Календарь >> https://calendar.fontanka.ru/articles/8170

14 мая 2019, 14:22

Категория: афиша плюс

Comic Con в Петербурге: почему рынок супергеройских фестивалей не будет расти


Фото: Анатолий Жданов/Коммерсантъ

В Петербурге с 17 по 19 мая впервые пройдет фестиваль Comic Con Russia — это первое мероприятие, которое организует в нашем городе московская компания «КРИ». Горожанам обещаны масштабное дефиле косплееров, презентация новых кинопроектов и встреча со звездой «Игры престолов» Иваном Реоном. Взрослеет ли аудитория таких мероприятий и остается ли в Петербурге пространство для развития супергеройских конвентов, «Фонтанке» рассказал директор по развитию и совладелец «КРИ» Александр Федоров.

Александр Федоров//скриншот/ИгроМир/YouTube
Александр Федоров//скриншот/ИгроМир/YouTube

«КРИ» уже пять лет проводит в столице фестиваль массовой культуры Comic Con Russia и фестиваль компьютерных игр «Игромир».

— Как Comic Con Russia соотносится с культовым фестивалем Comic Con в Сан-Диего?

— Мы являемся правообладателями торговой марки Comic Con в России, но юридически никак не связаны с фестивалями в США. Конечно, сравнивать любое локальное мероприятие не только в России, но и в Америке с Comic Con в Сан-Диего было бы слишком самонадеянно. Но и в США проходят ежегодно десятки Комик-Конов, иногда по два, принадлежащих разным компаниям, в одном городе. Comic Con в Сан-Диего существует с 1970 года, и это не коммерческая организация, они не ставят основной целью получение прибыли. Это центральное гик-мероприятие в мире, даже просто приблизиться к нему по уровню очень сложно.

— Будет ли отличаться петербургский Comic Con от московского?

— Принципиальных отличий не будет, мы сделаем его по тем же стандартам и формату, что и в Москве. Но в Петербурге очень конкурентная среда, таких фестивалей довольно много, мне кажется, даже больше, чем в столице.

— В чем отличия петербургского рынка фестивалей?

— Отличий два. Первое — это объем. В Москве население вместе с областью составляет около 20 миллионов. А Петербурге — раза в три меньше. Москва — самый богатый регион в стране, и люди там более мобильны. Для них не проблема из дальнего конца Московской области приехать на мероприятие. И довольно много москвичей собираются приехать на Comic Con в Петербург. Мы на такой объем и не рассчитывали, но нас это радует. Петербург по своим традициям, мироощущению и способам потреблять культуру и самовыражаться через культуру отличается от Москвы. Столица более эклектична и космополитична. А Петербург имеет определенный упор на андеграундную культуру. Москва в этом отношении более «попсовый» город. Это отражается даже на выборе героев для косплея. Мы стараемся больше взаимодействовать с большими студиями кино и прокатными компаниями, то есть с мейнстримом. А в Петербурге больше развита культура фанатских стендов, которые делают не большие компании, а поклонники вселенных.

— Можно ли говорить об объеме рынка фестивалей?

— Это очень сложный вопрос — можно ошибиться на пару порядков. Суммы можно будет оценить после того, как мы проведем петербургское мероприятие и все подсчитаем. Но, если в Москве мероприятие, совмещенное с «Игромиром», собирает порядка 160 тысяч человек, то в Петербурге по нашим оценкам очень хорошим показателем было бы 20-30 тысяч за три дня. Мы понимаем, что с первого раза это не получится. Кроме того, как я уже говорил, высока конкуренция. Например, летом проходит VK FEST, который буквально убивает все мероприятия вокруг себя — то есть, перетягивает к себе всех крупных участников. В Москве такого нет.

— Будет ли расти рынок, или все свободные места уже заняты?

— Я не думаю, что рынок будет увеличиваться. Скорее, станет развиваться конкуренция между теми мероприятиями, которые уже есть. Ниша занята практически полностью.

— Сталкиваются ли организаторы конвентов с избыточным регулированием со стороны контролирующих организаций?

— Если вы проводите культмассовое мероприятие в выставочном комплексе, проблем не возникает: заранее известно, что должно быть сделано, чтобы ни у полиции, ни у МЧС не было претензий. Да, у участников бывают элементы костюмов, которые могут напоминать холодное или огнестрельное оружие. Любой реквизит проверяется на входе. У лука не должно быть натянутой тетивы, пейнтбольный автомат должен быть приведен в нерабочее состояние.

— Фестивали массовой культуры проводятся довольно давно. Становится ли аудитория старше?

— Разброс аудитории по возрасту — от 15 до 25 лет. Бывают люди и постарше, но основное ядро — это старшие школьники, студенты и молодые специалисты. Когда появились первые компьютерные игры и аниме-сериалы, на людей, которые всем этим интересовались, смотрели несколько косо. А теперь выросло целое поколение, для которого игры, сериалы и комиксы перестали быть андеграундной культурой. Например, сейчас идет финальный сезон «Игры престолов». И практически все компании так или иначе пытаются на этом сделать себе рекламу или пиар. Лет 15-20 назад было немыслимо, чтобы какой-то сериал имел такое влияние.

— Кстати, последняя серия «Игры престолов» совпадает с датой мероприятия. Это как-то будет обыгрываться, кроме того, что Иван Реон, исполнивший роль Рамси Болтона, стал приглашенной звездой?

— Пусть это будет сюрпризом. Но мы тоже поддались всеобщему тренду.

— Кто еще будет из интересных гостей?

— Стефан Капичич, исполнитель роли Колосса в фильме «Дедпул-2». Еще мы решили снова пригласить Брайана Декарта и Амелии Роуз Блэр, которые сыграли роли главных героев в игре «Detroit: Стать человеком». Они были у нас в прошлом году в Москве и вызвали безумный ажиотаж. Кроме того, у нас будет целая линейка довольно известных комиксистов. Приедет автор суперпопулярных веб-комиксов Living with HipsterGirl & GamerGirl («Жизнь с хипстершей и геймершей») Джон Гуэрра из Колумбии, надеюсь, нашим посетителям будет интересно пообщаться с ним.

— Косплей — самая заметная часть таких фестивалей. Костюмы становятся все более сложными и профессиональными. Фестивали повлияли на развитие рынка крафтовых мастерских?

— Мы как организаторы не очень сильно погружены в специфику косплеерского сообщества. Но на наш взгляд, в последние два-три года косплей развился очень сильно и все больше входит в моду. На мероприятие могут прийти люди, которые просто купили себе готовый или сделанный на заказ элемент костюма. Косплееров, которые занимаются этим профессионально, на всю страну может быть всего несколько тысяч. И их костюмы могут строиться годами, с модификациями. И мастерских, которые могут изготавливать элементы костюмов, не много. Индустрией это не назовешь.

— Будет ли на Comic Con конкурс косплея с призовым фондом?

— Нет, будет только аккредитация косплееров. Мы в Москве конкурс косплея провели только на пятый год проведения фестиваля, потому что эта работа требует отдельной серьезной организации. И методика оценки костюмов, и даже определение номинаций вызывает много споров в сообществе. Мы за то, чтобы дефиле косплееров было не состязанием, а возможностью показать себя без нервотрепки. Все, кто просто придет в костюме без предварительной аккредитации, смогут продемонстрировать его на гостевом дефиле. Косплей делают, чтобы продемонстрировать его, и такая возможность у всех желающих будет.

Беседовала Венера Галеева, «Фонтанка.ру»