Календарь >> https://calendar.fontanka.ru/articles/6593

19 мая 2018, 20:41

Категория: кино

Как петербургский «Календарь» победил в Каннах


Фото: festival-cannes.com

Короткометражка «Календарь» режиссёра Игоря Поплаухина взяла второй приз в конкурсе Cinefondation Каннского кинофестиваля-2018. Это программа, в которой ежегодно показывают лучшие работы студентов киношкол. 28-минутная лента держит зрителя в напряжении. Средних лет женщина раз в несколько месяцев куда-то отправляется, меняя виды транспорта и скрываясь от близких. Куда она едет, вплоть до финальных сцен остаётся неизвестным.

Москвич Поплаухин снимал картину в Петербурге, и финансирование нашёл здесь же. «Фонтанка» побеседовала с одним из продюсеров «Календаря», кинокритиком и совладельцем книжного магазина «Порядок слов» Константином Шавловским — о том, как создавать независимое кино. А сам режиссёр раскрыл в комментарии из Канн, какие петербургские пейзажи можно увидеть в картине.

— Как получилось, что «Порядок слов» занялся продюсированием «Календаря»?

— У нас была договорённость с одним режиссёром, что мы будем продюсировать его фильм. Но он в последний момент отказался от проекта. К тому времени уже была оформлена предварительная заявка на грант, где фигурировало название ленты, компания, сроки производства. Я стал срочно искать фильм и режиссера, которые смогли бы вписаться в такую странную траекторию. Получилось, как в картине Ларса фон Триера «Пять препятствий», где режиссёр Йорген Лет, учитель Триера, пять раз снимает одну и ту же историю, а Триер с каждым разом ставит ему всё больше ограничений. В поисках проекта я позвонил своему товарищу, руководителю Московской школы нового кино Дмитрию Мамулия, и он мне порекомендовал Игоря.

— Игорь был единственным претендентом?

— Их было несколько, но самый проработанный сценарий был у Игоря. Ситуация осложнялась тем, что дело было летом 2017 года, а картину нужно было завершить до начала 2018-го, причём вести съёмки требовалось в Петербурге. Режиссёру нужно было приехать, быстро выбрать всю натуру и объекты. Игорь не только согласился на эту авантюру, но и сделал так, что из-за авральных сроков не пострадало качество фильма, что говорит о большом профессионализме – его и всей команды.

— Грант получили?

— Фильм снят при финансовой поддержке комитета по культуре Петербурга, за что мы бесконечно благодарны. Мне кажется, городские власти тоже должны быть довольны. Между прочим, это второй год подряд, когда бюджет Петербурга поддерживает фильмы, получающие каннские призы. В 2017 году фильм «Теснота» Кантемира Балагова, снятый фондом Александра Сокурова, получил премию ФИПРЕССИ в конкурсе «Особый взгляд».

— Кто номинировал «Календарь» на Каннский фестиваль?

— На конкурс Cinefondation фильмы отправляют киношколы. В 2018 году туда поступило более двух тысяч заявок. Московская школа нового кино отправила «Календарь». Комиссия Cinefondation отобрала этот фильм в числе 17-ти финалистов.

— Как думаешь, почему жюри так высоко оценило именно эту ленту?

— Эта история рассказана современным, сложным языком. Фильм держит в напряжении от начала и до конца — зритель не понимает, что происходит. Говоря проще, смотреть «Календарь» интересно: есть некая завязка, и ты ждёшь, как она разрешится. Помимо режиссуры, у фильма очень интересный сценарий, замечательная актерская игра и очень сильная операторская работа – Евгений Родин тонко чувствует изображение, и здесь можно смело говорить о соавторстве режиссера с оператором.

Calendar trailer from Igor Poplauhin on Vimeo.

— Как и когда можно будет увидеть «Календарь»?

— Следующая остановка ленты — конкурс короткого метра «Кинотавра». Что касается дальнейшей судьбы, то после Канн фильм, наверняка, поучаствует в десятках фестивалей короткометражного кино по всему миру. Надеюсь, что петербургскую премьеру мы сделаем в «Порядке слов». Когда, обсудим с Игорем.

— Может ли эта короткометражка выйти в прокат?

— Короткометражки почти никогда в прокат не выходят — как правило, они показываются на фестивалях или в сборниках. Пару лет назад наблюдался всплеск интереса к короткометражному кино. Несколько компаний выпускали сборники на разные темы или собирали вместе работы победителей кинофестивалей. Сейчас эта мода проходит. Что касается возможности посмотреть кино — я уверен, впоследствии мы договоримся с каким-либо онлайн-кинотеатром, который его выложит.

— Для меня во всей этой истории новостью было, что книжный магазин занялся кинопроизводством.

— Раньше моя продюсерская деятельность была связана с журналом «Сеанс», где я работал редакционным директором. Но я ушёл оттуда полтора года назад. Поэтому проекты естественным образом переместились в «Порядок слов».

— Какие ещё у вас фильмы в работе?

— Мы завершили «Календарь», а в 2018 году принципиально не брали на себя дополнительных обязательств. Сейчас участвуем в подготовке трех больших событий — фестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского (проводится в Ивановской области — Прим. Ред.), международный книжный фестиваль на Новой Голландии и секцию «Кино» на Санкт-Петербургском культурном форуме. Так как команда маленькая, пока мы концентрируемся только на этом. Кинопроизводство, в любом случае, не будет нашей основной деятельностью. Но с Игорем я бы поработал над полнометражным фильмом – если он этого захочет.

 

Игорь Поплаухин, режиссёр «Календаря», рассказал «Фонтанке» о петербургской истории фильма:

— Мы с моим другом и оператором Евгением Родиным впервые приехали в Петербург в октябре 2017 года — на двухнедельную разведку. Это был совершенно незнакомый город, где нужно было найти места для съемок, собрать целиком актёрский кастинг, а у нас не было даже главной героини.



Фото: личный архив Игоря Поплаухина

Мы стали ездить по городу и его окрестностям, искать интерьеры и места для натурных съемок. Кастинги Константин Шавловский разрешил проводить в лекционном зале «Порядок слов», за что ему спасибо большое. К нам живым потоком приходили люди. Исполнительница главной роли, театральная актриса Ирина Саликова, далеко не сразу появилась на горизонте. Наш кастинг-директор Елена Индрулинас предложила её на эпизодическую роль. Но, когда я увидел фотографию Ирины, стало понятно, что она может быть главной героиней.

Город Петербург – очень дружелюбный. Мы с самого начала встретили всеобщую поддержку – люди помогали попасть в места, куда сложно попасть; парень по имени Артур бесплатно возил нас на машине по пригородам. Быстро удалось найти бесплатное жилье – жили по впискам у друзей и друзей друзей.

Весь съемочный процесс занял 14 дней, если я не ошибаюсь. Снимали в ноябре. Открыточных видов Петербурга вы в фильме не увидите. Но нам очень понравилось Приморское направление. Природа под Питером в сторону озера Вуокса – очень красивая, карельская. Ещё снимали странный глиняный карьер, который ближе к Приозерску. Снимали около трассы рядом с городом, в петербургской квартире и на киностудии «Леннаучфильм». Потом был ещё один сложный досъем в декабре – с самолёта.

За оставшийся до конца года месяц я фильм смонтировал. Мы покрасили его в студии цветокоррекции и сделали саунд-дизайн, но это делали уже в Москве. Мы никогда раньше не работали с Женей Родиным так быстро, что всего за 2,5 – 3 месяца целиком сделать фильм.

Елена Кузнецова, специально для «Фонтанки.ру»