XI Международный фестиваль «Александринский», открывшийся в начале сентября спектаклем Кристиана Люпы «Площадь Героев», продолжится премьерой москвича, худрука Центра им. Мейерхольда Виктора Рыжакова «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал». Современный текст по мотивам эпического полотна Всеволода Вишневского создала Ася Волошина. Первые показы – 19 и 20 сентября.
Пьеса «Оптимистическая трагедия», которую матрос-политработник Всеволод Вишневский писал в 1932 году, наиболее известна по фильму 1963 года с Маргаритой Володиной, Борисом Андреевым и Вячеславом Тихоновым. Но самым мощным театральным высказыванием на сюжет о том, как комиссар в юбке, а точнее, в кожанке создала из разнузданных матросов-анархистов революционный полк, остается спектакль 1933 года, поставленный в московском Камерном театре Александром Таировым с его женой и музой Алисой Коонен в главной роли. Эстет Таиров максимально ушел от конкретной политической истории и сочинил эстетское зрелище про то, как из хаоса рождается стройный миф. Это был первый опыт осмысления Гражданской войны, в котором смерть побеждала не идеология, а красота и гармония. При этом Вишневский, чувствуя потребность Таирова в эстетизации, уже в процессе репетиций все больше заострял текст. Чего только стоит первая же сцена, когда матросы пытаются изнасиловать вновьприбывшего политработника, а та достает пистолет и разит наповал насильника со словами: «Кто еще хочет попробовать комиссарского тела?»
Сцена с репетиции спектакля "Оптимистическая трагедия. Прощальный бал", режиссер Виктор Рыжаков
Фото: Пресс-служба Александринского театра/Владимир Постнов
В Александринке «Оптимистическая трагедия» появилась в 1955-м, в постановке Товстоногова. Он сделал ставку на крупные планы героев – и тут политические отсылки были как раз самые прямые. Упивающийся властью садист Вожак вызывал вполне конкретную ассоциацию – с недавно умершим вождем народов. Не случайно спектакль был сыгран на XX съезде КПСС, разоблачившим культ личности, а артист Юрий Толубеев получил Ленинскую премию.
Режиссер Виктор Рыжаков, по его признанию, вновь ищет в пьесе остроту, крепкие сцепки с современностью, но через деконструкцию советского мифа. И то верно, что в год столетия революции, когда все отчетливей проявляется опасная тенденция идеализации прошлого, самое время избавляться от отцветших образов и словесной руды, высвобождать то живое, что времени не подвластно, и облекать его в сегодняшние, узнаваемые формы и интонации.
В этом смысле название «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» представляется весьма символичным. Судя по репетиционным фотографиям, бал обойдется без романтики, напомнит, скорее, карнавал – и надо признать, что Рыжаков мастерски владеет жанром тотальной буффонады, надежно защищающей от пафоса, без которого в советскую эпоху не вообразить.
В пьесе Аси Волошиной, кроме текста собственно Вишневского, появится публицистика Александра Блока и Василия Розанова, а также – панковские и дворовые песни.
Сцена с репетиции спектакля "Оптимистическая трагедия. Прощальный бал", режиссер Виктор Рыжаков
Фото: Пресс-служба Александринского театра/Владимир Постнов
В спектакле заняты, в основном, артисты, заработавшие себе имена уже при Валерии Фокине – Анна Блинова, для которой это лишь вторая роль на сцене Александринки, но, кто видел ее Сонечкой Мармеладовой в спектакле Аттилы Виднянского, несомненно, ее запомнил, Валентин Захаров, Тихон Жизневский, Дмитрий Лысенков. Но появятся также Сергей Мардарь, Александр Лушин, народная артистка России Эра Зиганшина, заслуженный артист России Аркадий Волгин и другие.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Другие события
-
В «Англетере» покажут лучшее новое кино из франкоязычных стран
В рамках «Дней Франкофонии в России» с 20 по 26 марта пройдут Кинофестиваль Франкофонии. В кинотеатре «Кино&Театр» в «Англетере» зрителям покажут новые франкоязычные фильмы разных жанров из 5 стран: Франции, Бельгии, Швейцарии, Канады и Люксембурга.
-
В Филармонии зазвучит «Голос кита», шум поездов и воспоминания узников концлагерей
Московский ансамбль современной музыки — один из главных «проводников» творчества академических авторов XX-XXI века — выступит в Большом зале петербургской Филармонии 20 марта с программой «Голос кита 2.0» (6+). Она посвящена творчеству американских композиторов.
-
В прокат выпускают боевик с Расселом Кроу и Лиамом Хемсвортом
21 марта в кино выходит экшен-триллер режиссера Уильяма Юбэнка «Территория зла». По сюжету, Кинни, офицер-новичок подразделения «Дельта» прибывает на Филиппины для участия в секретной операции. Как водится, всё идет не по плану, и в результате Кинни оказывается в одиночестве посреди джунглей. Единственный, кто может ему помочь — оператор дронов по прозвищу Рипер, который помогает Кинни двигаться через вражескую территорию и множество опасностей, служа его глазами и ушами.
-
В кино — ностальгическая картина о нулевых в российской глубинке
21 марта на большие экраны выходит лирическая комедия «Лето. Нулевые». Дело происходит в маленьком городке на Волге в середине 2000-х. Главную роль в картине исполнил Тимофей Кочнев, получивший приз за лучшую актерскую игру на Выборгском кинофестивале. До этого он снимался в сериалах «Пищеблок» и «Слово пацана. Кровь на асфальте».
-
“Летучий корабль” по мотивам знаменитого мультфильма выходит в прокат
21 марта в прокат выходит семейное фэнтези Ильи Учителя «Летучий корабль». За основу, конечно, взят музыкальный мультфильм Гарри Бардина 1979 года. Сюжет изменили, но в фильме, как и в оригинале, будут музыкальные номера. Тексты к песням писал Юрий Энтин, а музыку — Максим Дунаевский. В новой картине Забава и Иван запоют голосами Анны Пересильд и Федора Инсарова. Самих героев сыграют Александр Метелкин и Ксения Трейстер. Роль царя исполнит Леонид Ярмольник, а Поля — Андрей Бурковский. Сергей Гармаш сыграет Водяного, а Полине Гагариной досталась роль нового персонажа, Леди Джейн. Анна Уколова станет Соловьем-Разбойником, а Ксения Раппопорт — Цыганкой.
-
В Михайловском замке покажут рисунки и акварели передвижников
Товарищество передвижных художественных выставок — это не только мрачная живопись на острые социальные темы, но и рисунки с портретами разночинной интеллигенции, а также мастерски исполненные пейзажи, в которых скромные отечественные ландшафты вытесняли «интерес к красотам Италии».
Ленин — трикстер и наш Люк Скайуокер: Музей истории религии открыл выставку к 100-летию со смерти вождя
Новости
- 18 марта 2024 - «Картинки с выставки» спустились под землю: в петербургском метро прошел концерт
- 18 марта 2024 - «Дюна: Часть вторая», официально не идущая в российском прокате, — в лидерах по сборам
- 15 марта 2024 - Ая из «Города 312» рассказала о новой солистке группы и своих проблемах со здоровьем
- 15 марта 2024 - Балет с примой Большого театра Захаровой отменен в Сеуле после протестов Украины 15 марта 2024, 14:04
- 15 марта 2024 - У группы «Кино» вышел новый альбом и большое видео из студии
Статьи
-
15 марта 2024, 08:30