«Сначала перчатки — потом билеты». «Фонтанка» сходила на концерты Мариинского, разрешенные во время пандемии

21 июня 2020, 09:43
Версия для печати Версия для печати

Не будь вокруг коронавируса, можно было бы сказать, что Мариинский театр провел идеальный день: Гергиев за дирижерским пультом, относительно недорогие или вовсе благотворительные билеты, просторная рассадка в зале (никто не болтает и не кашляет над ухом), лучшие солисты оперы на сцене с новой незаезженной программой. Жаль только, что в обычное время, без экстренных распоряжений властей и самого театра, все это одновременно не бывает.

В день, когда американский Карнеги-холл отменил все концерты до января, Мариинский театр, напротив, открыл продажу билетов. Правда, всего на одно представление (на второе пригласили врачей, продажи не велись) — в качестве исключительной меры от Смольного и после беседы с президентом. Продавали всего 500 мест — в «шахматной» рассадке, а проще говоря — через кресло: сиденья в партере Мариинского-2 и так стоят не четко друг за другом, ярусы не открывали. За 45 минут до начала вечернего концерта в продаже оставалось всего восемь билетов ценой до 2500 рублей, на очень приличные места. С учетом состава исполнителей — можно сказать, демпинг.

Требования Роспотребнадзора в Мариинском реализовали «как в лучших домах» —гостеприимно, но без истерик. По холлу ни за кем с рулеткой и окриками не бегали, перчатки и маски желающим раздавали бесплатно до входа в здание («Сначала перчатки — потом билет» — рекомендовали слушателям капельдинеры последовательность действий), температуру измеряли и сумки проверяли быстро. Если бы еще заранее открыли двери на вход, избежали бы очереди, задержавшей начало вечернего концерта почти на полчаса.

Второй звонок снаружи здания слушали примерно полторы сотни человек — изначально же она огибала угол со входом в Зал Прокофьева и тянулась почти до следующего. «Велика тяга людей к искусству!» «Мы такой длины очереди еще не видели!» — озадаченно присвистывали подходившие в конец. «Мы могли быть первыми, — рассуждали меж собой две пары, по всей видимости, отлучившиеся на какое-то время, но тут же «одумались». —Первыми, но трезвыми». Предусмотрительность оказалась кстати: буфет внутри не работал — желающие могли купить только бутилированную воду. Впрочем, концерт длился всего час, без антракта.

 

«Фонтанка» поинтересовалась у слушателей, почему они, несмотря на эпидемию, пришли в зал, и неужели им не страшно заразиться (на поход в Мариинский решились даже несколько дам в положении). Одни шли на любимых артистов и не видели причин, почему не ходить в театр, если нужно ходить на работу. Другие просто соскучились по живым выступлениям, ощущений от которых им не смог заменить онлайн. Третьи верили в надежность индивидуальных мер защиты.

Общество любителей Мариинского театра в соцсети переполнялась восторгами: «Приеду в город, ибо никак не могу пропустить сегодняшний концерт», «Какое счастье писать, что вечером собираюсь в театр!», «Праздник!», «В Театр! Счастье!!!» Одни рассказывали, что шили специальные маски, чтобы те не отвлекали на себя внимание от музыки, другие — про специально подобранные текстильные перчатки.

Придя в зал, многие фотографировались, понимая уникальность момента. Получалось странно.

«Я и так ничего на телефоне не вижу, а еще перчатки мешают и маска», — жаловалась женщина, пытавшаяся заснять сына в фойе.

В отличие от дневного концерта для медиков, который открывать приезжал губернатор Александр Беглов, перед вечерним торжественных слов не говорили, сразу приступили к музыке. Хорошо, что Валерий Гергиев днем пояснил выбор программы: в нее вошли арии, разученные певцами за время самоизоляции.

Подборка получилась интересной — это не был стандартный гала-концерт из серии best of opera, когда от Верди, Бизе и неаполитанских песен уже не знаешь, куда деться. Владислав Сулимский и Сергей Скороходов пели арии из «Андре Шенье» Умберто Джордано, Ирина Чурилова — Джоконду Амилькаре Понкьелли. Алексей Марков и Татьяна Сержан прошлись по творчеству Пуччини (оперы «Плащ» и «Манон»), Екатерина Семенчук вспомнила «Орлеанскую деву» Чайковского, а Михаил Петренко — Элегию Массне. Предсказуемо, Евгений Никитин пел Вагнера, Погнера из «Нюрнбергских мейстерзингеров». А Ольга Пудова блеснула колоратурой в «Лакме» Делиба.

Переживания Гергиева, что оркестр три месяца не то, что не выступал, — не репетировал вместе, не материализовались в проблему: живость исполнения захватывала внимание прямо на первом номере программы — интермеццо из «Сельской чести» Масканьи. Выходы солистов это только подтвердили: отдых пошел театру на пользу, ни одно из выступлений не было проходным и машинальным, энергетика подачи артистов возросла.

К слову, первый, дневной концерт, Гергиев начал с... увертюры к «Летучей мыши» Штрауса — планируется, что она появится в репертуаре театра. Вот такая ирония, если вспомнить первоначальный источник коронавируса.

«Мы вообще театр оперы, а не оперетты, но это настолько захватывающе написано, что мы решили сделать в этот, 2020 год, вам такой подарок — поставить оперетту, — постарался худрук объяснить этот двусмысленный выбор. — Мы не будем думать о том, какой же год неудачный, — мы его хотим завершить, надеюсь, блестяще этой знаменитой искрометной опереттой Иоганна Штрауса».

При этом Гергиев признал, что «никто не знает, что будет происходить в театре в ближайшие десять дней» (еще одна ирония: столько осталось до голосования по поправкам в Конституцию), ведь этот концерт — только первый опыт.

«Конечно, риск всегда есть, — обращался он к сидящим в зале врачам. — Но надо находить формы, в которых флагманы российской культуры /.../ делали бы все, что возможно, чтобы и в вас появилось ощущение, что жизнь нормализуется. Что жизнь так же богата и интересна, как всегда».

Напомним, 6 июня в ходе видеоконференции с деятелями культуры Владимир Путин разрешил Валерию Гергиеву проработать вопрос о возобновлении работы с главным санитарным врачом России Анной Поповой. Художественный руководитель Мариинского театра настаивал на этом, апеллируя к тому, что, если залы будут пустовать еще три месяца, «от былой славы коллектива Мариинского театра может остаться очень немногое».

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

 

«Здесь есть лючок...» Эрмитаж открыл для публики церковь, где реставрировали «Данаю»

Посетители Эрмитажа, покупающие билет на второй маршрут, с 5 мая могут увидеть еще один роскошный зал, доселе недоступный: после реставрации открылась Малая церковь Зимнего дворца. «Фонтанка» заглянула туда среди первых и узнала ее секреты.

Статьи

>