочет провести выходной день весело, это не очень подходящий адрес. Добавлю, что это один из самых радикальных спектаклей в сегодняшней российской афише, недаром он был в прошлом году номинирован на «Золотую маску».

Охота. 18+
Место: Малая Охта. Отправная точка – Новая сцена Александринского театра (наб. р. Фонтанки, 49А)
Дата и время: 4, 5 августа – 19.00
Продолжительность: 4 часа (спектакль заканчивается в полночь)



Фото: Летний фестиваль искусств "Точка доступа"

- А самый радикальный спектакль нашего фестиваля — это спектакль «Охота» финской группы Toisissa tiloissa, что переводится как Other Spaces, «другие пространства». Это тоже арт-группа, они тоже протестуют, чтобы как-то особо выделяли кого-то одного из них, хотя я не могу не сказать, что к созданию этого спектакля приложила руку финский критик Эва Кемпи, она была одной из тех, кто его придумал. Это история, в которой человеку предлагают примерить на себя звериные законы. На Новой сцене Александринского театра ты проходишь часовую стажировку в «Школе волка», тебе объясняют, как ты должен реагировать на разные вещи, объясняют, что ты не можешь говорить и при этом учат тому, как ты можешь общаться с другими «волками». А затем этих людей отправляют поодиночке в разные точки Малой Охты, где они должны собраться в стаю и каким-то образом отстоять свое волчье достоинство перед лицом враждебного человечества. Этот спектакль на удивление хорошо продается — билетов на него уже почти не осталось. Возможно, дело в том, что сейчас в моде различные квесты, а здесь — не очередная коммерческая ерунда, а история более тонкая, более эстетская. Она в том числе и про то, что человек человеку волк, и про то, что волки не так страшны, как мы их малюем, и что человек, возможно, вовсе не венец творения, а волк, вполне вероятно, гораздо менее ужасен, чем человек. Ну и вообще это попытка посмотреть на себя со стороны, увидеть, что в тебе есть звериного, а что — человеческого.

Программа собственных постановок фестиваля «Утопия», куратор Андрей Пронин

Столкновение с бабочкой. 16+
Место: Дом композиторов (Большая морская, 45)
Дата и время: 26, 27, 29 июля, 1,2,3 августа – 20.00,
28 июля – 18.00 и 21.30,
5 августа – 14.00 и 20.00
Продолжительность: 1 час 30 минут

Режиссер Сергей Чехов
Режиссер Сергей Чехов

- Спектакль по роману Юрия Арабова, сценариста Александра Сокурова «Столкновение с бабочкой». Юрий Николаевич написал этот роман во времена Болотной и иных общественных потрясений, зашифровав в нем – довольно прозрачно – стремление к национальному миру. Опрокинув во времена революции сегодняшнее острое желание нормальных представителей общества, чтобы люди не проклинали друг друга, а протянули друг другу руки. В романе фигурирует Николай Второй, вокруг которого много министров, которые советуют ему всех арестовать и расстрелять. И Ленин, рядом с которым революционеры-соратники кричат «Не забудем, не простим!». Оба главных героя в конце концов протягивают друг другу руки и заключают пакт о взаимодействии. Царь становится конституционным монархом, Ленин при нем — премьер-министром. Им удается избежать гражданской войны и ценой небольших жертв справиться с врагами — в частности, они расстреливают старых коммунистов Сталина и Вышинского в Ипатьевском доме. Ну и как-то к 1929 году страна дышит довольно глубоко — торжествуют капиталистические отношения, но с социальными гарантиями. Заканчивается роман открытием метрополитена имени Ленина, в котором принимают участие император с императрицей. Роман этот, в котором Арабов демонстрирует прекрасное знание истории — он не только смешной, социально заряженный, умный, но он еще и страшный, потому что то метро, в которое все спускаются, это, конечно, небытие. И в какой-то момент императору снится кошмар, и он, просыпаясь, говорит императрице: «Алекс, мне приснилось, что мы мертвые». То есть, ему снится то, что произошло на самом деле, в реальной истории. И хоть сам Юрий Николаевич назвал этот роман утопией, его отравляет и горечь знания того, что с нами на самом деле произошло, и предощущение того, что с нами снова может произойти. Молодой режиссер Сергей Чехов, который этот спектакль делает, он эту горечь усугубляет. И, судя по репетициям, делает довольно страшный спектакль. Артистов в спектакле всего два: это Игорь Мосюк из Александринки и Сергей Романюк из Нашего театра. Романюк очень похож на Николая Второго, но в нашем спектакле играет еще и Ленина, а Игорь Мосюк — всех остальных. С Чеховым работают его постоянные соавторы: саунд-дизайнер Владимир Бочаров, который, к примеру, написал для Ленина рэп-арию, и художник Настя Юдина, ученица Кочергина, которая преобразит пространство Дома композитора, зала, созданного, между прочим, Монферраном. Кстати, именно в этом доме Мусин-Пушкин обнаружил «Слово о полку Игореве», принеся томик из библиотеки, в нем жил сын последнего гетмана Украины Разумовский, в нем жил и сам Монферран, когда достраивал Исаакий.

Злачные пажити. 18+
Место: киностудия «Лендок» (наб. Крюкова канала, 12)
Дата и время: 29, 30 июля – 17.00 и 20.00
6 августа – 20.00
Продолжительность: 1 час 10 минут



Фото: Летний фестиваль искусств "Точка доступа"

- Второй спектакль создается нами совместно с новосибирским театром «Старый дом». И это тоже, чем я горжусь, спектакль по современной российской прозе. И тоже по фантастической. По двум рассказам Ани Старобинец, человека, который как никто, по-моему, ощущает потаенные страхи современного обывателя. И за этими страхами она находит мощные социально-политические, философские, психологические пласты. В двух рассказах – «Паразите» и «Злачных пажитях» – она создает, скорее, антиутопию. Она — о мире недалекого будущего, и о том, что технический прогресс не делает человека лучше, а скорее, наоборот. Ханжество, жестокость, коррупция, жадность — то что скрывается за фасадом буржуазного рая. Почему это все-таки утопия, – потому что там есть мысль о том, что человечность все-таки выживает. Как она выживала в романе Оруэлла «1984» в песенке о фартинге: «И звонит Сан-Мартин: Отдавай мне фартинг!», так здесь она выживает в той строчке о злачных пажитях, которая все равно осталась в головах людей. Известная актриса и режиссер Юлия Ауг поставила по этим рассказам совершенно потрясающий по эмоциональной силе спектакль. Это далеко не первый режиссерский опыт Юлии. Самым нашумевшим ее спектаклем были «Горькие слезы Петры Фон Кант» по фильму Фассбиндера в Красноярском ТЮЗе. А здесь звезды так сошлись, что ей удалось добиться от актеров удивительной подлинности существования. И вместе с актерами театра «Старый дом» – театра, который сейчас на подъеме, только что получил «Золотую маску» в номинации «Эксперимент» – она сделала совершенно удивительную историю. Там всего два мужских монолога в камере смертников, несколько оригинальных режиссерских приемов — и получился сильный, многослойный, эмоционально буквально раздирающий спектакль. Когда эскиз этого спектакля был единственный раз показан в Новосибирске, люди в зале плакали. И мы недаром играем этот спектакль на киностудии «Лендок»: «Злачные пажити» можно смотреть двумя способами – там стоят камеры на сцене, и, с одной стороны, это спектакль, а с другой — кино в режиме реального времени. А кроме прочего, зал «Лендока» — зал, где перед революцией работал Интимный театр Бориса Неволина, и где было поставлено «Чудо Святого Антония» Метерлинка. Тот миракль и наш миракль — они как-то встречаются через век, потому что «Злачные пажити» – это тоже спектакль о чуде, пусть и горьким привкусом. Ну и не могу не сказать, что в этом спектакле играет одна из самых красивых актрис России Лариса Чернобаева.

Бабушкины очки. 6+
Место: Московский парк Победы (Кузнецовская ул., 25)
Дата и время: 27, 28, 29, 30 июля и 1, 2, 3, 4, 5, 6 августа (ежедневно, кроме понедельника, с 12.00 до 20.00)
Продолжительность: от 1 до 1,5 часов (в зависимости от скорости движения по маршруту)

Спектакль «Бабушкины очки» поставил Радион Букаев, московский режиссер, который много работает в разных городах страны, в последнее время – в Ельце и в Краснодаре. А в прошлом году в Казани, у наших друзей – в фонде «Живой город», на днях городской культуры он сделал спектакль «Мама, папа и я». Я увидел этот спектакль, и мы договорились, что Радик сделает у нас какую-то вариацию на тему того спектакля, и в ее основе будет идея взаимопонимания в семье. Мы предлагаем людям покупать на этот спектакль семейные билеты. Потому что зрителям в процессе действия даются коллективные задания, с которыми невозможно справиться, если люди не чувствуют и не понимают друг друга. Допустим, требуется стрелять, но стреляет папа, наводчиком выступает мама, а цели устанавливает ребенок и так далее. Или семья должна нарисовать идеальный для себя дом, но каждый представитель семьи свою часть рисует отдельно, и нужно, чтобы они соединились. В спектакле будет семь бабушек, очень разных: бабушка-рыбак, бабушка-философ и так далее — через них нужно будет пройти от пруда «Очки» до финала этого квеста, в котором каждой семье удастся сложить некую сказку. Все это будет происходить в Московском парке Победы. Это тоже немного утопия, потому что где еще искать счастливый остров, как ни в семье. И, наверное, бороться с любым злом тоже надо начинать, именно укрепляя семейные отношения. Спектакль создавался Радиком Букаевым при участии психологов, а Никита Сазонов, художник, образы для спектакля придумывает вместе с подростками, с которыми занимается в художественном кружке.


Ну и продукция «Точки доступа» прошлого года – «Разговоры беженцев», спектакль-номинант «Золотой маски» – на бис
Место: Финляндский вокзал
Дата и время: 29, 30 июля – 14.00 и 20.00
Продолжительность: 1 час 50 минут



Фото: Летний фестиваль искусств "Точка доступа"

...И нужно обязательно добавить, что в программе фестиваля – общественные дискуссии, встречи с действующими лицами, обсуждения спектаклей. Следите за объявлениями на сайте.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>