Календарь >> https://calendar.fontanka.ru/articles/1519

29 апреля 2014, 17:32

Категория: кино

Учитель и Прилепин показали Петербургу свою «Восьмерку»

Новый фильм режиссера Алексея Учителя символически выйдет в прокат восьмого мая. Экранизация повести Захара Прилепина обещала стать событием, но в итоге мнения разделились: часть приглашенной на предпросмотр публики высказала сдержанное одобрение, другие сокрушались о том, что вместо ожидаемого препарирования психологии героев — на что Учитель большой мастер — попала на экшн с рваной сюжетной линией.

История противостояния друзей-омоновцев и городских бандитов на рубеже тысячелетий, написанная Прилепиным и переписанная в сценарий Александром Миндадзе, рассказывает о таких вещах, как мужская дружба, плата за любовь, поведение человека, оказавшегося на грани добра и зла. Но если посмотреть отрывок «Восьмерки», то сразу и не поймешь — фильм ли это одного из ведущих российских режиссеров или тебе по ошибке включили прайм-тайм НТВ. Разборки крепких правильных парней, колесящих по округе на обшарпаной «восьмерке», с парнями неправильными в первоисточнике выглядят куда более осмысленными, чем на экранной картинке. Впрочем, сам режиссер утверждает, что вдумчивый зритель в фильме все увидит правильно:

- Что такое социальный аспект? Есть только одно определение — художественный аспект. Другого не бывает!... На фестивале в Торонто состоялось семь показов фильма: четыре для зрителей и три индустриальных — для прокатчиков и покупателей. И там в фильме увидели что-то интересное им и уже есть предложения купить права на ремейк.... Я хотел показать — откуда рождается ненависть? Картина была бы, скажем, на Украине полезной, но ее там запретили.

Алексея Учителя поддержал Захар Прилепин:

- Алексей Ефимович видит свою картину мира и ее снимает. Миндадзе — свою, я никакого влияния на это не имею. Он не мог снимать все предыстории, потому что я в тексте передал привет Лимонову, Улицкой, Проханову. А он, может, передаёт привет Бунюэлю, Мастрояни, Паркеру... Надо, чтобы люди посмотрели кино и прочли книжку. Это две разные работы. Я рассматриваю этот фильм как еще одно доказательство того, что Алексей Ефимович — замечательный режиссер.

Присутствовавшие на премьере актеры, занятые в фильме — Вильма Кутавичюте, Александр Новин и Алексей Манцыгин — поддержали это мнение, которое, кстати никто из собравшихся и не думал оспаривать. Александр Новин даже сделал режиссеру сомнительный комплимент: «У Учителя можно шикарно сыграть даже дерево!» К счастью, деревянной игры в фильме немного, особенно порадовала взор дебютантка из Литвы, красавица Вильма, которой, кстати, в своём дебютном в полном метре съемочном дне пришлось сыграть картину собственной смерти.

Общение создателей фильма с публикой в этот вечер было активным, легким и непринужденным. Звездой церемонии, конечно, стал Захар Прилепин, который охотно и много говорил, особенно про политическую ситуацию, которая отозвалась на судьбе ленты:

- Как известно, фильм «Восьмерка» запретили к показу на Украине — якобы ОМОН похож на «Беркут». Это неправда. Думаю, его запретили потому, что Алексей Учитель подписал письмо в поддержку аннексии Крыма, а я в фейсбуке 365 раз высказался по этому поводу гораздо более радикально. Я считаю, что Россия вписана в украинскую ситуацию против своей воли. Она не хотела этим заниматься: послом там был Зурабов, самый ничтожный российский политик, ни одно НКО не поддерживалось Россией. И вдруг Украина восстала и нам приходится вписаться в эту ситуацию против своей воли. Мы не виноваты вовсе — просто пошла такая байда, так получилось. Дело в том, что политики в России — люди безнравственные, убогие, жестокие, чудовищные, но очень рациональные. Они понимают, что если не вписаться в Украину, то послезавтра они не будут владеть тем, чем сейчас владеют... Не покажут фильм на Украине — и слава богу! Это же прибавляет ему вес, прибавляет славы. «Нас запретили на Украине!» – круто!

Столь активная деятельность под конец подкосила одного из ведущих современных русских писателей: Прилепину даже пришлось поспать для восстановления сил. В остальном же все прошло самым наилучшим и обещающим картине большой зрительский интерес образом.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»