«Прогулка»: Когда небоскребы были большими

15 октября 2015, 19:05
Версия для печати Версия для печати

Роберт Земекис, создатель «Назад, в будушее», «Смерть ей к лицу» и «Форреста Гампа», снял «Прогулку». Неприхотливый, вроде, фильм про французского канатоходца, перешедшего по канату между башнями-близнецами. Но он способен вернуть веру в талант режиссера. Во всяком случае, это именно то, чего Земекиса так долго (примерно со времен упомянутых фильмов) ждали. Повторение былых подвигов и выход на новый уровень.

На рассвете 6 августа 1974 года, незадолго до завершения строительства комплекса Всемирного Торгового Центра, на стройплощадке двух небоскребов произошло ЧП. Некто Филипп Пети, гражданин Франции, ночью натянул между башнями-близнецами канат и несколько раз перешел по нему над бездной. Француза ненадолго для приличия задержали, но никто и спорить не стал, что он совершил невозможное. Пети прославился, написал книжку про свое легендарное представление, и теперь Земекис ее экранизировал в 3D. 

Видео YouTube SonyPicturesRU

Вспомните, как после победы на Евровидении Кончиты Вурст все резвились — ура, человечество вовсе не изменилось, его забавляют все те же бородатые женщины. Старый добрый трюк все еще работает. Про «Прогулку» можно сказать ровно то же самое. Вся затея — ради того, чтобы представить старый цирковой номер, только в виде трехмерного изображения. Надо сказать, работает — тем, кто боится высоты, смотреть «Прогулку» лучше не надо, действительно кружится голова. А оператор Тима Бертона и Ридли Скотта Дариуш Вольски превращает это сальто-мортале прямо-таки в завораживающий балет, исполненный цвета и света.

На этом, в общем, можно было бы и закончить. Добавив, разве, что исполнитель главной роли Джозеф Гордон-Левитт подтверждает свою репутацию лучшего молодого актера Америки: виртуозно «снимает» очень характерную французскую мимику (каждый, кто в школе язык Вольтера учил, знает, что после уроков губы болят) и жестикуляцию. Плюс он отлично научился у прототипа своего героя (да-да, Пети сам актера тренировал) ходить по канату и выполнять на нем пируэты.

В общем, можно было бы ограничиться общими похвалами режиссеру-трюкачу и актеру – мастеру перевоплощения. Если бы не одна деталь. Земекис в «Прогулке» замахивается на явно большее, чем просто увлекательное шоу. Одновременно он вызывает на бой популярную традицию, выводит на новый виток вечный киносюжет «Человек и небоскреб» – тот, что восходит к Гарольду Ллойду, ползущему по стене высотки, и громиле-Кинг-Конгу, оседлавшему Эмпайр-Стейт-билдинг.

Этот образ — живое существо и небоскреб — вполне фразеологизм. Он всегда про противостояние эпохе, про поединок индивида с цивилизацией. Коротышка-Ллойд в своей немой комедии побеждал ревущий индустриальный мир двадцатых. Кинг-Конг напоминал, что есть штуки пострашнее актуальной архитектуры (привет, градозащитники). Филипп Пети, проходящий над городской бездной, неплохо смотрится в такой компании. Французский хулиган, бросивший вызов прогрессу и по старинке, с особым шармом исполнивший свою персональную американскую мечту.

Америка «Прогулки» – и есть строящаяся на наших глазах мечта человечества. Солнечный и говорливый Нью-Йорк — не чета серому, набитому китайскими туристами Парижу, где за классное представление сажают в кутузку. Земекис эти города противопоставляет. Нью-Йорк «Прогулки» – стройплощадка Ноева Ковчега, куда уже сбегаются все твари мира. Греки, итальянцы, копы с вечными пончиками и кофе, технари, контркультурщики-укурки, стареющие битники, книжные девочки, математики. Прогулка по канату оказывается в этом мире, где каждый ищет свою мечту, каждый ждет, когда достроят ее символ, уже не просто шоу. Это преодоление земных законов.

Но самое, наверное, важное — то, что делает «Прогулку» вовсе лучшим фильмом Земекиса с золотых времен «Гампа» – даже не изящное цитирование мировой классики и игра с ней на одном поле. Весь фильм герой Гордона-Левитта стоит на фоне Башен и рассказывает историю своего подвига. Каждый раз, когда на экране появляются эти белые небоскребы, они режут глаз. Все ждешь — когда рванет? Как он обыграет тот факт, что на месте башен, символа мечты и укрощенной стихии, уже давно Ground Zero?

А никак. В мире «Прогулки» Америка остается нетронутой. Тем самым хрупким идеалом, к которому человечество всегда стремилось, и который Земекис раз за разом воплощал на экране в своих лучших фильмах (характернее всего, конечно, в «Гампе»). Материком, населенным представителями всех национальностей, свободным и счастливым. Местом, где сбываются мечты. Где на их руинах еще не возвели забетонированную площадку, где укурки еще не стали клерками, а канатоходцы-хулиганы – писателями. «Прогулка» остается сладким сном об этих прекрасных временах. Когда небоскребы были большими, а мечты сбывались, если очень постараться и быть отважным.

Иван Чувиляев, «Фонтанка.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Куда пойти 29 — 31 марта: MELANCHOLIA в KGallery, ода хлебу в танце и пластилиновые солдатики

В последние выходные марта поддержку и положительные эмоции можно получить на первом проекте из серии событий Context. Diana Vishneva или на ностальгическом фестивале «Брат-2: Живой Soundtrack». В Фонтанном Доме проходит встреча с первым директором музея Анны Ахматовой, а в театрах говорят о любви.

Статьи

>