Выставка «Музыка на костях» откроется в Новой Голландии 1 ноября. Посвящена она уникальной исторической, и даже эпохальной для любого советского меломана вещи – пластинкам, изготовленным на рентгеновских снимках в конце 1940-х – начале 60-х. Увидеть целый пласт запрещенной в СССР культуры, стало возможно благодаря двум англичанам.

Начисто лишенные возможности доступа к цивилизованному обществу, но на редкость изобретательные советские меломаны использовали тогда трофейные и самостоятельно изготовленные звукозаписывающие устройства, чтобы подпольно копировать на рентгеновские снимки музыку, запрещенную цензурой.

Негласно, эти рентгено-носители назывались «музыкой, записанной «на костях» — чаще всего использовались рентгеновские снимки разных частей скелета. На них умельцы умудрялись записывать западный джаз, позже – рок- н-ролл, русскую эмигрантскую музыку, блатные и цыганские песни. Реально рискуя, кстати, собственной свободой — советский суд был к антисоветчикам беспощаден.



Фото: предоставлено организаторами

Это была одна из ярчайших глав истории отечественного самиздата. Грампластинки «на костях», продолжительностью около трех минут, почти всегда делались односторонними и записывались каждая по отдельности на 78 оборотов в минуту. Качество записи было, понятно, часто было низким, а быстрая изнашиваемость пластинок компенсировалась их невысокой ценой и условной доступностью — торговля ими велась тайком, через своих.

«В Петербурге я на блошином рынке неожиданно наткнулся на странный объект — рентгеновский снимок со звуковой дорожкой, — рассказывает куратор экспозиции Стивен Коутс. — В нем была такая призрачная красота, что я стал выяснять, что же это такое. Меня познакомили с легендарным ленинградским «бутлегером» Руди Фуксом, который стал одним из первых моих проводников в мир «музыки на костях» и многое мне рассказал. В ходе дальнейших изысканий стали обнаруживаться другие записи, завязывались новые знакомства — так постепенно возникла идея архива этих снимков и оцифровки музыки с них. В 2015 году мы издали книгу и начали показывать эти записи публично, а потом стали делать концерты, на которых в реальном времени записывали музыку на рентгеновскую пленку, используя настоящий рекордер 1950-х годов».



Фото: предоставлено организаторами

Появление катушечных магнитофонов в середине 1960-х положило конец этим удивительным визуально-акустическим артефактам и, постепенно, их подпольный рынок сошёл на нет.

Выставка в Новой Голландии — результат продолжающегося исследовательского проекта X-Ray Audio (Лондон). В инсталляции, созданной из предметов и документов тех времен, соединятся контрабандные технологии, запрещенная культура, ресайклинг, политика эпохи холодной войны и человеческая изобретательность. Наряду с оригинальными записями «рентгениздата», прозвучат и почти детективные рассказы людей, которые их делали и распространяли.



Фото: предоставлено организаторами

Кураторы выставки – композитор и музыкальный продюсер, выпускник Королевской академии художеств Стивен Коутс и Пол Хартфилд — один из ведущих лондонских портретных фотографов. Проект реализован при поддержке Музея современного искусства «Гараж».

Кирилл Рейн
 

Опубликовано 26 октября 2017, 16:19

Другие события

Символ власти от Возрождения до Хусейна. Эрмитаж отреставрировал и показывает «Вавилонскую башню»

В Аполлоновом зале Зимнего дворца до 2 июня можно посмотреть небольшую, но интересную выставку «… и сделаем себе имя...». Она знакомит с итогами реставрации картины «Вавилонская башня», привезенной после Великой Отечественной войны из Германии, а также с экспонатами, раскрывающими канонический сюжет с разных сторон. Помимо самой работы, доселе неизвестной широкой публике и изображающей башню не такой, как обычно, посетители музея узнают, где Вавилонская башня стояла в реальности, как выглядела на самом деле, и почему в XVI-XVII веках в Европе на нее распространилась такая мода, что башню можно было увидеть в каждом богатом доме.

Статьи

>