Календарь >> https://calendar.fontanka.ru/articles/8195

19 мая 2019, 17:28

Категория: афиша плюс

Категория: выставки

Смотровая площадка над Невой и хирургия Первого меда: «Ночь музеев» показала недоступные уголки Петербурга


Фото: Алина Циопа

Удивлять двенадцатый год подряд — задача непростая. Сохранить популярность «Ночи музеев» с 18 на 19 мая помогла идеальная погода и присутствие новичков в программе. Из минусов — все больше интересных мероприятий проводится до 23.00. В результате музейная ночь становится короче. Но насыщенней.

В этом году «Фонтанка» отправилась покорять те пространства, которые обычно посетить нельзя. Речь не только о дебютантах «Ночи музеев», но и о площадках, открывших у себя какие-то укромные закутки, о которых раньше знали только сотрудники.

Главным подарком в этом отношении можно считать Екатерининское собрание. Роскошное здание на канале Грибоедова впервые приняло посетителей при полном параде. Пока полноценно заработал только камерный зал — там каждые полчаса начинали представление, собиравшее аншлаг за аншлагом. В его ожидании гости слушали роговой оркестр, осматривали интерьеры, приглядывались к неотреставрированному пока большому залу, который давали посмотреть с порога, и смотрели балет на парадной лестнице. В общем, «Петербург-Концерт» постарался, задав праздничную атмосферу и достаточно высокую для музейной ночи планку — все-таки профессионалы. Правда, покидать дворец приходилось черными ходами — через коридоры с офисами музыкальных коллективов. Ну да тем интереснее, ведь этот особняк целиком — часть истории нашего города. Насколько важная — гостям рассказывали экскурсоводы.

Екатерининское собрание
Екатерининское собрание

Фото: Ксения Потеева

В эти же минуты, еще далекие от заката, первых посетителей пускал Пушкинский дом. Гостей было так мало, что на входе участие площадки в «Ночи музеев» не было очевидно вовсе. Но те, кто внимательно читали «Фонтанку», уже знали, что идти туда нужно обязательно: Институт русской литературы РАН отважился пригласить посетителей на смотровую площадку. Поначалу пускать туда думали только самых старательных в освоении материала основной экспозиции — но потом решили подарить эту возможность всем желающим. Роскошный вид на Неву и Петропавловскую крепость с непривычного ракурса, из-за спин скульптур на фасаде здания, — действительно хороший подарок и повод для хвастовства в соцсетях. Но и те, кто остались внизу, не прогадали: по музею водили бесплатные экскурсии, из которых можно было узнать, например, что Толстой был неусидчив и не любил позировать, а Лермонтов соорудил маскарадный костюм астролога с реквизитом — книгой, куда для загадочности вписал перевернутые китайские иероглифы. Смотрители рассказывали вечно спешащей публике, что посетить этот музей можно не только во время специальных акций — но и в любой будний день (ознакомиться с графиком можно на сайте музея). По их словам, сейчас об этой площадке незаслуженно забыли, а до Великой Отечественной это был едва ли не единственный литературный музей в городе — вторым был Музей-квартира Пушкина, но и тот основанный на предметах из Пушкинского дома. Меж тем сокровища — на месте и ждут новых зрителей. В эту ночь, например, гостям показали редкие фотографии Александра Блока из архива Любови Менделеевой — в частности, поэт на них предстал в роли Гамлета.



Фото: Алина Циопа

По соседству активизировались и другие площадки РАН — в 2019 году в переулках позади Биржи обосновался целый Научный квартал, ради которого перекрыли автомобильное движение: тут свои представительства открыли Институт высокомолекулярных соединений, Музей почвоведения и Институт геологии и геохронологии докембрия. Не сказать, что площадка пользовалась повышенной популярностью — несмотря на поддержку Эрмитажа и зеленоватую подсветку Биржи: темы — очень сложные, и легко и заманчиво подавать их еще нужно учиться. В лаборатории народ шел охотно, но на улице уже ко времени промежуточного сведения мостов остался только у концертной сцены и у палаток «полевого лагеря геологов», грустно сидевших под гирляндой у неразведенного костра.

Институт химии силикатов показывал в своем фойе медный купорос под микроскопом. «Это похоже на калейдоскоп!» — восхищенно агитировали волонтеры и звали выводить другую формулу — счастья (таковую вывел физик и философ Вильгельм Оствальд, основываясь на разных видах энергий от положительных и отрицательных событий в жизни человека). А в подвале, под арочными сводами, где частично обнажен кирпич старинных стен, дети усердно варили червячков. Червячки были ненастоящие (из шприцев в воду выдавливался некий разноцветный химический состав), но детей восхищали. Публика постарше хотела ужастиков: специально для них за одним из столов замешивали «кровь» из тиоцианата калия и хлорида железа, а потом наносили на руки, чтобы пугать прохожих.

Институт химии силикатов РАН
Институт химии силикатов РАН

Фото: Алина Циопа

Еще больше натуралистичности было в Первом медицинском. Там открыли учебную хирургию, где обычно студенты делают операции на кроликах. Посетителям с улицы оперировать животных не доверили — но зато желающие могли «прооперировать» свиные органы. Или, для слабонервных, искусственные ткани. Можно было и просто постоять в сторонке. «Я забыла все, что вы объясняли!» — перепугано смотрела на настоящего студента-медика девушка, которую нарядили в медицинский халат, выдали хирургический инструмент и пригласили «оперировать». «Я очень хочу сверлить, пожалуйста!» — за другим столом настаивал школьник, стоя возле «отрезанной ноги». Пожалуй, на эту площадку стояли одни из самых длинных очередей в «Ночь музеев». Успели далеко не все желающие, но те, кому удалось, были счастливы. «Даже не знаю, что больше понравилось!» — говорили на выходе.

А вот в Архиве научно-технической документации очередей и вовсе не было — зато была гигантская схема — план развития Ленинграда 1935 года (пять на пять метров!), где обнаружилось несколько так и не построенных мостов через Неву (в том числе на месте до сих пор обсуждаемого Орловского тоннеля). А еще — оригинал письма 1936 года Святослава Рериха профессору Вавилову на бланке Гималайского института о пожертвовании в советские НИИ семян «как вклад в культурное строительство нашей Родины» и много-много других удивительных документов.

«Мы всех приглашаем в архив днем, и не только для того, чтобы получить ответы, но и для того, чтобы сформулировать вопросы», — говорит замдиректора учреждения Любовь Чурина.

Точно так же и сама «Ночь музеев» помогала поставить вопросы — рассказав о том, какие площадки в городе есть, и чем они располагают. «Оказывается, Ночь музеев — очень интересная вещь, если не спешить», — оставляли поутру отзывы в соцсетях те, кто отправился рано спать. «Солнышко уже выспалось, а я еще нет», — хвастались на рассвете другие.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»