
13 сентября балетом «Жизель» открывается юбилейный, 180-й сезон в Михайловском театре. Юбилей, конечно, тот еще. Ну не 200 же лет. Но планы каковы! Начать того, что первую пресс-конференцию сезона Владимир Кехман провел вместе с одним из величайших дирижеров мира Даниэлем Баренбоймом.
Разумеется, маэстро Баренбойм не возглавит в ближайшее время оркестр Михайловского театра. Но его специально подготовленную для Петербурга программу с оркестром берлинской Штатскапеллы петербуржцы услышат 5 и 6 сентября 2013 года в Михайловском театре, и событие это немедленно вписывает еще совсем недавно нафталинный МаЛеГОТ в ряд самых рейтинговых концертных залов мира, репертуар которых всякий порядочный меломан заносит на собственном PC в раздел «Закладки». И то, что маэстро такой величины впервые за постсоветскую историю приезжает в город не в рамках гергиевских «Звезд белых ночей» и не в Филармонию в контексте глобального федерального проекта (как приезжал в прошлом году Риккардо Мути), а по личному приглашению директора Михайловского театра Владимира Кехмана, свидетельствует о том, что, скорее всего, именно здесь, в директорском по типу управления стационаре, вполне может сложиться афиша, достойная мировых грандов.

Фото: Пресс-служба Михайловского театр/Николай Круссер
Кехман, конечно же, выглядит победителем, и имеет право. Для несведущих приведу пример, позволяющий оценить уровень этой административной победы: молодой, но уже один из самых востребованных в мире маэстро Василий Петренко, который с минувшего лета по приглашению Кехмана занимает пост главного приглашенного дирижера Михайловского, сообщает в одном из интервью, что вот сейчас ведет переговоры с Метрополитен-оперой на 2016 год. Таковы возможности планирования у дирижеров с мировым именем. Кехман заполучил маэстро Баренбойма на свой юбилейный сезон за два года до события – и это срок рекордный.
Сам Владимир Кехман, рассказывая о том, как он поехал на открытие сезона в миланский «Ла Скала», увидел там Баренбойма, был потрясен и представлен, как потом встретился с маэстро в Москве, ночью, случайно, и был удивлен его отзывчивости, - уже не напоминает героя плутовского романа. После того, как он год назад без запинки сыпал сложнопоизносимыми фамилиями балерин экстра-класса, участниц одного из Гала-концертов в Михайловском, не удивляет, что название оперы «Дон Жуан», которая звучала на открытии «Ла Скала», Кехман произносит на итальянский манер - «Дон Джованни». За пять лет Владимир Абрамович Кехман на посту менеджера в сфере культуры из персонажа многочисленных анекдотов, кочевавших в арт-тусовках обеих столиц, превратился в фигуру основательную и конкурентоспособную. И планы 180 юбилейного сезона тому свидетельство.
Над «Онегиным» здесь работает уже не Игорь Коняев, а гражданин Украины Андрий Жолдак, один из самых ярких авангардных режиссеров постсоветского пространства (премьера намечена на 26, 27 и 28 октября 2012 года). Один из самых заметных европейских постановщиков-экспериментаторов, немец Вилли Деккер, только что заставивший мировую театральную общественность бурно обсуждать его «Травиату» в нью-йоркской Метрополитен-опере, займется в Михайловском театре ни много ни мало как оперой «Билли Бад» Бенджамина Бриттена. Главной балетной премьерой сезона станет «Ромео и Джульетта» Начо Дуато. Все эти события автоматически выводят театр Кехмана на уровень европейского (как минимум) уровня ньюсмейкеров, и с этим уже не поспоришь. Особенно если держать в голове, что Дуато сотрудничает с театром на постоянной основе как художественный руководитель балетной труппы, и после отъезда за океан Алексея Ратманского, занимавшего ту же должность в Большом театре, обеспечивает Михайловскому исключительное положение единственного столичного театра, где балетом заправляет современный действующий хореограф мирового уровня. В то же время упоминавшийся уже молодой да ранний маэстро Василий Петренко заявил о своих планах поработать с оркестром театра над выпуском «Летучего голландца» Вагнера (премьера намечена на лето 2013 года), а еще через год – над «Кармен» Бизе. Притом, что постоянно Михайловский оркестр находится под присмотром крепкого дирижера Михаила Татарникова, которого год назад Кехман переманил из Мариинки.
Особый вес всем этим объявлениям придало то, что рядом с Кехманом, как уже было сказано, сидел собственной персоной маэстро Даниэль Баренбойм, не отказавшийся за год до выступления в Михайовском посетить пресс-конференцию по поводу открытия юбилейного сезона. Мистер Баренбойм был разговорчив, признавался в великой любви к маэстро Мравинскому, заявив в итоге, что считает выдающегося ленинградца одним из двух величайших дирижеров XX века. Кроме того, с удовольствием говорил о своих российских корнях – все его бабушки и дедушки покинули Россию в 1862 году, по причине еврейских погромов и перебрались в Аргентину. Так что, по словам Баренбойма, находиться в России он хотел бы все чаще и больше, и он не исключает возможности, как он выразился, «поработать в яме» Михайловского, что означает длительную работу над каким-либо оперным проектом.
С особой взвешенностью и заинтересованностью мистер Барейнбойм говорил и на еще две темы. Первая – его работа со знаменитым им же созданным молодежным арабо-израильским оркестром «Западно-Восточный диван». Маэстро считает ее своим посильным и единственно возможным вкладом в преодоление арабо-израильского конфликта – с особой гордостью он отметил, что является единственным человеком в мире, имеющим одновременно израильский и палестинский паспорта. Вторая острой для Баренбойма темой оказалась проблема финансирования крупнейших музыкальных институций. Как человек, 18 лет руководивший Чикагским филармоническим оркестром, он засвидетельствовал, что в США даже самые крупные музыкальные проекты существуют только на спонсорские деньги, и, на его взгляд, это принципиально неверно, «даже если бы была гарантия частных денег». По мнению Баренбойма, «музыка и культура в целом – то, с чем напрямую связано качество жизни, а часть обязанностей любого правительства перед обществом – повышать качество жизни». Одним из первых шагов на пути соединения музыкальной и повседневной жизни маэстро считает введение всеобщего музыкального образования в рамках средней школы. «Музыка не должна быть элитарным удовольствием», - уверенно заключил мистер Баренбойм. И, как ни странно, немедленно нашел в зале поддержку и подтверждение своим мыслям: одна из журналисток рассказала, что была на концерте Баренбойма в Ла Скала, где зал не только слушал музыку Бетховена и Шенберга, но и принялся ее вытанцовывать. Как ни сложно представить себе сюиты и квартеты Шенберга в качестве танцевальных тем, маэстро пообещал, что в России во время его концерта непременно случится то же самое. Жанна Зарецкая
Другие события
-
Эрмитаж приглашает на ночной Джаз-променад в ритмах ар-деко
С 21 июня по 23 августа в Эрмитаже будет проходить вечерне-ночной «Джаз-променад в ритмах ар-деко»: посетители попадут в атмосферу 1920–30-х годов — в эпоху джаза, танцев, кино и моды. Этот проект станет продолжением экспериментов Театра-лаборатории Эрмитажа («Флора» , «Чудесный источник», «Сутра золотого света»). 16+
-
Русский музей открывает большую выставку «нашего авангарда»
На выставке «Наш авангард» вы увидите предметы из богатейшей коллекции ГРМ, Третьяковской галереи, музеев Астрахани, Кирова, Екатеринбурга, Костромы, Краснодара, Омска, Нижнего Новгорода, Самары, Челябинска, Перми. Все экспонаты на выставке распределят по направлениям, течениям, пластической и мировоззренческой проблематике. Это программная выставка ГРМ: вас ждёт увлекательный маршрут от «изма» к «изму» и отдельный зал, посвящённый постановке оперы «Победа над солнцем» (1913).
-
«Паруса Кронштадта»: концерт Вани Дмитриенко и погружение в эпоху Петра I
21 июня на территории «Острова фортов» пройдет ежегодный фестиваль «Паруса Кронштадта». В программе праздника — исторические и ремесленные мастер-классы, спортивные активности, большая гастрономическая зона с ярмаркой и музыкальная программа. Вход бесплатный. Начало в 10.00. 0+
-
В Петербурге пройдет книжный фестиваль «Фонарь» в пользу «Упсала-Цирка»
21 июня в «Упсала-Цирке» пройдет благотворительный фестиваль «Фонарь». Программа разнообразна и обширна: книжная барахолка и издательский маркет, большая программа лекций и мастер-классов, встречи с интересными гостями, спектакли и игры для детей и взрослых. Среди хэдлайнеров фестиваля — клоун, президент Академии Дураков Слава Полунин (встреча пройдет онлайн), куратор музея «Полторы комнаты» Юлия Сенина и куратор «ФотоДепартамента» Надежда Шереметова.
-
Фестиваль театров кукол КУКАРТ бесплатно покажет спектакли со всей страны
С 22 по 30 июня пройдет Международный фестиваль кукольных и синтетических театров «КУКАРТ-XVII». В юбилейном сезоне 2025 года центральное место занимает тема великой Победы. Программа КУКАРТА пройдет сразу по нескольким направлениям: традиционная сцена, интерактивные площадки, встречи и мастер-классы, насыщенная клубная программа и спецпроект «Петрушки на Невском» (24-29 июня, Невский проспект, 0+).
-
Леонид Агутин даст большой стадионный концерт на петербургской «Газпром Арене»
28 июня на «Газпром Арене» в Петербурге певец и композитор Леонид Агутин отыграет большой стадионный концерт. Среди последних на сегодняшний день релизов музыканта кавер на Микаэла Таривердиева «Песня о далекой Родине» (часть знаменитого саундтрека к «17 мгновениям весны») и альбом «Н.В.Л», пропитанный светлой ностальгией, полный неизменной босса-новы и напоминающий слушателю о таких человеческих константах, как надежда, вера и любовь. 6+

Куда пойти 20–22 июня: концерт на Дворцовой, эпоха Петра I в Кронштадте, книжный «Фонарь» и «Наш авангард» в Русском музее
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 19 июня 2025 - Названы даты следующего международного форума в Петербурге — Объединенных культур
- 19 июня 2025 - Гергиев продирижирует премьерой мистической оперы «Мандрагора», созданной с использованием нейросетей
- 18 июня 2025 - Полушекели времен Христа и тетрадрахма Октавиана Августа — Эрмитаж показывает поступивший дар старинных монет
- 17 июня 2025 - Никита Михалков хочет ввести сбор за прокат американского кино в пользу отечественного
- 17 июня 2025 - «Здесь я на несколько минут просто зависла»: Клава Кока рассказала, как записала экскурсию по Эрмитажу