Календарь >> https://calendar.fontanka.ru/articles/9101

09 января 2020, 16:52

Категория: кино

«Дело Ричарда Джуэлла»: Самый неполиткорректный фильм года от Клинта Иствуда


Фото: фрагмент постера фильма

В прокате — новый фильм патриарха американского кино Клинта Иствуда, «Дело Ричарда Джуэлла». Старомодный, наглый, сомнительный в плане идеологии.

Иствуд, конечно, абсолютный биологический парадокс: через год ему стукнет девяносто, а он снимает по фильму в год. И ладно бы дело было только в продуктивности — он вообще прет напролом и не желает замечать никаких преград, правил и ограничений. Поддерживал Трампа, когда все здравомыслящие коллеги в лучшем случае смеялись над этим фриком. Коллеги фильмы Иствуда игнорируют («Дело» было номинировано на «Золотой глобус» лишь в категории «Лучшая женская роль второго плана») и вовсе потешаются над их старомодностью и абсурдностью (в Saturday Night Live был целый скетч про предыдущую ленту, «Наркокурьера») — ему плевать. Продолжает гнуть свою линию без оглядки на время, моду и тенденции.

На первый взгляд, в «Деле» ничего такого уж экстраординарного нет. Фильм основан на реальных событиях — в 1996 году во время Олимпиады в Атланте прогремел взрыв. Погибло два человека — но жертв было бы больше, если бы не охранник, который вовремя бомбу заметил и отвел зрителей в сторону. Этого охранника пресса сперва провозгласила героем, а потом его сделала главным подозреваемым в совершении теракта, врагом нации. И только природная честность Джуэлла и хороший адвокат смогли его спасти.

Только акценты в сюжете Иствуд расставляет максимально рискованно. Как будто специально хочет сделать самый раздражающий и неуместный фильм года. Пресса здесь — буквально безмозглая подстилка спецслужб, дешевка, которая клянчит «сливы» у агентов, а потом публикует их под видом своих расследований. Кажется, примерно так видит медиа условный твиттер Трампа — с его фобиями и коспирологией. К тому же, образ этой самой продажной прессы воплощен в единственном (о, ужас) женском (кроме мамы главного героя) персонаже фильма, сыгранном Кэти Бейтс. То есть единственная женщина на экране — безмозглая дурында, которая только и может, что расстегивать пуговку на блузке. Уже за такое «два в одном» — медиатусовочка и тупые телки — отказывают от всех приличных домов разом, да и просто перестают здороваться. Иствуду это все сходит с рук вовсе, и не потому, что «дедушка старый, ему все равно».

Он обладает смелостью такого уровня, что никакого созвучия с духом времени, работами коллег или професиональным сообществом ему уже не надо. Он живет на своей планете. Комик-толстяк Пол Уолтер Хаузер — с его-то экстерьером — не вызывает в роли Джуэлла улыбки ни на единую секунду (даже когда сообщает, что у него проблемы с брюхом). Фирменный дуралей Сэм Рокуэлл — после «Трех биллбордов» казалось, что его вряд ли кто-то будет снимать в другом амплуа — оказывается настоящим героем, рыцарем без страха и упрека и резонером, который прямо говорит журналистам, что они продажные дураки, а спецслужбам — что им лишь бы человека за решетку упечь, а террористов ловить они не так хорошо умеют.

«Дело» — при всей его параллельности существующей повестке — фильм все-таки актуальный. В том смысле, что его полезно посмотреть и оценить тем, кто любит разглагольствовать про партком, феминисток и линчевание почтенных кинематографистов. Это фильм для них. Для тех, кого раздражает современность со всеми ее увлечениями и кто тоскует по временам, когда мужики на экране были мужественными, домашний арсенал огнестрельного оружия не помещался в спальне, охранники и полицейские блюли закон и порядок. Все было ясно и понятно, не то что в наши трудные времена.

Просто чтобы снимать такое кино, нужно быть Иствудом, могучим стариком, которому хватает мужества просто не обращать внимания на окружающий мир и сил, чтобы создавать свой собственный.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Читайте также:

Самые ожидаемые фильмы-2020: выбор «Фонтанки»