15 декабря 2017, 12:04
Категория: афиша плюс
Якутия превратилась в самый «киношный» российский регион. Каждый год на экраны выходит с десяток национальных фильмов, а режиссеры представляют киноленты на международных фестивалях. Мы поговорили с режиссером Татьяной Эверстовой, чья дебютная лента «Его дочь» стала одним из самых титулованных якутских фильмов и взяла гран-при выборгского кинофестиваля. 9 декабря «Его дочь» показали в «Ленфильме» в рамках Дней Якутии.
- Почему вы снимаете на якутском языке?
– Вы, наверное, видели, что «Его дочь» – это не просто фильм о якутском быте. В нем много культурных, духовных подтекстов, которые на другом языке не объяснить. Потом музыка нашего языка совсем другая – слова длиннее, другое интонирование. Якутский убаюкивает, вводит в какое-то иное пространство. Да и странно, когда ребенок с якутским лицом говорит по-русски.
В этом году фильм дублировали, как раз в Петербурге, для телеканала «Культура». Мне не очень понравилось: голосом и маленькой девочки, и бабушки говорит одна и та же взрослая женщина. Меня это не тронуло. Мне кажется, для полного восприятия фильма, для погружения надо его смотреть на исходном языке. Через месяц я планирую закончить второй фильм, он будет тоже на якутском.
- О чем будет ваш второй фильм?
– Это продолжение первой истории. Маленькая девочка вырастет, ей будет уже 17, это 1982-й год. Совсем другие проблемы, другая любовь. Второе кино будет не таким поэтичным, созерцательным, будет более динамичным. Со следующего года буду отправлять его по фестивалям. Если не возьмут, выйду в прокат в Якутии.
- Одна из ключевых фраз фильма: «Иди только по той дороге, которую проложили наши предки». Что для вас значит эта фраза?
– Мой дедушка так и говорил. Эта лента документальная, автобиографичная. Я выбрала ключевые моменты из своего детства и объединила их, как будто это произошло в одно лето. Смысл фразы в том, что человек должен держаться духовного пути предков. Я вижу свой горизонт, за которым меня ждут дедушка, бабушка, мои остальные предки. Горизонт- это накопитель душ, соединяясь с ними, я для всех здесь окажусь в прошлом. Это мое будущее. И я каждый день иду к нему твердым шагом, осознавая, как хорошо жить и делать то, что я могу, здесь и сейчас. Речь в этой фразе именно о духовном пути. Некоторые считают их будущее – материальные вещи, современное образование, технологии, «Айфоны». Это не путь, это современность, в которой находишься. Завтра современность изменится и будут другие материальные вещи, другое образование, но стремление к этим инновациям это не путь.
- Критики говорят о буме якутского кино, о «сахавуде». Расскажите, что происходит в Якутии? Как вам удается снимать десятки фильмов с такими маленькими бюджетами?
В советское время в Якутии не было своего кино, про нас снимали как бы со стороны. Тем, которым тогда хотели снять фильм, денег не выделяли. Есть первые попытки- короткометражные фильмы. Только когда появилась республика – начали закупать технику, чтобы делать первые якутские фильмы, отправлять ребят в Петербург учиться на операторов. У нас много операторов, которые закончили Петербургский институт кино и телевидения. Начинали с короткого метра. Потом научились снимать, отпочковались от государства, стали вкладываться частные люди, кинотеатры. Сейчас у нас есть специалисты, но с финансированием по-прежнему тяжело. Поскольку ребята романтики, готовы бесплатно работать, часто операторы, режиссеры в складчину снимают фильмы. А потом заработанные на прокате деньги делят между собой. Самый кассовый якутский фильм «Кэрэл» заработал где-то 10 миллионов рублей, а вложили от силы может быть миллион. Но если бы зрители не смотрели эти фильмы, никакого бума бы не было.
Возможно, бум связан с тем, что у нас есть эпос Олонхо. Всю зиму поющие сказители ходили от семьи к семье, их кормили, принимали как лучших гостей. Наверное, поэтому у нас развито умение визуализации. Если бы у всех было много денег, не было бы человека, который не хотел бы снять свой фильм.
И еще помогла цифровая революция. Появились много разных цифровых камер, что позволило удешевить процесс.
В рамках проекта "Дни Якутии в Петербурге".