Создатель «Мастерской по реабилитации актеров государственных и академических театров драмы», она же «Мастерская АСБ», выпускник петербургской Театральной академии, ученик великого педагога Александра Александровича Музиля, сделавшего режиссерами Алексея Германа-старшего, Леонида Менакера, Анатолия Праудина, Григория Дитятковского и других, режиссер Алексей Янковский выпускает премьеру на сцене театра «Особняк» – трагифарс «Машина едет к морю». Премьерные показы – 6, 7 и 8 октября.

Активно работать в Петербурге Янковский начал 15 лет назад, когда появились его первые постановки по текстам известного театрального автора-эзотерика Клима – моноспектакль Александра Лыкова о природе эго «Я...Она...Не Я и Я» (позже у спектакля появилась женская версия в исполнении Татьяны Кузнецовой) и размышление о театре как убежище по мотивам прозы Карлоса Кастанеды с Дмитрием Поднозовым и Александром Лыковым – «Активная сторона бесконечности» (название «Мастерская АСБ», кстати, произошло от названия этого спектакля, самого программного для Янковского).

Дмитрий Поднозов в спектакле Алексея Янковского
Дмитрий Поднозов в спектакле Алексея Янковского "Машина едет к морю"

Фото: vk.com

Затем была блестящая трилогия моноспектаклей актрисы Татьяны Бондаревой: «Кабаре «Бухенвальд», «Девочка и спички» (спектакль игрался в полной темноте, при всполохах спичечных огоньков) и «Злой спектакль». В Театре на Васильевском (во времена, когда он еще был Театром сатиры) Янковский поставил «Там живут люди» по пьесе южноафриканского писателя Атола Фугарда – спектакль покорил своей несуетностью, почти медитативностью: при этом, в земной, человеческой истории то и дело мерцала метафизическая предопределенность. В поставленном в 2010 году на большой сцене Молодежного театра на Фонтанке «Валентиновом дне» по пьесе Ивана Вырыпаева тоже не было быта, зато изобретательные поэтические метафоры, от абсурдных до высоко-лиричных следовали одна за другой. В прошлом году Янковский представил на Новой сцене Александринки спектакль «Дао» – где с необъятным и многослойным текстом Клима лихо справлялась молодая актриса Гала Самойлова, совершенно не хуже Лыкова, Бондаревой и Поднозова.

В спектакле по пьесе екатеринбургского драматурга и сценариста Александра Сергеева, пишущего под псевдонимом Алекс Бьёрклунд, «Машина едет к морю», также занят Дмитрий Поднозов, которому составят компанию Алиса Олейник и Анатолий Хропов. На сцене – замкнутый мир трех героев (раскрыть здесь их суть, значило бы, лишить зрителя удовольствия разгадывать театральные загадки), для которых единственным окном в мир является телевизор (на сцене его нет, по причине, которая станет понятной через 10 минут после начала действия – слышен только звук новостных передач). Используя музыку Баха и американского минималиста Филипа Гласа, Янковский добивается абсолютной экзистенциальности происходящего: лишенное физиологизма, вдумчивое, что не исключает яркой эмоциональности, существование актеров, провоцирует в зрителе ощущение, что он смотрит на героев из космоса – откуда-нибудь с того самого Марса, на котором, как обещали ученые из финальной советской песенки, «будут яблони цвести».

Жанна Зарецкая, Леся Пушкина, «Фонтанка.ру»

Опубликовано 06 октября 2016, 02:22
Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Другие события

Новая музыка марта: эмбиент Брайана Ино, техно-рэп Аигел, лиричная Арбенина, простой Леонид Федоров и не только

С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».

Статьи

>