Календарь >> https://calendar.fontanka.ru/articles/9113

13 января 2020, 18:37

Категория: афиша плюс

Категория: выставки

Категория: книги

Царское село показало себя на открытках прошлого века. Посмотрите, как парк изображали Бенуа и Остороумова-Лебедева


Фото: Царское Село. Ворота Камероновой галереи Санкт-Петербург. 1904 С рисунка М.В. Добужинского

В Царском селе выпустили каталог со старинными открытками, изображающими музей-заповедник. В сборнике более чем из сотни работ встречаются картины участников объединения «Мир искусства» Мстислава Добужинского и Анны Остроумовой-Лебедевой. Такие рисунки — редкость: они издавались в 1905–1907 годах ограниченным тиражом и были сняты с производства после финансового кризиса тех лет. Часть из них 13 января появилась в сети.

В 1903 году художник Добужинский по заказу Общины Святой Евгении — организации, которая в начале ХХ века выпускала серии картинок с изображениями городских пригородов и дворцов и отдавала деньги Красному Кресту — исполнил два рисунка: «Ворота Камероновой галереи» и «Своды Висячего сада». Обе композиции стали открытками в 1904 году. Через несколько лет был напечатан тираж с ещё одной работой мастера под названием «Китайский театр».

В свою очередь гравёр Анна Остроумова-Лебедева создала по заказу Общины целый десяток композиций. На открытках появились девять из них. Художницу ещё при жизни признали мастером пейзажа, одна из её работ называется «Царское Село. Белая ночь».

Работы членов «Мира искусства» важны как часть эпохи: именно это сообщество с 1898 по 1904 года выпускало одноимённый журнал «Мир Искусства». Участниками объединения были Александр Бенуа, Константин Сомов, Сергей Дягилев, Лев Бакст, Михаил Врубель и их современники.

«В иконографии, посвященной Царскому Селу, открытки Общины Святой Евгении занимают особое место. Всего издательство Общины выпустило 118 таких», — подчёркивают составители книги в официальном сообщении музея и отмечают, что в сборник «Открытые письма Общины Святой Евгении» вошли 112 работ.

В книге можно увидеть не только картины мирискусников, но и фотоснимки. В 1902 году попечительский совет благотворительной организации получил право проводить фотосъёмку и делать репродукции с картин, деталей интерьеров Эрмитажа, Русского музея, музея Императорской Академии художеств, а также работать в Москве — в Грановитой, Оружейной палатах и среди дворцовых интерьеров. По предположению учёных, в то время Царское Село снимали Фёдор Николаевский и Карл Кубеш.

Ольга Минеева, «Фонтанка.ру»