Вячеслав Бутусов: «Примеряю монашеский облик»

28 ноября 2015, 19:11
Версия для печати Версия для печати

В начале года Вячеслав Бутусов и группа «Ю-Питер» выпустила свой новый альбом «Гудгора», презентация которого состоится 3 декабря на сцене БКЗ «Октябрьский». В интервью «Фонтанке» Бутусов рассказал о новой программе, о том, почему пока нет мюзикла по песням группы Nautilus Pompilius и о том, почему не реализовалась его идея «гимназических классов».

Большое откровение

- Вячеслав Геннадьевич, для «Ю-Питера» это уже пятый альбом. Банальный вопрос, но есть ли в нем что-то примечательное лично для вас?

- В нём очень много личного, практически ничего общественного. Этот альбом – большое откровение. Послание тем, кого я не знаю, и возможно никогда не увижу. Письмо в бутылке, брошенное в волны житейского моря.

- Многие задаются вопросом, зачем сейчас выпускать альбомы. Можно запросто записывать песни и выпускать по одному синглу раз в два-три месяца – тем самым, постоянно будешь на слуху у публики…

- Я привык мыслить масштабно. Мне не свойственен прагматический подход, и я не просчитываю слова и мелодии, я их просто фиксирую, вылавливая в эфире. А что с ними будет дальше – показывает время. Так было всегда.

- Расскажите о программе концерта, который состоится 3 декабря на сцене БКЗ «Октябрьский». Что нам ждать?

- Будет новый сказочный видеоряд, будет замечательное струнное трио, будет необычное событие – общение душ, которое творится в атмосфере концерта. Мы этого чаще всего не замечаем, но ощущаем, так или иначе.

- Последние несколько лет вы выступили не только с концертами, но и творческими вечерами. Что подвигло вас, известного «молчуна», к активному и непосредственному общению с публикой?

- Это своеобразная разновидность трудотерапии – новый этап самосовершенствования. Для меня это особый труд, а труд облагораживает. Кроме того, эта форма предполагает камерную атмосферу, без барабанного боя. Возможно, это веяние нашего шумного времени. В творческом вечере всё выглядит менее чопорно, менее условно, более открыто. Соответственно, более душевно. А душевность – это главное свойство живой музыки. Музыка жива, пока в ней присутствует хотя бы частичка души.

Тайна бутусовской бороды

- Несколько лет назад на концерте в честь юбилея Виктора Цоя в Петербурге вы появились с бородой. Сейчас вы снова без бороды. Это была дань моде?

- Отращивание бороды – это какая-то периодическая потребность с институтских времён. Примеряю монашеский облик, но надолго меня не хватает. Жду, когда будет достаточно седых волос.

- На своих концертах вы нередко исполняете песни Виктора Цоя. Скажите, а доводилось ли вам общаться с сыном Цоя? Как вы оцениваете его упорное нежелание показываться на людях?

- Да, мы с Александром виделись несколько раз, нас познакомил Георгий Каспарян (гитарист группы «Кино», а ныне – группы «Ю-Питер). Но у нас не было разговоров ни о Викторе, ни о музыке «Кино». Я лично прекрасно понимаю желание Александра оградиться от праздно любопытствующих.

- Как бы вы отнеслись к идее создания мюзикла, рок-оперы, музыкального фильма по мотивам песен «Наутилуса»?

- Были такие идеи, исходившие от театра, и даже от кинопродюсеров в лице Тимура Бекмамбетова – после выхода на экраны фильма «Через Вселенную» по мотивам песен «Битлз». Я даже либретто начал писать, но эта совместная вибрация постепенно угасла. Думаю, что рано или поздно мы вернёмся к этой истории. Она лежит в папке и ждёт своего времени.

"Я перманентно что-то пишу..."

- Бутусов, как известно, «и жнец, и чтец, и на дуде игрец». Хочу поинтересоваться, будут ли выставки ваших картин? Когда нам ждать от вас новую книгу?

- Я перманентно что-то пишу, сейчас у меня накопительный период. С рисунками аналогично, но я неминуемо приближаюсь к мольберту, а уж когда я доберусь до мольберта, то уж прилипну основательно. Недавно мы обсуждали возможность выставки в ЦРУ (Центральное Рисовальное Училище) имени барона фон Штиглица.

- Известно, что вы большой любитель кино. Что из новинок привлекло ваше внимание? Есть ли среди них российские фильмы?

- Недавно случайно посмотрел фильм «Дочь» российских режиссёров Александра Касаткина и Натальи Назаровой, и он меня впечатлил. Я ещё подумал: «Жаль, что мы с Лёшей Балабановым не можем его вместе посмотреть».

Неравнодушие к воспитанию и образованию детей

- Несколько дней назад стало известно, что вы вместе с женой Анжеликой вышли из состава учредителей гимназических классов в Царскосельской гимназии. Расскажите, почему? Ведь в прошлом году вы даже получили Царскосельскую премию за этот нелегкий труд. В чем причина того, что вы отказались от своего детища?

- Это сложный опыт для нас. Мы поняли, что такие ответственные проекты нужно делать с людьми, близкими по духу. К сожалению, сложилась ситуация, когда мы вынуждены были сделать выбор – оставаться и принимать неприемлемые для нас условия или выходить из проекта, так как наши предложения были отвергнуты. Мы занимались этим проектом бескорыстно, с воодушевлением. Вложили в него большое количество душевных сил и не жалеем об этом. Опыт был сложный, но полезный.

- Останутся ли гимназические классы после того, как вы вышли из состава учредителей?

- Дальнейшая судьба гимназических классов – в руках оставшихся учредителей.

- Будете ли вы дальше пытаться внедрить опыт, накопленный при создании этих классов в других школах?

- Своё неравнодушие к воспитанию и образованию детей мы воплощаем в других проектах. Сейчас мы проводим цикл благотворительных встреч со студентами высших учебных заведений Санкт-Петербурга. Это положительный пример живого общения с молодёжью. Мы видим светлые добрые лица ребят, это обнадёживает и позволяет с упованием смотреть в будущее.

Михаил Садчиков-младший
Фото автора и из личного архива Вячеслава Бутусова

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Куда пойти 19 — 21 апреля: «Тотальный диктант», «Библионочь» фестиваль LOFT и виртуозная «Золушка» в Мариинском

В наступающие выходные город кипит: петербуржцы будут соревноваться в грамотности и допоздна засидятся в библиотеках. Музеи представят новые выставки, а музеи — работы художников разных эпох.

Статьи

>