Календарь >> https://calendar.fontanka.ru/articles/1264

19 января 2014, 14:15

Категория: спектакли

В БДТ опробовали новый тип спектакля - спектакль-трансформер

 В репертуар БДТ - а точнее, его Новой сцены (Каменноостровского театра) - вошел спектакль нового типа, который художественный руководитель театра Андрей Могучий определил как спектакль-трансформер.

Суть новации в том, что спектакль-оперу "Солдат и черт" (по мотивам "Истории солдата" Игоря Стравинского), которую исполняют три музыканта и три молодых актера здешней труппы, предваряла необычная лекция, которую провели молодой композитор и пианист Настя Хрущева и скрипачка Александра Коробкина. И вот эта первая часть будет меняться от представления к представлению в зависимости от обстоятельств, нужд театра, особенностей публики. Это может быть как открытая дискуссия, так и благотворительная ярмарка, как лекция, так и детский праздник, а также - акция, провокация, конкурс, ролевая игра или даже интеллектуальный клуб.

Что до прозвучавшей на премьерных показах лекции, то она сама по себе - весьма прогрессивный и оригинальный эксперимент. Ее текст сочинен специально для данного спектакля драматургом и режиссером Александром Артемовым - и он (текст) замечательным образом иллюстрирует новаторские музыкальные приемы Стравинского - начиная от знаменитого "остинато" - многократного повторения мелодических или ритмических фигур. Текст Настя Хрущева читает в микрофон не с экскурсоведческим, а с музыкальным интонированием, точно это вовсе и не текст, а ноты. При этом стоящая рядом Александра Коробкина со скрипкой в руках и музыкальные приемы демонстрирует, и дирижирует смычком, и делает паузы звучащими и ритмизованными. А в головы зрителей, даже вовсе далеких от музыкальной культуры, намертво впечатываеься, что премьера "Истории солдата" состоялась 28 сентября 1918 года в Лозанне и имела большой успех, причем этот факт постепенно обрастает другой не менее значимой информацией - о либретисте, о жанре ярмарочного театра, о том, как Стравинский причудливо и эффектно вплетал в музыкальную ткань приемы русской фольклорной речи (отчего, например, упомянутое остинато воспринималось совершенно новаторски). Иными словам, эта лекция - нечто вроде "музыки наощупь" - то есть, такой тип рассказа о конкретном произведении и композиторе, после которого любой профан чувствует себя немного спецом.



Фото: Пресс-служба БДТ им. Г.А.Товстоногова

Появляющийся следом за девушками исполнитель роли Солдата артист Ричард Бондарев, прежде чем наклеить балаганные усы и брови, рассказывает человеческую часть истории Стравинского, связанную с написанием "Истории солдата": об отъезде из России и невозможности вернуться на родину, о финансовых бедствиях, о четверых детях и жене в чахотке, и о создании произведения для бродячей труппы, которое не просто имело правильный антивоенный посыл, но и дало бы возможность заработка. Дальше начинается отменное и презабавное балаганное представление, в котором три молодых артиста БДТ - Ричард Бондарев, Андрей Феськов и Варвара Павлова - импровизируют и иронизируют на вечную тему о сделках с Нечистым, беря в союзники классиков от Гете до Булгакова.

Жанна Зарецкая, "Фонтанка.ру"