‘ото: ќлег Ѕабенко / предоставлено ћобильным художественным театром

Ђ≈сли вы любите новости на ѕервом, то будете оскорбленыї. Ђ‘онтанкаї Ч о самых многообещающих премьерах зимы

04 марта 2020, 14:38
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

—пектакль дл€ смартфона с Ћизой Ѕо€рской, јнна  аренина в окружении необычных мужчин, ёли€ југ о военном конфликте на ƒонбассе.  ритики «‘онтанки» отсмотрели самые многообещающие театральные премьеры зимы и теперь честно рассказывают, стоит ли на них идти.

«я жила»: спектакль-бродилка об ќльге Ѕерггольц с Ћизой Ѕо€рской

ћобильный ’удожественный театр (ћ’“), режиссЄры, продюсеры — ћихаил «ыгарь, јлексей  иселЄв, 16+

Ќа экране мобильника синей полосой прочерчен путь от дворика на –убинштейна, 22, до ƒома –адио на »таль€нской. ¬ы приходите на точку под первым номером на карте и надеваете наушники. ƒвигаетесь после короткого: «»ди вперЄд», останавливаетесь по сигналу и слушаете ќльгу Ѕерггольц в исполнении Ћизы Ѕо€рской. јктриса будто бы специально дл€ вас собирает историю из отрывков блокадных дневников поэтессы.

¬оображение перепахивает реальность и накладывает на неЄ образы из аудиодорожки. Ќа пересечении Ќевского и ¬ладимирского проспектов несложно представить себе, как перед вами по€вл€етс€ остов разбомбленного трамва€, гаснет свет в магазине купцов ≈лисеевых, а среди реальных прохожих возникают их проекции-призраки. ¬прочем, тотального сли€ни€ с блокадным Ћенинградом не происходит. ’от€ навигаци€ в приложении-карте предельно €сна, а на нужном месте зритель оказываетс€ при любом темпе шагов, на особенно шумных перекрЄстках приходитс€ отвлекатьс€ как минимум на светофоры.

—оздатель ћобильного ’удожественного “еатра ћихаил «ыгарь и адаптировавший текст ¬алерий ѕанюшкин не сделали из героини музу. Ќа первый план вынесли роман поэтессы с ёрием ћакогоненко, еЄ страх, чувства к мужу Ќиколаю ћолчанову — пройти через немного зат€нутый участок от јничкова моста до ћалой —адовой стоит именно ради таких историй и, может быть, потом перечитать дневники.

Ќесмотр€ на св€зь с улицей-сценой и посто€нные предложени€ вступить во взаимодействи€ с ней — найти окна квартиры ќльги Ѕерггольц и Ќикола€ ћолчанова на п€том этаже «—лезы социализма», представить «зарево пожара √остиного двора, который бомбили дважды» или обеими руками вз€тьс€ за ограду јничкова дворца — этот спектакль-бродилка вышел не столько о блокаде и городе, сколько о живом человеке. » то, что главный герой этого часового действа — именно Ѕерггольц, уже не так важно.

—тоит ли идти на спектакль? ƒа — как только позволит возраст.

¬ы бы пошли на спектакль еще раз? ƒа, подозреваю, что ранним утром и вне толпы туристов отрывки о городе будут восприниматьс€ лучше, а впечатлени€ от такого театра завис€т от времени года.



‘ото: ќлег Ѕабенко / предоставлено ћобильным художественным театром

«јнна  аренина» и еЄ мужчины (от “олстого до Ѕергмана и –€занова)

“еатр «ћастерска€», пьеса  лима по одноименному роману Ћ.Ќ.“олстого, режиссер — јлексей янковский, 16+

— текстами своего учител€  лима режиссер јлексей янковский работал неоднократно. Ќапример, в театре «ќсобн€к» поставил «јктивную сторону бесконечности» и «я… ќна… Ќе € … » €» с ƒмитрием ѕоднозовым и јлексеем Ћыковым. Ќо было это почти пару дес€тков лет назад. » вот — «јнна  аренина» в театре «ћастерска€».

„етыре актрисы ( ристина Ѕойцова, ≈вгени€ јладьина, ёли€ Ќижельска€, јнастаси€ —тебнева) и три актера (јндрей ≈мель€нов, јндрей јладьин, ‘едор  лимов) наход€тс€ на сцене почти безотлучно. «а исключением јнастасии —тебневой и ‘едора  лимова у остальных по несколько ролей. ѕьеса (впервые прочитанна€ 18 лет назад на фестивале «Ѕалтийский ƒом») многословна, многослойна и неверо€тно объемна. јктрисы произнос€т монологи, пыта€сь добавить туда психологических красок, отчего текст выгл€дит совсем уж бесконечным.  аждый звук, не то что слово, артикулируетс€ громко и отчетливо. јктеры, наоборот, чаще говор€т свои реплики тихо и не очень разборчиво.

—пектакль открываетс€ монологом про поезд братьев Ћюмьер и пространным рассуждением о роли этого вида транспорта как в жизни героини, так и в кино. Ѕудут еще буквальные упоминани€ о Ѕунюэле («Ётот смутный объект желаний») и Ѕергмане («—цены из супружеской жизни»). јллюзии на советскую действительность 1930-х. Ќесколько €рких реплик в исполнении Ћевина несколько оживл€ют второе действие: артист јладьин, большую часть сценического времени просидевший у боковой стены, внезапно демонстрирует способности стенд-ап комика. јктеры пытаютс€ продратьс€ через нагромождени€ фраз, как через бурелом, а за ним пытаетс€ к смыслам продратьс€ и зритель. Ќесколько ложных финалов заставл€ют часть публики серьезно понервничать. Ќо когда разв€зка все-таки наступает, выдыхают кажетс€ все. ѕсихические и вербальные атаки героев внезапно разрешаютс€ цитатой из «—лужебного романа» Ёльдара –€занова.

–елиз обещал, что это будут «скорее сценические размышлени€ о романе и на темы романа, взгл€д на него сквозь художественную призму всего двадцатого века». » в глобальном смысле слово свое режиссер сдержал.

—тоит ли идти на спектакль? Ќет.

¬ы бы пошли на спектакль еще раз? Ќет.



‘ото: ћаргарита ћиронова / vteatrekozlov.net

«ѕеремирие»: если вы любите новости на ѕервом, то будете оскорблены

“еатр на Ћитейном, автор — јлексей  уралех, режиссЄр-постановщик — ёли€ југ, 18+

¬ последнее врем€ театр на Ћитейном регул€рно зовет режиссеров со стороны, чтобы поставить какое-то оригинальное произведение на актуальную тему: то Ѕорис ѕавлович инсценирует знаменитый роман ¬одолазкина, то яна “умина ставит полудокументальный спектакль о блокаде, теперь из ћосквы позвали ёлию југ, чтобы по€вилс€ спектакль «ѕеремирие» на тему военного конфликта в ƒЌ–.

—южет одноименной пьесы јлексе€  уралеха незамысловат — в нейтральной зоне украинского конфликта оказались два солдата-«сепаратиста» и два солдата украинской армии. ќни пришли чинить дом последней уцелевшей в районе девушки, сначала ругаютс€, потом мир€тс€, потом ругаютс€ снова и почти убивают друг друга. —пасает всех сильнейший ливень, от которого все пр€чутс€ в отремонтированном доме. ¬ отличии от позиции, которую часто можно услышать из телевизора — и те и другие оказываютс€ людьми больше, чем гражданами той или иной страны.

¬се зрители дел€тс€ на две равные части — так транслируетс€ диспозици€ «свои/чужие», и нас погружают в атмосферу мрачных дней 2014 года. –ежиссер с самого начала пытаетс€ убедить зрител€, что историю рассказывает один из участников событий: актер выходит к зрител€м в фойе, одетый в военную форму. ќн долго рассказывает нам историю о том, как потер€л товарища на митинге в ƒонецке. јналогичную историю, только про зверства украинских солдат, рассказывают другой половине публики.  огда мы, наконец, доходим до сцены и садимс€ по бокам на месте кулис, солдаты, только что говорившие с нами глаза в глаза, вдруг начинают играть спектакль, уже не наруша€ законы «четвертой стены».

«ѕеремирие» получилось эклектичным по политической позиции (нет на сто процентов правых или виноватых), но совершенно лобовым по морали — война бессмысленна, нужно любить ближнего своего и прочее, и прочее, и прочее. ƒраматург дает повод к игре с Ѕиблией — девушка оказываетс€ беременной ћарией, а у одного из персонажей прозвище — Ќой; использует уж слишком предсказуемый в контексте сюжета мотив совместного строительства. ¬место декораций разрушенного дома тут, кстати, — строительные леса: первое что приходит на ум, когда думаешь, чем заменить павильонную декорацию обычного дома, а вместо простроенных линий взаимодействи€ персонажей — внезапные перепады настроени€ одного из героев. ¬ финале он решает подложить противной стороне мину с таймером, хот€ вроде бы все уже подружились. “акой театр притвор€етс€ психологическим, а по факту просто иллюстрирует фабулу пьесы, не особо вдава€сь в нюансы отношений между персонажами.

—амое прекрасное в этой игре в театр жизненных соответствий — что все герои поют, да так хорошо, будто бы под ƒонецком оказались четыре артиста слаженного ансамбл€ песни и пл€ски.

—тоит ли идти на спектакль? ¬озможно, потому что «лучше самый плохой театр, чем самый лучший взвод солдат».

¬ы бы пошли на спектакль еще раз? Ќет, предпочитаю другой способ актерской игры.



‘ото: ѕавел Ѕурыкин / предоставлено “еатром на Ћитейном

«√де нет зимы»: ћƒ“ мен€ет единорогов на актуальную повестку

ћƒ“ — театр ≈вропы, по повести ƒины —абитовой, режиссер — яна “умина, 12+

яна “умина — одна из немногих режиссеров, по-насто€щему мен€ющих представление о театре. Ќа ее счету авангардные перформансы в “еатре ј’≈, нестандартное отношение к работе с предметом и куклой, спектакль «я — Ѕасе!», где играют дети с синдромом ƒауна (««олота€ маска»). —ильна€ сторона — умение создать атмосферу, найти поэзию в любом предмете и превратить его в полноправного геро€, говорить просто о сложных вещах. –ешение Ћьва ƒодина позвать яну “умину на постановку ћƒ“ стало событием: было не€сно, какой результат даст «прививка» нового режиссерского метода легендарной труппе.

ѕрежде всего необычен выбор материала: повесть нашей современницы ƒины —абитовой «√де нет зимы» о двух осиротевших дет€х впервые ставитс€ в театре. јктуальна€ в последние годы тема о работе системы опеки в –оссии и законах об усыновлении здесь рассказана пон€тным дл€ детей €зыком, раскрыта на уровне человеческих взаимоотношений.

√еро€ми спектакл€ станов€тс€ не только осиротевшие дети, но и «неудачливые взрослые», по меткому определению Ћьва ƒодина. »х поступки не осуждаютс€: грозные люди из «опеки» здесь не выгл€д€т монстрами, читатели могут пон€ть маму, случайно забеременевшую в “урции от человека на 18 лет младше нее, или отца, который готов вз€ть в новую семью только одного ребенка — своего.

яне “уминой удалось сохранить в двухчасовом спектакле почти все сюжетные повороты и создать атмосферу старого скрипучего дома, где живут главные герои. —ценограф Ёмиль  апелюш придумал минималистичное пространство, главным акцентом стала треугольна€ крыша из шести брусьев. ќна реагирует на происход€щее и то превращаетс€ в ровные доски, «дав€щие» на героев, то становитс€ похожей на нарисованных двум€ лини€ми птиц.

“умина очень бережно подошла к труппе ћƒ“ и прежде всего работала с созданием верной атмосферы: привычна€ экспресси€ уступила место полутонам. Ќасто€щий вызов дл€ взрослых актеров — сыграть детей 13 и 8 лет и фантастических персонажей (говор€щую куклу и домового): всегда есть риск уйти в штамп или пересластить, но им удалось найти верную интонацию. —тоит отметить актрису ћарию Ќикифорову с еЄ необыкновенным вокалом, виртуозно передавшую комический характер рукотворной неуклюжей куклы Ћ€льки.

¬ итоге получилась трогательна€, почти рождественска€ истори€ о том, как возникает нова€ семь€, потому что без нее очень трудно. “еатр включает этот спектакль в серию «дл€ семейного просмотра», дл€ взрослых и подростков от 12-ти. ќднако если вы готовы показать ребенку на сцене что-то кроме сказочного мира с единорогами, вполне можно опустить эту границу и до дес€ти.

—тоит ли идти на спектакль?
ƒа, с детьми от 10 лет, книгу читать перед этим не об€зательно: к тексту режиссЄр отнеслись бережно, сюжет сохранен.

¬ы бы пошли на спектакль еще раз? Ќет, все пон€тно с первого раза.



‘ото: предоставлено ћƒ“

«Ћеха»: космический ƒед о пользе жизнелюби€

“еатр «—уббота», драматург ёли€ ѕоспелова, режиссер — јндрей —идельников

„етыре года назад «Ћеха» ёлии ѕоспеловой участвовал в первой читке фестивал€ «ѕ€ть вечеров». ¬ форме ритмизованного монолога героин€ рассказывает историю своего деда, которого под старость лет охватило неиспытанное прежде чувство — он наотмашь влюбилс€ в энергичную соседку Ћюбовь. –ежиссер јндрей —идельников, вз€вшийс€ за пьесу, распределил небольшой по объему текст (всего несколько страниц) между п€тью актерами.

ќдну из комнат административного помещени€ театра художник ћари€ —мирнова-Ќесвицка€ превратила в квинтэссенцию советского позднего быта: обшарпанные обои, сервант, трюмо, шкаф, фотографии, вырезанные из журналов «–аботница» и « ресть€нка», повидавшие виды ковры. ¬есь антураж не просто узнаваемый, он типовой, усредн€ющий. “акой можно было встретить едва ли не в каждой второй советской семье.

¬ начале спектакл€ тридцать зрителей рассаживаютс€ на стуль€ вдоль стен. ¬ центре за круглым столом собрались женщины в черном: жена «инаида (“ать€на  ондратьева), дочка Ћида (ƒарь€ Ўиханова), внучка ёл€ (ќксана —ырцова) и любима€ женщина Ћюбовь »вановна (јнна ¬асильева). —обрались, чтобы вспомнить покойного. «вучит перва€ реплика, втора€ и тут в двер€х материализуетс€ нелепый и смешной ƒед (јнатолий ћолотов). √ероини будут выказывать друг другу претензии, припоминать старое, сводить счеты. ќ женатой дедовой жизни, несуразной смерти его жены, неустроенности их дочери узнаем у женщин.

ћужчина в это врем€ накроет стол, с€дет в кресло и тоже вернетс€ мысл€ми к пор€дком истлевшему в пам€ти. ќн грезил о космосе, но на орбиту отправилс€ другой. “огда ƒед решил, что должен посмотреть на первого космонавта вблизи, и посмотрел! Ёпизоды его воспоминаний оба€тельны, но не умилительны. Ћишь в финале режиссер —идельников позволит сентиментальности возобладать. јктрисы (или все-таки героини?) зовут вместе с ними выгл€нуть в окна. ќт происход€щего там напрочь перехватывает дыхание, и €сно понимаешь: никакие испытани€ не способны извести в человеке т€гу к романтике и жизнелюбие. ≈сли он сам от них не откажетс€.

—тоит ли идти на спектакль? ƒа. ¬озможно, кто-то пойдет из антропологического интереса, кто-то — по причине ностальгии, но в финале укол в сердце получат все без исключени€.

¬ы бы пошли на спектакль еще раз?
ќб€зательно!



‘ото: ћихаил √ригорьев


јвторы рецензий: ќльга ћинеева — Ќатали€ Ёфендиева — јнтон јлексеев — —офь€  озич — Ќатали€ Ёфендиева

 

„итайте также:

«—амое разрушительное, что может быть — это создание резерваций». яна “умина — о новом спектакле в ћƒ“ и дет€х в сложной ситуации

 

«ѕришли как-то балетные в бар…» —уперкоротко — о самых интересных спектакл€х осени

 

”лицы невидимых рисунков.  ак петербургские стрит-артисты создают секретные галереи в домах и заводах, пока вы ходите мимо

—поры о легализации уличного искусства в ѕетербурге ведутс€ не первый год: они обостр€ютс€ в моменты, когда коммунальщики закрашивают изображени€ всем известных личностей, как это произошло с »осифом Ѕродским, и ослабевают в периоды без скандалов. ѕараллельно с Ђуличными войнамиї, в конце июл€ было объ€влено о том, что при поддержке —мольного и «ак—а в городе организуют школу граффити. » рисовать там будут Ђпатриотичныеї работы.  орреспондент Ђ‘онтанкиї узнал, где спр€таны сотни артов художников, которые не собираютс€ рисовать по указке, и оказалс€ в заброшенном цехе, в закрытом санатории и на рынке, которые можно хоть сейчас превращать в арт-пространства.

—татьи

>