Календарь >> https://calendar.fontanka.ru/articles/4681

15 декабря 2016, 14:17

Категория: кино

Звездные войны над головой: «Изгой-один» - в прокате


Фото: кадр из фильма

На экраны вышел «Изгой-один», давно обещанный спин-офф «Звездных войн». На редкость удачное ответвление великой космической саги и, хочется верить, не последнее.

Сама по себе затея придумать «новые «Звездные войны» достойна камикадзе. Требования слишком высоки. Кредит зрительского доверия к сиквелам, приквелам, римейкам и спин-оффам всегда низок. Так что на фильм априори должны посыпаться все шишки. Зануды сразу начинают заваливать вопросами: зачем переснимать? С чего вдруг решили придумывать предысторию? А не эксплуатируете ли часом сюжет? Свой придумать не умеете, так за чужой хватаетесь? Преодолеть этот зрительский скепсис можно, наверное, только одним способом: снять ну очень хороший фильм. «Изгой» – ровно тот случай. 

 Гарет Эдвардс сохранил в «Изгое» все самые удачные элементы оригинальных «Войн» – глубокомысленность, отсылки к политической повестке дня, отлично прописанный второй план с уймой колоритных эпизодических персонажей. И при этом подошел к материалу очень по-своему. Сюжет «Изгоя» разворачивается действительно по соседству со «Звездными войнами», отчасти составлен из тех же событий, что «Новая надежда». Империя захватила Галактику и держит ее в страхе. Повстанцы пытаются ей противостоять и не допустить распространения новейшего оружия. Для этого они отправляют на поиски разработчика имперской супербомбы его дочь, Джин Эрсо (Фелисити Джонс). Она должна найти отца и узнать, как это смертельное оружие обезвредить.

Фигура режиссера Гарета Эдвардса сразу была залогом того, что «Изгой» не будет просто милым дополнением к оригинальной саге. Эдвардс уже зарекомендовал себя как автор самобытный – «Монстрами» и, особенно, американской версией «Годзиллы». Ему свойственны одновременно ирония, изобретательность и умение сводить все элементы фильма в очень многогранное и при этом единое целое. Так и вышло: «Изгой» действительно прописан до мельчайших нюансов, ловко и умело скроен. 

 Проработанность деталей — это главное, что в «Изгое» впечатляет. От оригинальных «Войн» нет почти ничего — только Дарт Вейдер, и тот появляется на экране от силы пару раз. Зато играет его тот же Джеймс Эрл Джонс, что и всегда. Вообще, по части актерских работ «Изгой» выделяется в том числе и на фоне прочих «Войн». Тут очень сильные роли второго плана: партизан-фанатик Со Геррера даже по меркам Фореста Уитакера сыгран мощно, выразительно, жутко. Датчанин Мадс Миккельсен в роли ученого Галена Эрсо ничуть не менее основательный, чем в своих совместных работах с Винтербергом, Уинтерботтомом и другими большими авторами. Но еще выигрышнее на экране смотрятся персонажи первого ряда. Британская актриса Фелисити Джонс держит планку — играет ни разу не по-блокбастерному. Комик и рэпер Риз Ахмет дебютирует в серьезной роли пилота-невротика и доказывает, что как актер способен на очень и очень многое.

Конечно, срабатывает и первоклассный, очень неординарный сценарий Криса Вайца и Тони Гилроя. Тут тоже множество оттенков и тонкостей: неожиданно раскрываются новые мотивировки событий и поступков героев, характеры, разносторонние и яркие. По сути, в фильме нет ни одного простецкого, намалеванного одной краской персонажа.

В общем, Гарет Эдвардс дал полноценный ответ на вопрос, зачем снимать новые «Звездные войны». Чтобы снять очень хороший фильм. Со сложносочиненным, мастерски разработанным сюжетом, хитро придуманными героями, отлично решенный визуально. Вопрос «зачем», таким образом, отпал сам собой. Теперь всех наверняка будет интересовать, когда же ждать продолжения.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»