Календарь >> https://calendar.fontanka.ru/articles/9186

01 февраля 2020, 12:50

Категория: афиша плюс

«Дышать будешь, когда он влюбится». Жан-Поль Готье привез петербуржцам полное 18+

Бабкины корсеты, строгая училка и любовь, унесенная СПИДом, — зрителям шоу заходящей звезды мировой моды и ее главного фрика Жан-Поля Готье, рассказали об его сексуальной жизни. А ещё объяснили, что делать, если «опустилась задница», и почему «фрик — это шик».

У входа в БКЗ под марши трубача Дяди Миши люди в шубах выстраивались в строгие очереди. В Петербурге похолодало, но причина «парада» меховых одежд была явно не в этом. «Мы не самые модные здесь», — то ли в шутку, то ли всерьез заметил мужчина своей спутнице, произведя беглый осмотр окружавших. Ее реакцию скрыл воротник, но уже в холле концертного зала любому становилось ясно: петербуржцы вознамерились показать французскому модельеру Готье, кто главный экспонат на его Fashion Freak Show.

Впрочем, чтобы попасть в холл, сперва нужно было пройти строгий фейс-контроль. «Документы можно?» — потребовал охранник у прямо-таки неприлично хорошо выглядевшей особы. У нее паспорта с собой не оказалось, и спутник красавицы стал предлагать свой. Оказалось, на шоу лицам до 18 нельзя — вот прямо «совсем». Моложавую девушку спасла электронная версия документов в смартфоне, а вот шедшей за ней маме с дочерью-школьницей не повезло. «Сдавайте билет», — охранник был непреклонен. Слова о том, что дети идут с родителями под их ответственность, а возрастной маркер на афише — лишь рекомендация, — не работали.

В ожидании представления модная публика развлекала себя как могла: одни выстраивались в очередь к пресс-волу, фотографироваться на фоне символики шоу, другие — за неизбывными бэказэшными бутербродами с бокалом вина. Шпильки в стразах, логотипы домов высокой моды на одежде и сумках, «голые» платья, «чулочные» пояса поверх брюк, огненные ряды пайеток на дамах сменялись леопардовыми пиджаками и розовыми цилиндрами у мужчин. В пику им тут же можно было встретить людей в джинсах и банданах, словно пришедших из турпохода. В толпе деловито слонялись мальчики в кожаных лосинах и с высокими рваными прическами, и на это все с грустью взирала девушка в зеленых буклях и желтом клетчатом палантине. Слоган Готье «Freak – c’est chic!» («Быть фриком — это шик») вдохновил многих, но вглубь вопроса внедрились не все.

Среди гулявших корреспондент «Фонтанки» встретила винного критика Тамару Иванову-Исаеву, исполнявшую обязанности переводчика Готье в этой поездке. «Вот говорят «хороший человек», — так это действительно про него, — заверила она в ответ на вопрос, каков модельер без камер. — Говорит то, что думает, открытый, скромный. Видите, как сам одевается?».

Жан-Поль Готье в Петербурге, на крейсере
Жан-Поль Готье в Петербурге, на крейсере "Аврора"

Фото: Сергей Николаев/"Фонтанка.ру"

Действительно, накануне петербургские журналисты на пресс-конференции в «Астории» оконфузились: желая заснять появление в зале гуру моды, встали не у той двери, и когда Жан-Поль появился, его никто не заметил — так незатейливо выглядел модельер, получивший прозвище «несносного ребенка» высокой моды.

Шоу начали с задержкой на полчаса, и с первых секунд стало ясно, что девочку-школьницу за порогом оставили не зря: возрастной маркер не был бюрократической причудой.

Биографический рассказ о жизни модельера сразу начинался с «18+»: после короткого видео об «операции» по вживлению конических грудей плюшевому мишке (на экране появилась надпись: «Жан-Поль, что ты сделал с мишкой?!»), на сцене возникли «мишки» вполне себе половозрелые. Расстегнув костюмы медведей, подобные тем, в которых промоутеры ходят по Невскому и требуют денег за фото, находившиеся внутри «шкур» мужчины явили миру себя в одних трусах. После танца на красной дорожке, в котором дамы в купальниках с гипертрофированными половыми признаками шлепали этих «медведей», на сцене и вовсе возникла «Кончита Вурст» в блестящем платье.

За следующие два часа зрители узнали о том, что в детстве бабушка разрешала будущему модельеру играть со своими корсетами, и о том, как непросто девушкам в них влезать («Дышать будешь, когда он влюбится!»), о его строгой учительнице, которая уверяла мальчика, что из того ничего не выйдет, раз он опять рисует на уроках, и — о любви. Поскольку Готье — открытый гей, эту сцену на всякий случай россиянам переводить не стали, но тельняшка на двоих (одно из знаменитых свадебных платьев Готье также было — на двоих) и балетная пачка на двоих (притом мужчин) говорили сами за себя.

Fashion Freak Show
Fashion Freak Show

Фото: Константин Селин/«Фонтанка.ру»

В действительности, Готье долгое время был в отношениях со своим еще школьным товарищем Франсисом Менюжем, умершим от СПИДа. В представлении его уход был показан театрально: тело героя поднялось в воздух на красных лентах, перекликавшихся с красной линией по краю сцены, напоминавшей замершую линию кардиограммы.

В остальное время зрителям показывали танцы различной степени сексуальности, включая потрясания мини-юбками из бананов и даже тверк. И, когда уже очень хотелось задаться вопросом «А когда же, собственно, будет мода?» — пару дефиле-цитат из первых показов Готье — из женской моды и мужской.

В перерывах между повествованием Готье как постановщик иронизировал над своими коллегами-конкурентами (например, один из эпизодов отсылал к Карлу Лагерфельду, «назвавшему» ужасным увиденное и публику в зале в вымышленном ролике) и зрителями, хвастающимися знакомством с модельером, не имея на то особых оснований.

Когда стало понятно, что событий в жизни дизайнера одежды явно не хватает, и заканчивать нечем, в дело вступила патетика: на сцене появился салон пластической хирургии с бегущей строкой, начинавшейся фразой: «Опущенная задница? Замени ягодицу или две, у нас их целая коллекция».

В общем, завершилось все пожеланиями быть всем разными, гордиться, если вы фрик, и благодарностью Жану-Полю Готье (тот уже несколько дней в Петербурге и успел посетить флагман революции «Аврору» и взобраться на колоннаду Исаакиевского собора). Мир, дружба, жвачка. Когда публика поняла, что это и есть финал, — аплодисменты усилились, и на сцену вышел сам художник, сказав пару добрых слов.

Те, расходясь, делились противоречивыми впечатлениями: одних позабавил чисто французский юмор, с которым было сделано шоу, других представление разочаровало — «такое мог бы и наш Мюзик-холл», третьи тихо радовались, что теперь на петербургской сцене есть секс — притом во вполне эстетичной подаче.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Читайте также:

Куда пойти 31 января – 2 февраля: Шоу Жан-Поля Готье, Bad Boys Blue, фестиваль Анатолия Васильева, рэп в Доме Радио