‘ото: предоставлено издательством

фрагмент обложки

¬иктор ѕелевин и его химеры:  ак сделано Ђ»скусство лЄгких касанийї Ч самый неполиткорректный сборник российского писател€

22 августа 2019, 08:07
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ четверг в магазинах по€витс€ нова€ книга ¬иктора ѕелевина, где прозаик поставил рекорд по неполиткорректности и объему автоцитат, возвеличил де€ни€ ‘—Ѕ и жестко ответил «цисгендерному феминизму».

¬ издательстве «Ёксмо» 22 августа выходит новый сборник ¬иктора ѕелевина «»скусство легких касаний».  нига объединила три произведени€: повесть «»акинф» отсылает читателей к классической пелевинской прозе 1990-х. –ассказ «—толыпин» возник как своего рода спин-офф к вышедшему в 2018 году роману «“айные виды на гору ‘удзи». ѕовесть «»скусство лЄгких касаний» продолжает линию политических, конспирологических и публицистических романов, вышедших из-под пелевинского пера за последнее дес€тилетие. Ћитературный обозреватель «‘онтанки» в числе первых прочитала новый сборник, попыталась ощутить себ€ в шкуре ѕелевина и пофантазировала, какими соображени€ми руководствовалс€ прозаик, создава€ текст.

***

јвтор «∆изни насекомых», «ќмона –а», «„апаева и ѕустоты» ¬иктор ќлегович ѕелевин выпускал по книге в год. ќдни объ€сн€ли это тем, что он подписал разорительный контракт с издательством. ƒругие подозревали, что прозаик добровольно устроил безумную гонку сам с собой. ¬ нашей истории это не так важно.

¬ажно, что новую книгу ѕелевину нужно было выпустить до осени 2019 года. ѕервый рассказ, «»акинф», далс€ довольно легко. ѕолучилс€ не рассказ даже, а 120-странична€ повесть о четырех московских хипстерах, которые отправились покор€ть горы в  абардино-Ѕалкарию и в разговорах с местным проводником узнали много нового о культе Ѕаала, распространЄнном в древнем  арфагене.  ульт, оказываетс€, досуществовал до наших дней, и хипстеры приобщились к нему — по полной.

— Ёта вещица напомнит читател€м о моей прозе 1990-х — где мистика так естественно вписывалась в пор€док быти€ и таким ровным, ман€щим светом освещала его изнутри, — предположим, что так рассудил ¬иктор ќлегович. — ƒа, здесь есть огрехи. ƒа, геро€м непропорционально мало лет. ƒа, они почти не охарактеризованы в тексте и мало чем отличаютс€ друг от друга. Ќо кака€ Ѕаалу, в сущности, разница, кто перед ним — сотрудник банка или менеджер фирмы по установке окон? «ато € оседлаю любимый конЄк — диалоги — и остроумно опишу древние религиозные учени€ современным €зыком. Ќапример, так: «” каждого бога был, как сейчас говор€т, свой баг и сво€ фича. Ѕаги какие? √ефест, к примеру, хромой. јфродита на передок слаба€». » ещЄ напомню о 1990-х — с экстрасенсами, гадалками, братвой, новыми возможност€ми, которые так широко открывались перед скромным советским человеком. ј вишенкой на торте станет кольцева€ композици€.

Ќо вот повесть окончена, и ¬иктор ќлегович приступает к другой части книги, 50-страничному рассказу-крохотульке «—толыпин», который тоже рождаетс€ споро и беззаботно. «эки едут к месту заключени€ в вагоне (такие с советских времЄн называют «столыпинскими»), вы€сн€ют отношени€, использу€ блатной жаргон и ссыла€сь на соответствующий кодекс чести — «зашквар», «форшмак», «петух». Ќо, если помен€ть оптику и взгл€нуть на ситуацию шире, вы€снитс€, что вагон — не то, чем кажетс€; а зэки, сами того не подозрева€, стали марионетками в руках могущественных сил, букашками в их титаническом мире.

ѕелевин добавл€ет к этому из€щный референс на свой последний роман «“айные виды на гору ‘удзи» и радостно потирает руки. Ќет сомнений, что читатель будет доволен.

 

***

—ложнее дело обстоит с повестью «»скусство лЄгких касаний». »здательство требует определЄнных объемов от книги, и суммарные 400 страниц — хот€ бы и напечатанных крупным шрифтом — нужно получить.

— 170 с лишним страниц в «»акинфе» и «—толыпине» уже есть. „ем заполнить оставшиес€ 230?  ак раст€нуть на них «»скусство лЄгких касаний»? — мысленно считает ѕелевин.

—омнени€ продолжаютс€ недолго. ѕисатель срочно подключаетс€ к личной системе искусственного интеллекта (как из романа «iPhuck 10»), и литературный робот выдает на-гора, как минимум, половину искомого текста. ѕространство запол€нетс€ смутным описанием мистических практик — самые разные народы принос€т кровавые жертвы, чтобы создавать «ноосферные импринты», или «химеры», в сознании соотечественников. ƒругими словами, программируют их мысли. „итатели познаком€тс€ и с практикой древнеегипетских жрецов, и с учением гностиков, и с мезоамериканскими духами, и с оккультной де€тельностью маркиза де —ада и фашистов. Ёти рассказы сшиваютс€ на живую нитку и слабо св€заны между собой — в общем, напоминают то, как искусственный интеллект пишет картины. «ато помогут аудиторию к идее: такие ритуалы существуют до сих пор. » пользуютс€ ими, конечно же, — спецслужбы.

“ут ѕелевин отключает искусственный интеллект и вновь берЄт инициативу в свои руки. ѕисатель начинает выкладывать свой любимый саркастический пась€нс о том, как российска€ ‘—Ѕ бок о бок с масонами погрузилась в оккультные науки и добилась вполне конкретных успехов на ниве дестабилизации внутренней политики —Ўј. ѕолиткорректность, identity politics, становление феминизма, — всЄ это ноосферные вли€ни€ российских силовиков. “ехнологи€ создани€ химер называетс€ «»скусством лЄгких касаний» и сводитс€ к массовой бомбардировке пользователей постами в Facebook и Twitter.

««адачей было свергнуть свободу слова и создать в јмерике омерзительную и душную атмосферу лицемери€, страха и лжи, погубившую —оветский —оюз. — той же аморалкой, кучей запретных тем и избирательным правосудием /…/  онечна€ лини€ развертывани€ химеры была обозначена так: современна€ јмерика — это тоталитарный совок семьдес€т дев€того года с Ћ√Ѕ“ на месте комсомола, корпоративным менеджментом на месте  ѕ——, сексуальной репрессией на месте сексуальной репрессии и зарей социализма на месте зари социализма», — выводит в повести ѕелевин.

— Ќо в такие политические игры € уже играл не раз. ј чтобы освежить текст и придать ему новое звучание, займусь-ка € формой, — очевидно, так думает прозаик. — ѕусть «»скусство лЄгких касаний» €витс€ читател€м в виде краткого пересказа литературного произведени€. ѕричЄм даже не моего, а писател€  онстантина √олгофского, знакомого по книге «Ћампа ћафусаила». » пусть пересказывать буду не €, а условный либеральный критик. Ёто даст возможность дл€ самоиронии и кажущейс€ отстранЄнности от текста.   тому же, позволит как можно больше сконцентрироватьс€ на любимых диалогах и как можно короче, в форме конспекта, изложить описани€.

ѕосле этого «»скусство лЄгких касаний» готово, остаЄтс€ только отрихтовать детали. ѕелевин охватывает действительность обобщающим взгл€дом, выбирает из неЄ самые актуальные €влени€ и вписывает в текст фирменные гэги — тут будут упоминани€ и о «ƒау» ’ржановского, и о трансгендерных форумах в —ети, и о Ѕрекзите, и о “рампе. –азве что пожар в соборе ѕарижской Ѕогоматери в «»скусстве легких касаний» отражен преступно коротко, хот€ текст создавалс€ уже после катастрофы, и само здание Ќотр-ƒама в тексте фигурирует.

≈сли бы самый обсуждаемый российский прозаик на этом остановилс€ — получилс€ бы вполне неплохой «новый ѕелевин», который собрал бы нейтральные или умеренно-положительные отзывы прессы. Ќо наступить своей песне на горло писатель всЄ-таки не смог, и ответил тем, кто критиковал его за женоненавистничество после выхода «“айных видов на гору ‘удзи». —пойлерить не будем, но скажем, что пассажем можно насладитьс€ на 240 – 246 страницах, и он очень, очень неполиткорректный.

¬ этой страстной отповеди автора «крепким зубам освобождЄнной вагины», впрочем, даже есть что-то трогательное, по крайней мере, очень человеческое. ¬от он, ¬иктор ѕелевин, он существут и даже может обижатьс€ на критиков. ј то грешным делом иногда подумаешь, что по другую сторону выход€щих раз в год пелевинских книг, и правда, стоит искусственный интеллект. »ли химера. »ли гаргуль€.

P.S.: Ётот текст нашЄптан мультикультурным хором внутренних голосов различных политических взгл€дов, верований, ориентаций, гендеров и идентичностей, живущих в голове автора. —овпадени€ с жизнью ¬иктора ѕелевина могут оказатьс€ случайными, как и его реплики.

≈лена  узнецова, «‘онтанка.ру»

 

„ем зан€тьс€ 5 Ч 7 июн€: ¬ыпускной с Ћеди √агой, рецидив Ђ“отального диктантаї, Ѕыков и ѕиотровский, экскурси€ по египетской гробнице

ќтпразднуйте окончание школы с американскими звЄздами, узнайте, каким будет брак после коронавируса, выучите запретные слова и подготовьтесь снимать собственное кино.  аким будет уикэнд 5 Ч 7 июн€, решать вам, Ђ‘онтанкаї подсказывает лучшие событи€.

—татьи

>