Ђ—тату€ тоже женщина несчастна€ї: как гендерный шовинизм отразилс€ в ленинградской монументалистике

13 августа 2015, 17:55
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

»з полутора тыс€ч установленных в советское врем€ мемориальных досок о славных женщинах рассказывают только двадцать, а из двухсот пам€тников женским персонали€м посв€щены всего лишь семь. «на€ эти цифры, на выставку «∆енщины в стране —оветов. ћонументальна€ скульптура Ћенинграда», что открылась в ћузее городской скульптуры, приходишь с особым чувством.

Ёкспозици€ насчитывает около п€тидес€ти точек прит€жени€ внимани€ посетителей. ¬ большинстве своем устроители выставки применили комплексный подход к освещению предмета.  опии монументов представлены в сопровождении архивных фотоматериалов, рассказывающих о бытовании пам€тников в городской среде, а макеты рассказывают о тех вариантах, которые могли быть воплощены, но остались лишь в архивах.

’ронологические границы выставки определены точно: от первых лет революции до окончани€ существовани€ ———–. √лавным символом этой по-своему прекрасной в своей эстетике эпохи €вл€етс€, конечно же, –одина-ћать на ѕискаревском мемориале.

– –азумеетс€, это символический образ, повтор€ющийс€ в пам€тниках, посв€щенных ¬еликой ќтечественной войне, – рассказывает куратор выставки јнна »ощенко. – ѕосле указа 1945 года о необходимости создани€ мемориала в Ћенинграде скульптор ¬ера »саева долго работала над концепцией пам€тника, который был открыт в 1960 году. —уществовало несколько вариантов фигуры. ¬ результате вместо венка –одина-ћать держит в руках гирл€нду, голова, первоначально склоненна€ вниз, смотрит вперед, а классическа€ тога сменила предусматривавшуюс€ ранее плащ-палатку.

≈сли говорить не о скульптурах-символах, а про именные женские пам€тники, то первый такой по€вилс€ в ѕетрограде в декабре 1918 года. ≈го существование оказалось скоротечным: пам€тник террористке —офье ѕеровской, выполненный из гипса, в итоге упал и разбилс€. —ледующий монумент, посв€щенный конкретной женщине, был установлен в Ћенинграде только в 1951 году. Ёто пам€тник «ое  осмодемь€нской, сто€щий в ћосковском парке ѕобеды. ≈го автор, известнейший советский скульптор ћатвей ћанизер, стал работать над темой буквально сразу же после того, как вести о событи€х, св€занных с де€тельностью партизанки, стали досто€нием советской общественности.

¬ 1942 году результат творческих поисков ћанизера (также автора посмертной маски »осифа —талина) был представлен в “реть€ковской галерее и принес создателю —талинскую премию первой степени. ѕам€тник подпольщице был установлен в 1947 году в “амбове, так что ленинградский вариант €вл€етс€ только повторением оригинального монумента.  стати, такой подход к делу характерен еще дл€ одной работы ћатве€ ћанизера – скульптурной группы, посв€щенной подвигу ¬асилию „апаеву. ” здани€ ¬оенной академии св€зи монумент по€вилс€ в 1943 году, €вл€€сь авторским повторением пам€тника, установленного в  уйбышеве одиннадцатью годами раньше. Ќо речь о нем в преломлении женской тематики еще впереди.

√овор€ о скульптурных воплощени€х прекрасного пола, невозможно забыть о садово-парковом оформлении. —тарорежимным богин€м и нимфам советский Ћенинград противопоставил представительницу класса, который пришел к власти. ƒл€ которого женщина – не чаровница, а в первую очередь друг, товарищ и прочее. ¬прочем, известную поэтичность образов советский взгл€д на предмет отменить так и не смог.

– ќдним из самых интересных экспонатов выставки стала «ћетательница диска», долгие годы украшавша€ одну из аллей ÷ѕ иќ, – продолжает рассказ јнна »ощенко. – Ёто одна из четырех скульптур, выполненна€ дл€ парка ћатвеем ћанизером и его женой, скульптором ≈леной янсон-ћанизер.  роме «ћетательницы диска» это скульптуры дискобола, гимнастки на бревне и танцовщицы, прототипом которой была √алина ”ланова. «ћетательница диска» в полной мере отражает новые эстетические представлени€ о женской красоте. 250-ти килограммова€ стату€ из бронзы была сн€та со своего места в восьмидес€тые годы, провела тридцать лет в фондах ÷ѕ иќ и буквально перед нашей выставкой закончилась ее реставраци€. Ќаша экспозици€ – редкий случай посмотреть на это произведение искусства, так как пока неизвестна ее дальнейша€ доступность дл€ широкой общественности.

≈сли зан€тьс€ арифметикой, то мы увидим, что мужчины не спешат уступать дамам место на постаменте.  оличество женских именных пам€тников советских времен крайне невелико. јнна »ощенко ведет подсчеты: «ƒве  рупские, революционерка ћарфа яковлева, √алина ”ланова, «о€  осмодемь€нска€, ”ль€на √ромова и Ћюбовь Ўевцова на пам€тнике «√еро€м  раснодона» в ≈катерингофском парке,  јнка-пулеметчица в составе пам€тника „апаеву во дворе јкадемии св€зи… ¬сего семь. ¬ то же врем€ общее количество персональных пам€тников той поры – пор€дка двухсот. Ёто ужасно».

ѕравда, те женщины страны —оветов, которые не удостоились персонального пам€тника в Ћенинграде, могли бы рассчитывать на мемориальные доски. Ќо и здесь им не повезло: из 1500 досок «женских» всего-то около двадцати. ѕерва€ мемориальна€ доска по€вилась в городе на Ќеве в 1948 году и была посв€щена –озалии «емл€чке, потопившей в свое врем€ в крови весь  рымский полуостров. ќстальные мемориальные доски рассказывают, в основном, про служительниц муз: ≈катерину  орчагину-јлександровскую, —офью ѕреображенскую, √алину ”ланову. ѕоследние доски, установленные в советское врем€, посв€щены пам€ти јнны јхматовой и ќльги Ѕерггольц. Ќа выставке представлены п€тнадцать досок, они выполнены в виде плоскостных макетов, полностью повтор€ющих оригинал.

¬ыставка продлитс€ до 10 сент€бр€, а 6 сент€бр€ здесь состоитс€ презентаци€ каталога и кинолекци€, котора€ расскажет о женщинах, удостоившихс€ чести быть увековеченными в советском Ћенинграде. —оздател€м проекта хочетс€ отдать должное: материал им досталс€ сложный. ¬прочем, дальше будет еще труднее – современное российское общество не спешит выдвигать на главные роли прекрасных соотечественниц. «а последние дес€тилети€ найдетс€ едва пара-тройка кандидаток на увековечение, да и то стоит обождать во избежание хулительной и вандальной реакции вечно недовольных горожан.

≈вгений ’акназаров,
«‘онтанка.ру»

—ериал Ђ—тарикї: ƒжефф Ѕриджес дает уроки невербальной коммуникации в роли пенсионера-црушника

Ќа канале FX стартовал первый сезон шпионского триллера Ђ—тарикї, основанного на книге “омаса ѕерри, корифе€ жанра Ђairport novelї Ч такие книжки хватают со стойки перед посадкой в самолет, чтобы пробежать одним глазом и выкинуть из головы по окончании полета. ≈динственное требование к этому чтиву Ч динамичный сюжет, однако в сериале есть весомый бонус в виде ƒжеффа Ѕриджеса, придающего главному герою психологическую глубину.

—татьи

>