17 сентября на «Эрарта-сцене» Антон Батагов, один из самых тонких и умных российских композиторов-минималистов, представит фортепианный цикл «Где нас нет. Письма игумении Серафимы». Люди чувствующие пишут об этой музыке так: «Это тот градус красоты, когда боль переходит в свечение».

Произведение Батагова посвящено истории одной семьи, на долю которой выпали нелегкие испытания, ставшие часть печальной истории XX века. Наталия Янсон и ее близкие были вынуждены после революции эмигрировать. А впоследствии их разлучила Великая Отечественная война — как оказалось, на десятилетия.

«Это сочинение в каком-то смысле можно считать продолжением «Писем Рахманинова», – говорит Антон Александрович. – Отправной точкой для него стало посещение русского православного монастыря рядом с Нью-Йорком. Но если идея «Писем Рахманинова» была полностью придумана мною, то есть писем как таковых в «действительности» не было, то в новом сочинении есть невыдуманный сюжет и подлинные письма из архива одной семьи. В них отразилась история русской эмиграции, история страны, погибшей в 1917 году и продолжающей жить в тех людях, которые навсегда сохранили в себе свет русской культуры и духовных традиций».

Между частями фортепианного цикла Батагов будет читать отрывки из писем Янсон, которая после смерти супруга постриглась в монахини под именем матери Серафимы и в последние годы своей жизни была игуменией Ново-Дивеевской обители. Там живет настоящая тоска по родине, которую мы потеряли. В этом монастыре, в 30 километрах от Нью-Йорка хранится икона Серафима Саровского, написанная при его жизни и перед которой молилась царская семья. А на монастырском кладбище похоронены тысячи людей, уехавших из России после Октябрьского переворота 1917 года. По сути, письма Серафимы – это история высочайшей по чувственности любви матери и сына, волею судеб оказавшихся по разные стороны железного занавеса и единожды встретившихся лишь спустя десятилетия.

«Семья Янсон – петербуржцы. История этой семьи и игумении Серафимы – часть истории этого города и истории нашей страны, – резюмирует Батагов. – Сыграть эту вещь в Петербурге для меня особенно важно. Это как привезти домой частичку этого дома, найденную очень далеко. Музыка не служит иллюстрацией к этим письмам, она существует как бы параллельно, как размышление о том, что пословица «хорошо там, где нас нет» – это не только про дальние страны и расстояние. Это про время, которое, увы, уходит навсегда».

Начало в 20.00

Кирилл Рейн
 

Опубликовано 08 сентября 2017, 13:18

Другие события

Куда пойти 28 декабря — 8 января: новогодние концерты, ледовые скульптуры, Рождество и Петербург в сугробах

Встречаем наступающий год песнями и танцами, отправляемся на поиски тайн с новым игровым проектом от Музея Анны Ахматовой, а в долгие выходные катаемся на коньках до поздней ночи, как в детстве.

Статьи

>