Британская фотография середины XIX века, богато представленная в коллекции «Росфото», в Петербурге в обычное время доступна только музейным специалистам. Однако выставка, которая будет открыта с 4 октября по 5 ноября, откроет эту сокровищницу для всех посетителей музейно-выставочного центра.

В экспозиции представлено 60 оригинальных отпечатков, сделанных на соленой и альбуминовой бумаге и хранящихся на территории России в единственном экземпляре. С учетом технологии производства, эти снимки очень хрупки, и свет им вреден. Поэтому режим посещения этой выставки особый: только с экскурсиями и в определенные часы: в среду, пятницу, субботу и воскресенье в 13.00 и в 17.00, а в понедельник, вторник и четверг — в 17.00 и 19.00. И по предварительной регистрации на сайте.

Что же изображено на фотографиях викторианской эпохи? Коллекции чашек и фарфоровых статуэток, могила Вальтера Скотта, фрукты в корзинах, мальчики за садовыми работами в белых воротничках, внутренний двор готического храма, военные в форме, руины замка, дама под зонтиком и молодой человек в цилиндре у входа в храм, юноша за книгой...

Это работы Генри Фокса Тальбота, изобретателя калотипии (соленой фотопечати), его помощника и соавтора Николааса Хеннемана, кузенов Джона Диллвина Ллевелина и Калверта Ричарда Джонса, шотландских калотипистов Дэвида Октавиуса Хилла и Роберта Адамсона, изобретателя мокроколлодионного процесса Фредерика Скота Арчера, первого официального военного фотографа Роджера Фентона и одной из первых женщин-фотографов, валлийки Терезы Мэри Диллвин Ллевелин.

В то время фотография еще не была распространена, и в своей книге «Карандаш природы» Тальбот специально пояснял для читателей, что отпечатки были сделаны без участия кисти художника. «Вопреки расхожему мнению, это не аналог гравюры, а настоящие солнечные картины», – писал он.

Нынешним зрителям, напротив, нужно заново учиться удивляться фотографии — настолько естественной частью жизни она стала. Попробуйте осознать, что эти фотографии были сделаны спустя всего несколько лет после смерти Пушкина, спустя всего два десятилетия после смерти Бетховена и в то время, когда Россией правил Николай I.

«Фонтанка.ру»

 

Опубликовано 02 октября 2017, 22:29

Другие события

Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя

Казалось бы, где мировые религии и где вождь пролетариата? Однако ГМИР предлагает нетривиальный взгляд на Ильича, отказавшись и от мавзолейной серьезности, и от иронии концепта «Ленин-гриб». Здесь Ленин — «одомашненный» герой мифа. Вы увидите музейные экспонаты («иконы» с Лениным, графику с видами ленинских мест), незаконченную вышивку с Лениным, найденную дома сотрудником музея при подготовке выставки, и редчайшую агитационную эмалированную кастрюлю 1920-х годов. Выясните, что Владимир Ульянов был ироничным любителем гаджетов — технических новшеств своего времени, а псевдоним Ленин выбрал, скорее всего, случайно.

Статьи

>