Современное искусство повернется лицом к детям
С 14 сентября по 13 октября в Петербурге в двенадцатый раз пройдёт международный фестиваль «Современное искусство в традиционном музее». Это один из первых музейных фестивалей в городе (может быть, даже самый первый) и уж определенно один из самых интересных.
Раз в год современные художники получают возможность не просто показать свои проекты в стенах больших и малых, известных и не очень петербургских музеев. Участникам фестиваля даётся шанс переосмыслить, творчески преобразовать музейное пространство. Например? За двенадцать лет случалось всякое. Одни запускали в храм искусства гипсовых посетителей на тоненьких железных ногах; другие вселялись без ордера в чужую квартиру (музей-квартиру), раскладывая на полу собственные «фотошкуры». Кто-то ставил зрителей на место экспонатов; кто-то выращивал траву на слепках с античных алтарей. Это были неожиданные, неоднозначные проекты (спасибо организаторам, отобравшим их из множества предложений). И каждый превращал посетителей в соучастников процесса, заставляя думать, спорить, творить.
В этом году благотворительный фонд культуры и искусства «Про Арте» (именно в его недрах родилась когда-то идея фестиваля) предлагает вниманию петербуржцев десять выставок. Они придуманы и реализованы художниками из России, Израиля, Финляндии, США, Голландии и Франции. Они разместятся в залах Музея истории города, Музея сновидений Зигмунда Фрейда, Музея истории Научно-исследовательского института экспериментальной медицины, музея-заповедника «Гатчина», в Мастерской М. К. Аникушина и на подводной лодке Д-2 «Народоволец».
Кроме того, как минимум, три проекта основной программы (есть ещё и специальная, дополнительная) адресованы не только взрослым – это новость.
О чём молодые художники готовы поговорить с детьми? О разном. Например, о том, как и во что превращается со временем любой ребёнок. Этой теме посвящён проект Александра Райхштейна под названием «Метаморфозы», представленный в детском центре на Болотной, 13. Около двух десятков скульптур (не то дети, не то насекомые) резвятся на раскидистом дереве. Самые маленькие напоминают личинок в пелёнках. У тех, что постарше, появляются ножки и ручки (числом до шести). А наиболее зрелые отращивают крылышки и улетают в большую жизнь.
Или, возможно, в Музей электрического транспорта – посмотреть на старые трамваи. Многие мои друзья в детстве любили на них кататься. Они садились на первые сидения и воображали себя водителями. Сегодня трамваи исчезают с улиц Петербурга. И скоро дети с не меньшим удовольствием станут играть… в пассажиров. Проект «Маршрут» Евгения Мачнева и Алёны Терешко – одна из первых версий такой игры.
В музее А.Суворова своими детскими мечтами делится с современными мальчишками и девчонками Наталья Зинцова. Когда-то она, как и многие её ровесники, жалела, что родилась слишком поздно и не успела совершить подвиг на великой войне. Теперь эта готовность «умереть за Родину» стала редкостью. Сохранить её в себе – достойная задача. Затеплить в ребёнке – почти подвиг.
Младшее поколение, наверняка, оценит и фотопроект Энди Фриберга (США), посвящённый смотрительницам российских музеев (которые со временем становятся похожи на любимые экспонаты). Не так давно эти фотографии были изданы отдельной книгой (она имела немалый успех), а теперь их можно увидеть музее истории Петербурга.
А вот выставки «Пост памяти – 1» и «Пост-памяти – 2» требуют глубоких знаний и силы духа. Их автор Браха Лихтенберг-Эттингер (Израиль) – известный психоаналитик, теоретик феминизма и лишь по совместительству художница.
Словом, каждый выбирает по себе. И организаторы фестиваля предоставляют нам этот выбор, включая в программу серьёзные и ироничные, весёлые и страшные, непохожие друг на друга проекты. Переезжая на бесплатном автобусе из музея в музей, вы сможете в этом убедиться. И понять, что современное искусство и традиционный музей – вещи вполне совместимые. Можно даже сказать, родственные. Они говорят не на разных языках, а всего лишь разных диалектах.
Дина Гин, «Фонтанка.ру»
37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога
Новости
- 25 апреля 2024 - В Петербурге назвали лучшие детские спектакли России
- 24 апреля 2024 - Русский музей учредил День Летнего сада — его отметят двухдневным марафоном
- 24 апреля 2024 - Минкульт рассказал, сколько отечественных фильмов вышло в России за год
- 23 апреля 2024 - АСТ предостерегли от «Маленькой жизни» и «Песни Ахилла». Издательство приостанавливает продажи еще двух книг
- 23 апреля 2024 - ДК Лурье создал бесплатную аудиоэкскурсию вокруг пышечной на Большой Конюшенной
Статьи
-
21 апреля 2024, 18:05Мы уже забыли, почему присаживаемся на дорожку и бьем посуду на счастье, но специалисты знают: приметы — это на самом деле текст, который нужно суметь прочесть. О том, как это сделать правильно, «Фонтанке» рассказал завотделом этнографии русского народа Российского этнографического музея, кандидат исторических наук Дмитрий Баранов.
-
20 апреля 2024, 14:51Российские кинотеатры до 12 мая убрали из расписания нелегальные показы западного кино, проводившиеся в рамках «аренды» или «предсеансового обслуживания». Первым на это обратил внимание «РБК», «Фонтанка» проверила сайты сетей и отдельных кинотеатров, обычно показывающих петербуржцам западное кино без прокатных удостоверений, и, действительно, не нашла таких показов.
-
18 апреля 2024, 15:45
-
15 апреля 2024, 19:13