Календарь >> http://calendar.fontanka.ru/articles/7739

11 февраля 2019, 16:37

Категория: выставки

Русский музей отправляет Репина по пути Куинджи. Ради поездки в Москву Госсовет дважды «низвергнут» и накатают на вал


Фото: Михаил Огнев

Русский музей вновь посылает в Третьяковскую галерею картину из своего собрания — но эту уже незаметно не умыкнешь. Речь об одном из самых больших полотен в постоянной экспозиции ГРМ — картине Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета...». Размеры — 4 на 8 метров.

Утром 11 февраля гигантское полотно, занимающее всю стену зала № 54, торжественно наклонилось вперед и, закрепленное на канатах, легло изображением вниз. К ногам многочисленных фотографов полетели клоки пыли с большой золоченой рамы. Впрочем, рама как раз никуда не едет: по итогам консультаций с реставраторами в музее решили, что ее нельзя собирать и разбирать. Скорее всего, ее оставят на стене и замаскируют, чтобы на этом месте выставлять другие картины. Среди претендентов называется «Христос и грешница» Василия Поленова (ее размеры — 325 на 611 сантиметров). Но это пока не точно.

Процедура «низвержения» Госсовета заняла полчаса. После чего взору изумленной публики открылась дверь, находившаяся позади картины и частично заложенная. «Куда она ведет?» — поинтересовалась «Фонтанка» у сотрудницы поста охраны. «Понятия не имею», — развела та руками. Не дали однозначного ответа и другие сотрудники музея: среди предположений звучала одна из галерей. В пресс-службе сообщили, что картину не снимали со стены с 2002 года.

«Торжественное заседание Государственного совета» отправляется в Третьяковкую галерею на межмузейную юбилейную выставку Ильи Репина, которая откроется в марте. Всего из Русского музея в Москву поедут 54 живописных и 24 графических произведения. Из знаменитых — «Бурлаки на Волге», «Садко», «17 октября 1905 года», «Какой простор!», «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». Генеральный спонсор проекта — банк ВТБ. Из столицы, где выставка пробудет до августа, она, заметно видоизменившись, переедет в Петербург. У нас предсказуемые «очереди на Репина» выстроятся в октябре.

 

«Решение передать «Госсовет» в Третьяковскую галерею, конечно, нам далось непросто, — признала замдиректора по науке Русского музея Евгения Петрова. — Потому что, сами понимаете, это одна из центральных работ Репина в экспозиции, вместе с этюдами к ней она занимает целый зал. Для нас это значит на несколько месяцев изъять и чем-то заменить произведение — так, чтобы экспозиция нормально функционировала и зрители могли пройти из этой части здания в корпус Бенуа. Мы долго думали, потом долго совещались с реставраторам».

По словам Петровой, картину нужно «снять, накатать на вал, транспортировать в Третьяковскую галерею, раскатать ее с вала, экспонировать, а затем опять накатать на вал, привезти в Русский музей, скатать с вала и поместить на стене».



Фото: Михаил Огнев/"Фонтанка.ру"

В музее говорят, что шедевр в результате всех этих процедур опасности не подвергается — залогом тому замдиректора назвала высокий профессионализм реставраторов, которые заняты в передвижении Репина. Люди в белых халатах во время пресс-демонтажа картины 11 февраля, действительно, уже стояли наготове. Как накатывают картину на вал, журналистам не показали. В музее пока не сообщают и точную дату этой операции, предположив, однако, что она займет целый день.

«Помещение вещей большого размера на вал — это обычная практика», — поспешил заверить журналистов Владимир Гусев.

В Русском музее ненавязчиво упомянули, что договор об участии в этой выставке заключали задолго до нашумевшей истории с Куинджи. И в нынешнем проекте участвуют не столько ради сотрудничества двух музеев — сколько «ради Репина».

«Мы все-таки пошли на этот шаг, потому что для зрителей и гостей Москвы чрезвычайно важно увидеть эту картину в составе выставки Ильи Репина», — объяснила Евгения Петрова. Она уточнила, что после возвращения из Москвы «Госсовет» будет водружен на свое традиционное место — в корпус Бенуа — и на выставку его не понесут.

Справка:

Картина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» представляет собой коллективный портрет с 81 фигурой. Она была написана в 1903 году для Мариинского дворца, где и проходили заседания. В 1917 году полотно передали в Музей революции, а в 1938 году — в Русский музей.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Читайте также:

Случай «вопиющий», но «не из ряда вон»: Что кража Куинджи рассказала о безопасности в российских музеях