31 декабря 2015, 15:07
Категория: афиша плюс
К торжественной дате Центр современного искусства имени Сергея Курёхина подошёл с размахом. Празднование, начавшееся в восемь вечера, длилось более четырёх с половиной часов. И те, кто остался до конца, получили, что называется, «три в одном»: увидели уникальные экспонаты выставки «По следам Поп-Механики 2», побывали на концерте-перфомансе, которым руководил темпераментный Алексей Айги, а после – повеселились с группами «НОМ» и «Странные Игры».
Особое значение встрече придавал тот факт, что это было последнее крупное событие в стенах центра. Через месяц он закрывается на масштабную реконструкцию, чтобы через два года возродиться в новом, усовершенствованном виде. Будет здесь и большая трансформирующаяся концертная площадка, и Музей современного искусства с панорамными экранами, и медиатека, и телевизионная студия. Осталось дождаться.
Будущее музея: от инсталляции-гиперссылки до подарка Энди Уорхола
До реконструкции вы ещё успеваете увидеть то, что представили на суд прогрессивной общественности кураторы выставки «По следам Поп-Механики 2». А это, между прочим, более 70 арт-объектов. Многие из них переданы Фонду Курёхина известными художниками в дар.
- Эта экспозиция – пилотный проект будущего Музея современного искусства, – объясняет один из кураторов выставки, известный специалист по современному искусству Олеся Туркина. – В коллекцию вошли работы не только российских художников, но и произведения Энди Уорхола и Ребекки Хорн, подаренные Курёхину, а также редкие архивные материалы, афиши, фотографии, пластинки.
Энди Уорхола пока лицезреть нельзя – по техническим причинам. А вот книгу с автографом знаменитой немецкой художницы и режиссера Ребекки Хорн и коробочку, которая мелькает в сценах её фильма «Спальня Бастера» – пожалуйста.
Посетители выставки бурно обсуждают увиденное. Вечный спор тех, кто и сам так может, и тех, кто считает современное искусство бредом.
– Так, а это вот что такое? – спрашивает один седовласый старец у другого.
– Ты правда… про утюгон не знаешь? – недоумевает второй. – Это же такой знаменитый музыкальный инструмент!
И тут же незамедлительно демонстрирует его возможности: отводит один из подвешенных утюгов в сторону и с азартом отпускает. Утюги бухаются друг о друга, и старцы уходят просиявшими.
Краткое пояснение для тех, кто тоже не в курсе про утюгон. Сергей Курехин утверждал, что это – первый русский синтезатор, собранный самим Маяковским. Но на самом деле авторство этого арт-объекта принадлежит Тимуру Новикову, создателю группы «Новые художники» и участнику «Популярной механики». Утюгон представляет собой стол, с которого на специальных струнах свисают утюги. «Достаточно было один раз толкнуть это сооружение, чтобы оно в течение получаса издавало очень странные звуки, которые можно усиливать через электронное оборудование...», – пояснял Тимур Новиков. В настоящее время утюгон входит в коллекцию экспонатов современного искусства Русского музея.
Интерактивных экспонатов на выставке немного, но спрос на них есть. Возле «Большого Колеса Времени» (Сергея Катрана) – ежеминутная смена караула: кто-нибудь из публики постоянно стремится раскрутить трёхметровую махину, в которую вмонтированы шестнадцать песочных часов. А вот в проекте Егора Крафта «The link» интерактивность и вовсе уходит в интернет. Оказавшись напротив светящейся неоновой гиперссылки-инсталляции, человек попадает в поле зрения веб-камеры, которая отправляет его видео на специальный сайт.
Представлены на выставке и работы оригинальных Кутюрье. Чего стоят одни только костюмы Сергея Чернова, которые «скроены» из шлангов и кружев, пластмассовых деталей и ламп! А у художника Alison – своё видение моды: сотни метров кассетной плёнки обрели вторую жизнь в виде роскошных нарядов с пышными воротниками и затейливыми рукавчиками. Хоть сейчас на подиум! Что может произойти, если художник и модель не нашли общего языка, наглядно демонстрирует картина «Нехотелапозировать» Сергея Бугаева Африки: чёрные нити застывшей краски формируют образ капризной незнакомки.
- Есть здесь экспонаты и из нашего семейного архива, – рассказывает Анастасия Курёхина, директор центра. – Вот, например, картина Юрия Ивановича Дышленко, которую он нам подарил на свадьбу. Вообще, удивительно, насколько быстро, практически не думая, художники подарили нам картины для выставки. Ещё и других подключили, пошла цепная реакция. И это – только начало.
Поющие балки и пляшущие буквы
После променада по выставке публика направилась в концертный зал. Вы только вслушайтесь: Алексей Айги и его ансамбль 4'33, Эстрадно-симфонический оркестр Ленинградского радио, Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков, Сергей Летов, Алексей Круглов, Екатерина Кичигина – уже звучит как песня. В этот день все эти прекрасный люди ожидаемо исполняли мелодии Сергея Курёхина: «Донна Анна», «Мистики», «Последняя пьеса», «Тибетское танго» и многие другие. Никто изначально не верил, что это будет просто концерт, и правильно делал. Это был спектакль из нот, света, медиа и… деревянных конструкций. Со сцены в зрительный зал спускались геометрически сколоченные балки, которые становились декорациями для своеобразного 3D-мэппинга. С одной подсветкой казалось, что они – энергия, которая вместе с музыкой проносит слушателя сквозь вселенную и сквозь время. С другой – они напоминали шлагбаумы и ограничительные линии, а оркестр словно стремится вырваться за их рамки. Конструкция «играла» вместе с музыкантами: то пульсировала жёстким светом, следуя ритму, то растворялась градиентом в самые нежные моменты. Параллельно на трёх стенах транслировали цитаты Сергея Курёхина – эпатажные, философские, глубокомысленные, ироничные. Они складывались из пляшущих букв, разрозненных слов и обрывков фраз. И казалось, вот он и есть, процесс творчества, и вот он, Сергей, – здесь, рядом: «Искусство – это то, что описать нельзя. Это умение играть на инструменте плюс что-то», «Меня всегда удивляло, что нот семь, а пальцев пять», «Всё время хочется невозможного…». И невозможное случилось: он оказался среди нас, над нами: в прошлом (в архивных видеокадрах) и в будущем (в изображениях проекта реконструкции Центра). Это выглядело очень красиво и очень многообещающе.
«Хрю-хрю» и «Раз-раз»
А дальше произошло непоправимое. Анонсировали выступление групп «НОМ» и «Странные Игры» и объявили перерыв. В этот самый момент большая часть слушателей и ушла. Их можно понять: после такого концерта «продолжение банкета» казалось странным. Но всё-таки возможным. Потому что «НОМ» и «Странные Игры» задали совсем другое настроение.
Картинка, которую представил «НОМ», конечно же, была хулиганской. Человек с бородой и в чалме, с автоматом в руках начал своё выступление с приветственного: «Хрю-хрю!», продолжил эпичной композицией «Гнидой не будь!», призывающей к разумному, доброму и вечному, а завершил словами, которые… в общем, лучше без них.
Настройка звука «Странных Игр» с классическим: «Раз-раз!» через несколько минут перешла в песню: «Раз, два, хо-хо». Когда такой текст исполнял брутальный бородач в футболке с Фантомасом, становилось понятно: жизнь удалась, несмотря ни на что. И люди, плясавшие по обе стороны зала, эту мысль как-то укрепляли.
Светлана Жохова, «Фонтанка.ру»