На выставке «Лестница в сознании, быту и искусстве» можно будет оценить очередной аспект полувекового исследования Шемякина «Воображаемый музей». «Визуальный учебник» по истории искусства на этот раз покажет нам главу о лестницах. Среди сотен изображений будут лестницы первобытного искусства и древних храмов, русской иконописи, средневековых манускриптов, цирковых плакатов и перформансов современного искусства.

Музеи приучили нас смотреть на искусство как на череду веяний, течений (всяческих – измов), биографий больших художников, эти течения вдохновлявших и разгонявших, наконец, как взаимопроникающие культурные пласты и технологии. Михаил Шемякин предлагает взять один образ и проследить его трансформации (или, напротив, неизменность), его место в сознании. Не знаю, будет ли играть на экспозиции «Stairway to Heaven» Led Zeppelin, но замахнулся художник на философскую тему, предлагая доступное, что называется, в картинках изложение, не обремененное биографиями больших художников и историей «-измов».

«Мне кажется, лестница играет громадную философскую роль в жизни человека. Наше бытие происходит на земной поверхности, на данной плоскости, но мы стремимся к чему-то высокому, ступенька за ступенькой подбираем я к каким-то высота, как Иаков. И наоборот, если мы ведём себя не так, как полагается человеку, то спускаемся все ближе и ближе к преисподней. Это символ человеческого бытия», — цитируют Шемякина организаторы выставки. Впрочем, не стоит забывать, что с лестницы могут и спустить, можно на ней и споткнуться.

Выставка пройдёт в Центре Михаила Шемякина с 15 мая по 29 сентября 2019 года. В рамках проекта пройдут лекции и научная конференция «Лестница в сознании, быту и искусстве» (состоится 16 мая), экспозиция также участвует в Ночи музеев с 18 на 19 мая.

Анастасия Семенович

Опубликовано 07 мая 2019, 12:04

Другие события

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>